Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс

В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы − счета бухгалтерского учёта.

Счета − это результат группировки однородных средств, источников средств и хозяйственных расчётов. Каждый вид объектов учёта отражается на отдельном счёте, например, для учёта основных средств предназначен счёт 01 «Основные средства», для учёта материалов − счёт 10 «Материалы», для учёта денежных средств − счета 50 «Касса», 51 «Расчётные счета» и т.д. Планом счётов бухгалтерского учёта от 31.10.2000г. № 94н. предусмотрено шестьдесят два балансовых счета для учёта активов, капитала, обязательств и расчётов (Прил.1).

Счёт имеет номер, название, начальное (Сн) и конечное сальдо (Ск), дебетовые (ДО) и кредитовые (КО) обороты. Сальдо − это остаток объекта учёта на определенную дату. Обороты − это хозяйственные операции, учитываемые по дебету (ДО) или кредиту (КО) счёта. Счёт открывается с начального сальдо.

Графически счёт можно представить в виде Т-образной схемы, «самолетика». Левая сторона счета называется дебетом (лат. «должен»), а правая − кредитом (от лат. «кредо» − «верить»).

По структуре счета делят на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активный счёт

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало периода    
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru
ДО
КО
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Хозяйственные операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств в отчетном периоде

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств в отчетном периоде
Ск
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Остаток на конец периода

 

Активные счета предназначены для учёта имущества (хозяйственных средств, активов) организации. Сальдо активного счёта всегда дебетовое. Поступление, увеличение средств отражаются по дебету (Д) активного счёта, а уменьшение, выбытие, расходование средств − по кредиту (К).

Формула расчета сальдо активного счёта: Ск (А) = Сн + ДО – КО

Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Пример графического представления активного счета 10 «Материалы»:

На 01.09.09 запасы материалов на предприятии оцениваются в 100 000 руб. В течение месяца материалы списаны в производство на сумму 20 000 руб., получены от поставщиков на 30 000 руб., проданы на сумму 40 000 руб. Определить остатки (Ск) материалов на конец сентября.

На пассивных счетах отражаются источники хозяйственных средств: капитал, резервы, обязательства организации. Увеличение капитала, резервов и обязательств организации показывается по кредиту пассивного счёта, уменьшение − по дебету. Сальдо пассивного счёта − кредитовое.

Формула расчета сальдо пассивного счёта: Ск (П) = Сн + КО - ДО

Пассивный счёт

Дебет Кредит
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств Остаток (сальдо) источников хозяйственных средств на начало периода
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств
Ск
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru

Остаток на конец периода  

Активно-пассивные счета предназначены для учёта расчётов организации с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом и прочими дебиторами и кредиторами. Активно-пассивный счёт может иметь как дебетовое, так и кредитовое (свернутое) сальдо, а также одновременно и дебетовое, и кредитовое сальдо (развернутое). Дебетовое сальдо показывает остаток (наличие) дебиторской задолженности (ДЗ), а кредитовое сальдо − кредиторской задолженности (КЗ) данной организации. По дебету активно-пассивного счёта показывается увеличение дебиторской и уменьшение кредиторской задолженности, а по кредиту − увеличение кредиторской и уменьшение дебиторской задолженности.

Активно-пассивный счёт

  Дебет Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Кредит
Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru
Сн
Остаток (сальдо) на начало периода

Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru
Сн
Остаток (сальдо) на начало периода

Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru
Ск
ДО
Хозяйственные операции, увеличивающие дебиторскую или уменьшающие кредиторскую задолженность

Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru
Ск
КО
Хозяйственные операции, увеличивающие кредиторскую или уменьшающие дебиторскую задолженность

Остаток на конец периода Остаток на конец периода

Формула расчета сальдо активно-пассивного счёта:

 
Ск (А-П) = Сн + ДО (КО) - КО (ДО)

Пример: На 01.03.09 дебетовое сальдо счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» − 70000 руб., кредитовое − 50000 руб. В марте поступили средства от дебиторов в размере 40000 руб., перечислено кредиторам 20 000руб., поступили средства в счёт будущих поставок продукции на сумму 50000 руб., перечислено в погашение кредиторской задолженности 10000 руб. Определить сальдо расчётов с разными дебиторами и кредиторами на 31.03.07 (Ск).

По способу группировки и обобщения учётных данных счета бухгалтерского учёта делят на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для обобщенного учёта средств организации, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении. Учёт, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. На синтетических счетах 1-го порядка ведется учёт объектов в достаточно укрупненном виде.

Например, на счёте 10 «Материалы» ведется учёт материалов без деления их на основные, вспомогательные материалы, запчасти для ремонта и т.д.

Более детальный учёт осуществляется на субсчетах (синтетических счетах II-го порядка).

Например, к счёту 10 «Материалы» открываются субсчета:

- 10-1 − Сырье и материалы

- 10-2 − Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия и т. д.

Организация не обязана использовать все синтетические счета и субсчета, приведенные в Плане счётов. Она осуществляет выбор их исходя из нужд учёта и отражает этот выбор в своей учётной политике.

Для оперативного учёта материальных ценностей и затрат на производство, контроля за сохранностью собственности, для ведения расчётов с работниками, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные, частные сведения, подробно характеризующие все стороны деятельности организации. Аналитический учёт − это учёт, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об объектах внутри каждого синтетического счета (в разрезе его видов, частей, статей с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении).

Счета бухгалтерского учёта. Двойная запись. Баланс - student2.ru

По отношению к балансу различают балансовые и забалансовые счета. Синтетические счета, предназначенные для учёта средств организации, ее капитала, резервов и хозяйственных расчётов, используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, прежде всего, баланса, поэтому их называют балансовыми счетами.

Забалансовые счета предназначены:

- для учёта средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся в его распоряжении (счёт 001 «Арендованные основные средства» и др.) либо на ответственном хранении (счёт 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»), принятых на комиссию (счёт 004 «Товары, принятые на комиссию») и пр.;

- для учёта условных обязательств (счёт 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные», счёт 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»);

- для контроля за отдельными хозяйственными операциями (счёт 006 «Бланки строгой отчетности» и др.).

В отличие от синтетических счётов, учитывающих хозяйственные процессы, происходящие с собственными средствами предприятия и их источниками методом двойной записи, учёт на забалансовых счетах предполагает однократную запись - только по дебету или только по кредиту забалансового счета. По дебету забалансового счёта отражают получение ценностей либо возникновение обязательств, а по кредиту - их выбытие (списание).

Пример бухгалтерских проводок:

Основные средства поступили по договору аренды Д 001 (в оценке, указанной в договоре аренды)
Списаны с забалансового учёта арендованное имущество К 001

Планом счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий наряду с синтетическими балансовыми счетами предусмотрено 11 забалансовых счётов.

Каждая хозяйственная операция отражается в учёте с использованием метода двойной записи. Двойная запись – отражение хозяйственной операции в одной сумме на двух бухгалтерских счетах (по дебету одного счета и кредиту другого).

Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счётов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденция счётов − это взаимосвязь между счетами, возникающая в результате двойной записи. Счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Бухгалтерская проводка − это бухгалтерская запись, включающая содержание операции, корреспонденцию счётов и сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

 

Пример:

Снято с расчётного счёта в кассу Д50 К51 10 000 руб.

Здесь счета 50 и 51 − корреспондирующие счета.

Пример: В отчетном периоде организацией осуществлены следующие операции: получены средства от покупателей в размере 50000 руб., перечислено в бюджет 40 000 руб., с расчётного счета снято в кассу 100000 руб., из кассы выдана заработная плата в сумме 95000 руб., внесено из кассы на расчётный счёт 5000 руб. выдано из кассы подотчетному лицу 10000 руб.

В учёте выполнены бухгалтерские проводки:

На расчётный счёт получено от покупателя Д 51 К 62 50 000 руб.
С расчётного счёта перечислено в бюджет Д 68 К 51 40 000 руб.
С расчётного счёта снято в кассу для выдачи заработной платы Д 50 К 51 100 000 руб.
Выдано из кассы Д 70 К 50 95 000 руб.
Из кассы внесено на расчётный счёт Д 51 К 50 5 000 руб.
Выдано из кассы подотчетному лицу Д 71 К 50 10 000 руб.

Баланс в бухгалтерском учёте рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату. По своему строению − это таблица, состоящая из двух частей, одна из которой – актив – отражает состав и размещение имущества (хозяйственных средств), а другая – пассив – отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.

Бухгалтерский баланс

на _______________ 20 ____ г.

Актив Пассив
I. Внеоборотные активы   II. Оборотные активы   III. Капитал и резервы   IV. Долгосрочные обязательства   V. Краткосрочные обязательства
Итого (валюта баланса) Итого (валюта баланса)

В актив баланса включены два раздела, в пассиве баланса − три раздела. Каждый из разделов баланса, в свою очередь, состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации, а подразделы − из отдельных статей. Баланс представляет собой свод остатков (сальдо) на счетах бухгалтерского учёта, т. е. каждая статья показывает состояние соответствующего счёта на определенную дату.

Сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Эта сумма называется валютой баланса.

Балансовое уравнение можно выразить следующим образом:

Активы (I и II разделы баланса) = собственный капитал (III раздел баланса) + обязательства (IV и V разделы баланса).

И активы, и пассивы отражаются в балансе в денежной оценке в валюте Российской Федерации − рублях.

Данные баланса благодаря наличию показателей на начало и конец отчетного периода (месяц, квартал, год) используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния организации.

Наши рекомендации