Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций

· Задачи, объекты и источники информации.

· Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

· Аудит расчётов с подотчётными лицами.

· Аудит кредитов и займов.

Основными нормативными документами, регулирующими объект проверки являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2;

2. Налоговый кодекс РФ, части 1 и 2;

3. Закон РФ "О бухгалтерском учёте", № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.;

4. Система национальных стандартов по бухгалтерскому учёту (ПБУ);

5. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г., № 94н);

В ходе аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами должны быть решены следующие основные задачи:

1. установлено наличие и правильность оформления документов по поставке ТМЦ (договоры, акты сверки взаиморасчётов и т.д.);

2. проведена проверка правильности расчётов с поставщиками и подрядчиками, а так же с покупателями и заказчиками за ТМЦ и услуги;

3. подтверждена полнота и своевременность оприходования полученных ТМЦ и учёта выполненных работ (услуг);

4. установлена правильность отражения в учёте сумм полученных и выданных авансов, предъявленных претензий;

5. проверена правильность отражения в балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

6. установлены причины и давность образования задолженности по расчётам, определены реальность и пути погашения дебиторской задолженности.

Источниками информациидля аудитора являются:

· договоры поставки продукции (работ, услуг), заключенные с поставщиками и подрядчиками, а так же договоры с покупателями и заказчиками;

· акты сверки и инвентаризации расчётов;

· копии платёжных документов;

· Книга покупок, Книга продаж

· учётные регистры (ведомости, журналы-ордера № 6, № 11, 8, 9, 15, машинограммы по счетам 60,62,58,76,79,99 и т.д.)

· Главная книга;

· Годовая отчётность.

Аудит расчётов с контрагентами должен проводится по специальной программе, составленной по результатам оценки системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Такая программа позволит последовательно выполнить все необходимые аудиторские процедуры, получить и обобщить достаточное количество аудиторских доказательств надлежащего качества.

· Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Основной целью проверки данного раздела учета является установление правильности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные от них ТМЦ, принятые работы или оказанные услуги.

В соответствии с этим, в первую очередь необходимо проверить наличие и правильность оформления договоров на поставку, куплю-продажу, договоров подряда, а так же возмездного оказания услуг, которые должны отвечать требованиям норм Гражданского Кодекса РФ.

При обнаружении просроченной дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (более трёх лет), при этом следует проверить, какие меры были предприняты организацией к её взысканию.

При наличии импортеров необходимо уточнить порядок ведения учета курсовых разниц и уточнить, осуществлялся ли на отчётную дату пересчёт остатков по счёту 60 субсчёту "Расчёты с поставщиками в валюте".

Приступая к составлению программы аудиторских процедур, аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, действующего на предприятии, чаще всего, используя для этого письменный или устный опрос работников предприятия.

В ходе такого опроса устанавливается:

· наличие договоров поставок;

· периодичность проведения сверок с поставщиками по расчетам (ежеквартально или на конец года);

· полнота охвата сверок (100%, 50% поставщиков);

· регистрируются ли счета-фактуры в отдельном журнале;

· кому предоставлено право на получение ТМЦ от поставщиков (лицам, зафиксированным в приказе или без ограничений);

· сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах-фактурах поставщиков с договорными ценами.

В таблице № 1 приведён примерный перечень контрольных процедур,

применяемых в организации, наличие которых должен выяснить аудитор. При этом положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач, свидетельствует об очень высоком уровне системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Однако все эти ответы должны быть подтверждены организацией документально.

Программа аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает в себя:

N п/п Перечень аудиторских процедур Источники информации  
1. Оценка правильности оформления заключённых хозяйственных договоров Хозяйственные договоры
2. Проверка данных регистров учёта расчётов с поставщиками и сверка их с Главной книгой Журнал- ордер № 6 (машинограммы), Главная книга
3. Проверка неотфактурованных поставок, расчётов по претензиям с поставщиками Хозяйственные договоры, акты по претензиям, журналы- ордера (машинограммы), Главная книга
4. Проверка данных инвентаризации расчётов с поставщиками. Проведение при необходимости выборочной инвентаризации Хозяйственные договоры, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).
5. Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта Журналы- ордера (машинограммы),
6. Проверка правильности отражения и возмещения "входного" НДС Хозяйственные договоры, счета-фактуры поставщиков, журнал регистрации полученных счетов-фактур, Книга покупок, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).

Так же источниками информации для аудитора являются:

· журнал регистрации выданных доверенностей на получение ТМЦ;

· накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;

· таможенные декларации при импортных операциях;

· Бухгалтерский баланс (форма №1);

· Данные аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Далее аудитор выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" и платёжных документов, используя методы прослеживания и арифметической проверки.

Проверяя состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен изучить систему расчетов, применяемую в организации (акцептная, аккредитивы, расчеты платежными поручениями, чеками и т.д.). Особое внимание на данном участке проверки уделяется наличию всех оправдательных документов, в случае отсутствия которых, в банк отправляется запрос о предоставлении их копий.

При необходимости может быть проведена инвентаризация расчётов, а так же встречная проверка документов и регистров учёта у клиента и поставщика.

Инвентаризацию целесообразно проводить посредством направления запроса к контрагенту о состоянии расчётов на определённую дату с приложением к нему расшифровки задолженности. Результаты инвентаризации должны быть оформлены специальным актом в двух экземплярах.

К акту прилагается справка с наименованием и адресами дебиторов и кредиторов, а также с указанием сумм задолженности и времени ее возникновения.

Рассмотрим подробнее некоторые аудиторские процедуры:

1. Проверка наличия документов на приобретение ТМЦ.

Проводя эту процедуру, аудитор выборочно просматривает приходные документы, сверяя их с договорами поставок. Затем проверяется наличие счетов-фактур от поставщиков к каждому приходному документу. Особое внимание уделяется проверке неотфактурованных поставок.

2. Проверка своевременности предъявления претензий поставщикам по качеству и количеству ТМЦ.

3. Проверка правильности предъявления поставщиком НДС и определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету.

В ходе этой процедуры следует учесть, что счета-фактуры, выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению.

4. Проверка записей учетные регистры. При журнально-ордерной ордерной форме учёта аналитический и синтетический учёт по счёту 60 ведётся в журнале-ордере № 6, по каждому поставщику и по каждому счёту.

5. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Эта процедура заключается в просмотре счетов поставщиков, приходных ордеров и сравнении их с записями в карточках складского учета материалов.

6. Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта.

В ходе этой процедуры аудитор должен помнить, что в соответствии с Планом счетов, ведется раздельный учет авансов выданных поставщикам, т.е. к счету 60 должны быть открыты отдельные субсчета по авансам, выданным и по расчетам за полученные ТМЦ.

При выдаче аванса поставщику (60.2):

Д-т 60.2 К-т 51

При получении ТМЦ (60.1)

Д-т 10 К-т 60.1

Д-т 19 К-т 60.1

Поэтому необходим зачет выданного аванса:

Д-т 60.1 К-т 60.2

Типичными ошибками являются:

· арифметические ошибки, отсутствие необходимых реквизитов и несвоевременная регистрация первичных документов в учётных регистрах;

· несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчисление срока исковой давности;

· возмещение "входного" НДС без счетов-фактур поставщиков;

· несвоевременное предъявление претензий поставщикам;

· отсутствие аналитического учёта по поставщикам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, и т.д.

· ошибки в составлении корреспонденции счетов и др.

Аудит расчётов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками.

В ходе такой проверки аудитор должен установить:

· наличие и правильность оформление договоров поставки продукции (условия оплаты);

· на основе данных инвентаризации выяснить реальную задолженность покупателей;

· на основании платёжных документов оценить состояние расчётов с покупателями;

· путём прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования на продукцию, факты её продажи ниже себестоимости, особенно по товарообменным операциям;

· оценивается порядок ведения аналитического учёта с покупателями, который должен обеспечивать получение оперативной информации о сумме реальной задолженности каждого;

· изучаются факты возникновения просроченной дебиторской задолженности, а так же причины неплатежей;

· устанавливается правильность составления бухгалтерских проводок.

Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на одноимённом счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".

Следует отметить, что авансы, полученные от покупателей должны учитываться на счёте 62 обособленно на отдельном субсчёте "Расчёты по авансам полученным". В ходе данной процедуры выяснить:

· обоснованность получения авансов;

· правильность исчисления НДС с полученных сумм частичной оплаты и дальнейших расчётов по определению выручки и налогов;

· правильность ведения синтетического и аналитического учёта полученных сумм предварительной оплаты.

· Аудит расчетов с подотчетными лицами.

Основными нормативными и законодательными актами, регламентирующими объект проверки, являются:

1. НК РФ, часть 2;

2. План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 г., № 94Н);

3. "Порядок ведения кассовых операций в РФ", утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40.

4. "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ (приказ Минфина РФ № 93 от 08.02.2002 г.).

Подотчетными суммами называются денежные авансы, которые выдаются работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на командировочные расходы.

Список подотчетных лиц и порядок выдачи денег в подотчет утверждаются приказом руководителя.

Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, то этот этап аудита является достаточно трудоемким, хотя сами операции довольно однообразны, а методы проверки их просты.

Чаще всего такие операции проверяются сплошным порядком, поэтому выполнять эту работу поручается ассистентам аудитора.

Источниками информации для аудитора являются:

· авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами;

· журнал регистрации авансовых отчётов;

· сметы представительских расходов и приказы об их утверждении;

· журнал-ордер № 7 являющийся регистром как синтетического, так и

аналитического учёта;

· Главная книга;

· Бухгалтерский баланс (форма № 1);

· "Отчёт о движении денежных средств" (форма № 4);

· приказы и распоряжения руководителя о перечне подотчетных лиц, о выдаче

денег в подотчет, о направлении работников в командировку и т.д.

Кроме того, в ходе проверки аудитор использует информацию, полученную в результате изучения кассовых операций.

Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки целесообразно использовать вопросник (таблица № 1), по результатам которого аудитор делает выводы и намечает перечень аудиторских процедур, основными из которых являются:

1. Проверка соответствия лиц, фактически получающих деньги в подотчёт утверждённому списку, а так же наличие подотчётных лиц в штате организации.

2. Проверка выдачи в подотчёт денежных средств лицам, не отчитавшимися по раннее полученному авансу;

При этом следует помнить, что "Порядок ведения кассовых операций в РФ", запрещает:

· выдавать деньги в подотчет лицу, не отчитавшемуся по ранее выданному авансу;

· передавать подотчетные суммы от одного работника к другому.

3. Проверка соблюдения сроков предоставления авансового отчета.

При этом следует отметить, что ограничений на размер суммы, выдаваемой в подотчет, законодательно не установлено.

4. Проверка оправдательных документов (формально, арифметически и по существу), а так же проверка целевого использования подотчётных сумм;

5. Проверка командировочных расходов: полноты документов и правильности возмещения таких расходов.

6. Проверка правильности списания подотчётных сумм в налоговом учёте на расходы, не принимаемые для целей исчисления налога на прибыль;

6. Проверка правильности отражения операций с подотчетными лицами на счетах бухучета и записей в журнал-ордер № 7

7. Другие процедуры.

Типичные ошибки при расчетах с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм:

· выдача денег лицам, не включенным в список подотчетных лиц;

· выдача денег лицам, не являющимся работниками предприятия;

· выдача денег лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;

· нецелевое использование денежных средств.

2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:

· отсутствие приказов;

· отсутствие командировочных удостоверений или отметок в них;

· несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

· отсутствие приказов об оплате суточных сверх норм.

3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных

расходов:

· некорректное выделение НДС в суммах командировочных расходов

· уменьшение налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль на сумму суточных, выплаченных сверх лимита.

4. Нарушения при приобретении материальных ценностей подотчетными лицами:

· выделение НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных в розничной торговле;

· включение НДС, выделенного отдельной строкой по материальным ценностям, приобретенным у предприятий- изготовителей или у предприятий оптовой торговли на затраты или в стоимость материальных ценностей.

5. Нарушение порядка учета представительских расходов (не соблюдение смет);

6. Нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:

· неверное составление бухгалтерских проводок;

· неправильный подсчет остатков по счету 71 "Расчёты с подотчётными лицами"

· несоответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7.

Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора.

Наши рекомендации