Порядок представления отчетности
Подготовленная в электронном виде бухгалтерская отчетность и налоговые декларации организации подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Затем отчетность направляется в адрес налогового органа по месту учета налогоплательщика в зашифрованном виде.
В соответствии со ст. 80 НК РФ, п. 11 главы I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ налоговый орган не вправе отказать в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленной в электронном виде. Однако это требование выполняется при условии соблюдения налогоплательщиком утвержденного формата представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также оснащения налогового органа необходимыми техническими средствами для приема такой отчетности (п. 3.4 Методических рекомендаций).
Датой представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 главы II Порядка, п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 6.10 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации считаются представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью оператора связи.
При приеме бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогоплательщика и заверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа (п. 11 главы I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ, п. 3.3.2 Регламента). В соответствии с п. 3 главы II Порядка квитанция направляется налоговым органом в адрес налогоплательщика в течение суток после ее отправки.
Вместе с тем по просьбе организации налоговый орган может распечатать налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную в электронном виде, и заверить ее в установленном порядке (п. 3.3.4 Регламента).
Кроме того, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.
После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику (пп. 3.4.1, 3.4.2 Регламента).
В соответствии с п. 6.11 Методических рекомендаций формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.
Таким образом, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (пп. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций).
Если при проверке направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится несоответствие формату отчетности, организации направляется протокол, содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом (п. 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).
В случае, когда в установленный срок налогоплательщик не получил квитанцию о приеме отчетности и/или протокол входного контроля, он заявляет об этом в налоговый орган и/или оператору связи и при необходимости повторяет процедуру сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).
Согласно п. 6.13 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
Одним из преимуществ представления отчетности в электронном виде, как уже отмечалось, является возможность получения информационной выписки об исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств перед бюджетом, для чего организация должна обратиться в налоговый орган по месту своего учета с соответствующим запросом.
Порядок направления запросов и получения информационных выписок соответствует порядку направления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций (п. 6.15 Методических рекомендаций). При этом подтверждение сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи не требуется (п. 5 главы II Порядка).
Однако необходимо иметь в виду, что информационная выписка не является официальным документом, подтверждающим наличие или отсутствие задолженности по расчетам с бюджетом, предназначенным для представления в другие организации, а носит лишь ознакомительный характер. Для получения официальной справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам и уточнения расчетов с бюджетом налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган в установленном порядке (пп. 7.1-7.3 Методических рекомендаций).
Необходимо помнить, что организация самостоятельно выбирает форму представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций: в электронном виде или на бумажном носителе. Поэтому в случае их получения на бумажных носителях налоговые органы не вправе требовать дополнительного представления отчетности в электронном виде. Данное разъяснение было дано, в частности, в письме Минфина России от 29.09.03 г. № 16-00-17/31, письме УМНС России по г. Москве от 25.12.03 г. № 11-11н/71480.
Арбитражные суды в этом вопросе также встают на сторону налогоплательщиков. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.04 г. по делу № КА-А40/7239-04 указано, что НК РФ не обязывает налогоплательщиков направлять предусмотренные законодательством о налогах и сборах документы в электронной форме дополнительно к представленным документам на бумажном носителе.
Также налоговый орган не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность представлять бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в дополнение к отчетности в электронном виде, направленной по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 главы I Порядка, п. 3.1.3 Регламента).
Практикум
Модуль 1.
Задание
Охарактеризуйте сходства и различия между понятиями внешний учетно-аналитический процесс, внутренний учетно-аналитический процесс. Объясните свою позицию.
Заполните таблицу 1.
Таблица 1