Тема 6 Учёт в обслуживающих организациях
1 Учёт в организациях службы быта
Деятельность бытовых предприятий имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от других сфер деятельности и оказывают определенное влияние на построение и организацию бухгалтерского учета.
В качестве основных особенностей можно выделить следующие:
Услуга имеет локальный характер и потребляется на месте. Местом может быть само предприятие или другое предприятие, выступающее в роли посредника-продавца конкретной услуги (товара, продукта).
Услуги населению делятся на две группы — производственные и непроизводственные. Критерием деления является наличие или отсутствие процесса производства при выполнении услуги.
Многообразие оказываемых услуг предполагает их классификацию по следующим признакам:
- по видам производственной деятельности;
- по характеру оказываемых услуг;
- по формам оказания услуг;
- по видам ремонта;
- по способу выполнения работ;
- по формам обслуживания;
- по сроку выполнения заказов;
- по формам оплаты.
Предприятия могут иметь в качестве отдельных структурных подразделений приемные пункты, осуществляющие прием и выдачу заказов.
Предприятие сочетает в себе производственный цех и приемный пункт, представляя предметно-замкнутую организацию технологического процесса.
В процессе оказания услуги производственного характера, использует материалы заказчика или реализует свои, как приобретенный товар.
Исходя из особенностей производства, оказания бытовых услуг при проверке необходимо установить:
- организационно-правовую форму и ее соответствие учредительным документам;
- производственную структуру и виды оказываемых услуг;
- правильность оформления договоров бытового подряда;
- своевременность и полноту оформления бланков строгой отчетности и их использование;
- полноту и правильность оформления полученных авансов от заказчиков и денежных средств в окончательный расчет;
- применяются ли контрольно-кассовые машины при расчетах с населением без использования бланков строгой отчетности;
- своевременность зачисления выручки на расчетный счет;
- содержание и оформление учетной политики.
Учетная политика включает организационную, техническую и методологическую стороны бухгалтерского учета. В соответствии с приказом утверждаются:
- организационная схема бухгалтерского учета.
- рабочий план счетов.
Формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.
Перечень бланков строгой отчетности при отсутствии применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при расчетах с населением за оказанные услуги, порядок их хранения, выдачи и инвентаризаций.
Сфера бытовых услуг представлена множеством различных видов деятельности по оказанию услуг, требующих своей организации производства, технологии выполнения услуг.
В связи с этим на предприятиях сферы услуг могут применяться различные методы (варианты) учета затрат и калькулирования себестоимости услуг и выполняемых работ. Основными из них являются:
- позаказно-поиздельный;
- позаказный;
- поиздельный;
- попередельный;
- прямой.
Любой из вышеперечисленных методов включает нормативный вариант учета затрат.
Проверка правильности начисления заработной платы проводится на основании анализа заполнения реквизитов и движения квитанций соответствующей формы бланка строгой отчетности
Контроль в части обоснованного списания затрат предприятия на выпускаемую продукцию или выполненные услуги опирается на варианты учета затрат, обозначенные в учетной политике.
На предприятиях сферы бытовых услуг могут применяться три варианта: полуфабрикатный, бесполуфабрикатный и прямой.
Применение полуфабрикатного и бесполуфабрикатного вариантов учета затрат может иметь место только в условиях сложного производства. Например: изготовление мебели, трикотажных изделий, пошив обуви. На предприятиях с замкнутым циклом производства, где все расходы собираются внутри каждого цеха в отдельности, затраты формируются по прямому признаку. Необходимо обратить внимание на формирование показателя реализации услуг (поступление выручки).
По отдельным видам услуг стоимость материалов не учитывается в стоимости услуги, т. к. материалы могут оплачиваться заказчиком отдельно от оказываемой услуги.
Оплата материалов отдельно от стоимости заказа рассматривается как самостоятельная хозяйственная операция и включается в объем реализации выполненных и оказанных услуг. Приобретаемые материальные ценности (основные материалы) отражаются в учете через счет 41 «Товары» и реализуются как товары.
Учет материалов заказчика организуется на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Индивидуальный характер оказания услуг требует достоверной организации аналитического учета по потребителям услуг. Проверка соответствия синтетического учета аналитическому опирается на первичные документы по движению материальных ценностей, начислению заработной платы и в фонды социального страхования и др. Основанием служат бланки строгой отчетности соответствующей формы, где указаны направления использования отражаемой в них информации для: начисления заработной платы, списания материальных ценностей, учета выручки, контроля за движением и сдачей изделия заказчику и т. д. Использование бланков строгой отчетности вызывает необходимость их специального учета. Поступление бланков строгой отчетности учитывается на отдельном субсчете счета 10 «Материалы» по их наименованию, количеству, фактической стоимости приобретения. Учет движения бланков должен осуществляться в разрезе каждого подотчетного лица.
Записи ведутся на счете 006. По дебету счета 006 отражается получение подотчетным лицом бланков строгой отчетности На основании отчета об использовании бланков или их списания с учета в связи с уничтожением счет 006 кредитуется.
Бланки, списанные на затраты, отражаются по кредиту учета 10 «Материалы» и дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», а испорченные списываются в брак по дебету счета 28 «Брак».
При применении бланков строгой отчетности как способа расчета с населением за услуги и выполненные работы, необходим жесткий контроль за их хранением и движением. Источниками проверки поступления и использования бланков по назначению могут быть:
- приходные ордера с указанием номеров, количества;
- книга учета бланков строгой отчетности, листы которой должны быть пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером и скреплены печатью.
Исчисление себестоимости продукции и услуг тоже имеет свои особенности в части состава затрат, что выражается в наличии или отсутствии такой прямой затраты как основные материалы, косвенных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, расходы на содержание приемных пунктов). Необходимо обратить внимание на распределение этих расходов в соответствии с учетной политикой и обоснованность выбранной базы распределения.
Пристального внимания заслуживают общехозяйственные расходы, которые в силу применения предприятиями службы быта кассового метода определения выручки от реализации должны распределятся между услугами оплаченными (реализованными) и не оплаченными.
Источниками информации на предприятиях службы быта, отражающими специфические приемы учета деятельности, являются:
- договор подряда (квитанция);
- бланки строгой отчетности при расчете с населением без применения ККМ;
- журнал учета движения заказов;
- наряд-заказы для расчета заработной платы и отпуска материалов на выполнение работ, услуг;
- накладные на внутреннее перемещение материальных ценностей;
- отчеты кассира при использовании в расчетах с населением ККМ;
акты на списание аннулированных заказов;
- акты на подтверждение расходов по исправлению брака;
- журнал учета движения материалов, принятых от заказчиков;
- реестр принятой денежной выручки от структурных подразделений (приемные пункты);
- накладные на передачу товара для реализации другим организациям (продажа через сеть магазинов).
При использовании предприятиями службы быта при расчетах с населением контрольно-кассовых машин (ККМ) следует обратить внимание на приобретение ККМ и порядок их эксплуатации.
Для контроля за правильностью эксплуатации ККМ и своевременным оприходованием выручки аудитору необходимо проверить:
- соответствие применяемых ККМ перечню допущенных к использованию на основании Государственного реестра ККМ, утвержденного для Российской Федерации с учетом конкретной сферы деятельности предприятия;
- наличие договоров с центром технического обслуживания (ЦТО) или с заводом изготовителем об их принятии на техническое обслуживание и ремонт;
- документы, подтверждающие регистрацию ККМ в налоговых органах как при первом их приобретении, так и последующем;
- журнал кассира-операциониста по форме КМ-4, пронумерованный, прошнурованный и скрепленный подписями руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и печатью;
- наличие унифицированных форм по учету денежных средств с населением;
- порядок выдачи чеков покупателям (заказчикам), осуществляющих оплату услуг наличными денежными средствами;
- формирование стоимости приобретенных ККМ и постановку их на учет.
Все остальные операции в бухгалтерском учете при оказании услуг должны осуществляться в общеустановленном порядке. Источники информации будут аналогичными любому другому виду деятельности.