Тема 6.4. Учет операций по счетам, открытым в кредитных организациях

Для осуществления безналичных расчетов в валюте Российской Федерации организация открывает расчетный счет в банке (номер расчетного счета состоит из 20 знаков). Количество расчетных счетов не ограничено.

Организация представляет в банк заявление, нотариально заверенные копии учредительных документов и документы, подтверждающие постановку на учет в качестве налогоплательщика, внесения в государственный реестр, а также иные документы, необходимые банку. Организация представляет в банк карточку с образцами подписей руководителя, его заместителя (первые подписи) и главного бухгалтера (вторая подпись).

Организация заключает с банком договор, именуемый «Договор о расчетно-кассовом обслуживании». В этом договоре определяются права и обязанности сторон. За свои услуги банк берет вознаграждение, которое при проведении банковских операций списывается с расчетного счета клиента. Тариф за ту или иную операцию определяется банком. Такая плата за банковское обслуживание является расходом организации. За перечисление налоговых платежей комиссия банка не взимается.

Списать средства с расчетного счета клиента банк может только по распоряжению клиента - расчетному документу. Банки осуществляют безналичные операции на основании расчетных документов:

· платежное поручение;

· аккредитив;

· чек;

· платежное требование;

· инкассовое поручение.

Самым распространенным расчетным документом является платежное поручение. Платежное поручение - это распоряжение владельца счета, выданное банку перевести денежные средства с расчетного счета владельца счета в адрес получателя этих средств. Для этого организация предъявляет в банк платежное поручение установленной формы в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Первый экземпляр подписывается лицами, имеющими право подписи (2 подписи), и заверяется печатью организации. Остальные экземпляры, идентичные первому, не подписываются и не заверяются. В настоящее время распространенной формой предъявления распоряжения владельца счета не на бумажном носителе, а с применением средств связи (Банк-Клиент, Online-banking).

В некоторых случаях списание средств с расчетного счета происходит без согласия владельца счета, то есть в безакцептном порядке. Например, право на безакцептное списание имеют организации энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.

При достаточном количестве денежных средств на счете платежные поручения обрабатываются банком в порядке их поступления. При недостаточности денежных средств на счете средства списываются в соответствии с очередностью, установленной ст. 855 ГК РФ.

Движение средств по расчетному счету отражается в выписке банка. Это документ выдается организации за каждый день, в котором имели место операции по счету клиента (унифицированной формы банковской выписки нормативными документами не установлено).

В выписке указано:

- наименование клиента,

- наименование банка,

- номер счета,

- дата, за которую предоставляется выписка,

- состояние счета на начала этого дня,

- поступление средств на счет с указанием суммы и документа, на основании которого производится поступление,

- выбытие средств со счета с указанием суммы и документа, на основании которого производится выбытие

- состояние счета на конец дня

- подпись операциониста банка.

К банковской выписке прилагаются копии документов, на основании которых банк выполнил операцию.

На выписке напротив каждой записи бухгалтер проставляет бухгалтерские проводки.

Синтетический учет операций по расчетному счету организация ведет на счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 отражается поступление денежных средств на счет, по кредиту – списание средств со счета. Сальдо показывает остаток денежных средств на расчетном счете.

Наши рекомендации