Учащийся-практикант должен явиться на место практики в срок, установленный учреждением образования
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КУРСА
ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-25 01 35
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ»
Полоцк 2015
Составитель Ермолаева Е.Л., руководитель практики
Методические указания составлены на основе УМК «Технологическая практика» для специальности 2-25.01.35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и включают программу прохождения технологической практики, методические рекомендации по организации практики и оформлению дневника-отчёта.
СОДЕРЖАНИЕ
I ПРОГРАММА ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………...4
II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по прохождению практики и
оформлению дневника-отчета……………………………………………………..11
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ…………………………………...13
3 ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА…………………………………….14
4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ……………………………………………14
5 ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ДНЕВНИКОВ-ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК…………..15
6 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ…………………………...17
7 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………20
III ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДЕНО
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ
ЕРМОЛАЕВА Е.Л.
П Р О Г Р А М М А
Прохождения технологической практики
Форма получения образования: дневная
Специальность: 2-25.01.35 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»
Программа технологической практики рассмотрена на заседании цикловой комиссии учётно-экономических дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Темы и содержание учебных заданий | Кол-во дней | Рабочее место |
1. Вводное занятие. Общие вопросы организации производства и управления. Ознакомление с организацией (предприятием), правилами внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по безопасности и охране труда. Согласование и утверждение графика перемещения по рабочим местам. Изучение организационно-управленческой структуры организации (предприятия): сферы деятельности, специализации организации, обеспеченности ресурсами, местонахождением, удаленностью от административных центров и пунктов сдачи продукции, характеристикой землепользования, организационно-производственной структурой и схемой размещения структурных подразделений, численностью работников, главными, дополнительными и подсобными отраслями. Ознакомиться с основными производственными и экономическими показателями деятельности организации за последние два года: стоимость валовой продукции растениеводства и животноводства, производительность труда, в целом по хозяйству и отраслям; себестоимость и урожайность отдельных видов продукции; продуктивность животных, производство и реализация основных видов продукции; прибыль от реализации продукции и уровень рентабельности производства в целом по хозяйству и отдельным отраслям. Ознакомиться с организацией бухгалтерского учёта, применяемыми в организации формами и методами учёта, распределением обязанностей между счётными работниками, планом документооборота, учётной политикой организации (предприятия). Изучить должностные обязанности бухгалтера, экономиста, ревизора. | Бухгалтерия предприятия | |
2. Учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций Оформление кассовых документов и их регистрация. Изучить учёт денежных средств в кассе организации, обработать отчёт кассира, заполнить журнал-ордер ф.№1-АПК. Изучить учёт денежных средств на лицевых счетах в банке. Обработать выписки банка по расчётным и прочим счетам, отразить записи в журнале-ордере ф.№2-АПК, ф.№3-АПК, ведомости ф.№25-АПК. Ознакомиться с формами расчётов с предприятиями и организациями. Изучить синтетический и аналитический учёт расчётов: с поставщиками и подрядчиками; с покупателями и заказчиками; с бюджетом по налогам и сборам; с Фондом социальной защиты населения; с работниками по прочим операциям; с учредителями; с разными дебиторами и кредиторами. Составить журналы-ордера ф.№6- АПК, ф.№8-АПК, ф.№9-АПК, ф.№10- АПК, ф.№11-АПК и ведомости аналитического учёта. Снять копии расчётов по исчислению налогов в бюджет. Изучить отчётностьпо суммам, отчисляемым в фонд социальной защиты населения, в Белгосстрах. Изучить учёт расчётов с банком по кредитам и займам. Изучить порядок оформления, получения и погашения кредитов и займов. Снять копии ведомости ф.26-АПК, журнала-ордера ф.4-АПК. | Бухгалтерия предприятия | |
3. Учёт основных средств и нематериальных активов Изучить синтетический и аналитический учёт основных средств и нематериальных активов. Изучить синтетический и аналитический учёт амортизации основных средств и нематериальных активов. Изучить порядок списания с баланса основных средств и нематериальных активов, определения финансовых результатов от их реализации и ликвидации. Ознакомиться с переоценкой основных средств. Изучить учёт затрат по строительству, приобретению основных средств, формированию основного стада и другим видам вложений в долгосрочные активы. Составить производственный отчёт по капитальным вложениям. | Бухгалтерия предприятия | |
4. Учёт производственных запасов Изучить организацию синтетического и аналитического учёта материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Произвести приём, проверку и обработку отчётов о движении продукции и материалов. Составить сальдовую ведомость остатков топлива, запасных частей и прочих материальных ценностей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и журнал-ордер ф.№10-АПК. Произвести приём и проверку отчёта о движении скота и птицы на ферме, составить сводный отчёта, отражение записей в журнале-ордере ф.№14-АПК. Составить государственную статистическую отчётность о состоянии животноводства. | Бухгалтерия предприятия | |
5. Учёт труда и заработной платы Начислить оплату труда и составить первичные документы по учету затрат труда и его оплаты работникам растениеводства, животноводства, административно-управленческому персоналу и другим работникам | ||
организации. Начислить оплату за время трудовых отпусков, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам. Составить расчётно-платёжную ведомость. Изучить порядок систематизации начисленной оплаты труда в сводных документах. Изучить синтетический и аналитический учёт расчётов с работниками по оплате труда. | Бухгалтерия предприятия | |
6. Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Изучить виды вспомогательных производств в организации (на предприятии), организацию учёта затрат и услуг вспомогательных производств. Изучить порядок исчисления фактической себестоимости продукции, выполненных работ и оказанных услуг вспомогательных производств. Изучить учёт общепроизводственных и общехозяйственных затрат, порядок их распределения. Изучить организацию учёта затрат и выхода продукции по растениеводству, животноводству и промышленным производствам, исчисление и корректирование нормативно-прогнозной себестоимости продукции до фактической. Изучить учёт затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах, порядок их списания. Снять копии производственных отчётов. | Бухгалтерия предприятия | |
7. Производственная программа организации (предприятия). Анализ объема выпуска и реализации продукции. На основании данных форм годового отчёта 9-АПК, 13-АПК, за три последних года, проанализировать и при этом рассчитать базисные и цепные темпы изменения валовых сборов основных сельскохозяйственных культур (3-4 вида) и валового производства продукции животноводства (2-3 вида). Проанализировать, используя данные годового бизнес-плана и годового отчёта за последний год, уровень выполнения плана производства основных видов продукции растениеводства и животноводства. Результаты оформить в виде таблицы. Выполнить факторный анализ модели расчёта валового надоя молока за последние два года, сделать выводы. На основании данных формы годового отчёта 7-АПК за три последних года проанализировать и при этом рассчитать базисные и цепные темпы изменения объёмов и сумм выручки реализации основных видов растениеводческой (2-3 вида) и животноводческой продукции (2-3 вида). Результаты оформить в табличной форме. Выполнить факторный анализ модели расчёта сумм выручки от реализации зерна и молока за последние два года, сделать выводы. На основании данных формы годового отчёта 7-АПК и 15 – АПК за три последних года проанализировать динамику среднереализационных цен продажи основных видов растениеводческой (2-3 вида) и животноводческой продукции (2-3 вида). Проанализировать основные каналы реализации сельскохозяйственной продукции, сделать выводы о преимуществе конкретных каналов реализации | Бухгалтерия предприятия | |
продукции. Результаты оформить в виде таблицы. Приложить копии товарно-транспортных накладных на одну отправку, за отчётный год, крупного рогатого скота, зерна, молока. | ||
8. Трудовые факторы в процессе производства и реализации товаров. Анализ использования трудовых ресурсов. На основании данных форм годового отчёта 5-АПК, 6-АПК, статистической и оперативной отчётности отдела кадров, за три последних года, проанализировать наличие, состав и динамику изменения трудовых ресурсов хозяйства по категориям работников. Рассчитать за три года основные коэффициенты движения и состояния персонала хозяйства, сделать выводы. Проанализировать, используя данные годового бизнес-плана и отчёта за последний год уровень обеспеченности организации персоналом в разрезе основных категорий работников растениеводства и животноводства. Результаты оформить в виде таблицы, сделать выводы. На основании данных форм годового отчёта 5-АПК, 6-АПК, за три последних года, проанализировать полноту и структуру отработанного рабочего времени по основным отраслям хозяйства, сделать выводы. На основании данных форм годового отчёта 6-АПК, 9-АПК, 13-АПК за три последних года, рассчитать и проанализировать обобщающие показатели уровня производительности труда в растениеводстве, животноводстве и по основным видам продукции растениеводства (3 вида) и продукции животноводства (3 вида), сделать выводы. Годовую выработку одного работника в сельском хозяйстве оформить в виде графика. Используя данные форм годового отчёта 5-АПК, 6-АПК, за три последних года, рассчитать и проанализировать, показатели уровня оплаты труда в растениеводстве, животноводстве и в целом по хозяйству, сделать выводы. | Бухгалтерия предприятия, отдел кадров | |
9. Материально-техническая база организации (предприятия). Анализ основных средств. На основании данных форм годового отчёта, 16-АПК, за три последних года, проанализировать наличие, состав и динамику изменения основных средств, при этом рассчитать показатели обеспеченности хозяйства основными средствами. Проанализировать показатели эффективности использования основных средств и выполнить факторный анализ фондоотдачи по валовой продукции, результаты оформить в виде таблицы, сделать выводы. На основании данных форм годового отчёта 16-АПК, за три последних года, проанализировать поступление основных видов сельскохозяйственной техники и оборудования по лизингу, а также динамику кредиторской задолженности по лизинговым платежам, результаты оформить в виде таблицы, сделать выводы. | Бухгалтерия предприятия | |
10. Анализ использования материальных ресурсов На основании данных форм годового отчёта 8-АПК, 9-АПК, 13-АПК, первичного бухгалтерского учёта, за три последних года, проанализировать наличие, состав и динамику изменения основных материальных ресурсов – нефтепродуктов, семян, кормов, удобрений, при этом рассчитать показатели обеспеченности хозяйства кормами, удобрениями, нефтепродуктами в расчёте на одну условную голову, на один гектар | Бухгалтерия | |
сельскохозяйственных угодий. Рассчитать и проанализировать показатели эффективности использования кормов, удобрений в расчёте на единицу продукции в натуральной или стоимостной форме, результаты представить в виде таблицы, сделать выводы. | ||
11. Ревизия и контроль денежных средств, расчетных и кредитных операций. Определить источники информации для ревизии и контроля денежных средств, расчетных и кредитных операций. Принять участие в проведении инвентаризации денежных средств в кассе. Оформить акт инвентаризации кассы. При наличии расхождений составить корреспонденцию счетов по отражению недостач (излишков). Проверить соблюдение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств в кассе (наличие сигнализации, сейфа, окошко с решеткой и др.) Проверить кассовые операции: установить тождественность остатков по счету 50 «Касса» на начало проверяемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, журнале-ордере ф. № 1-АПК, Главной книге и балансе организации; правильность документального оформления (полнота заполнения реквизитов приходных и расходных кассовых документов, наличие подписей, отсутствие исправлений, подчисток и др.); изучить отчеты кассира с приложенными документами и кассовую книгу (соответствие записей, правильность подсчета оборотов по приходу и расходу); полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов организации в банке, а также своевременность и полнота внесения в банк неиспользованных денежных сумм; соответствие остатка по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге. Проверить операции по текущему счету в банке: установить количество открытых счетов; сверить остатки на счетах, обороты по выпискам банков и по учетным регистрам (Журнал-ордер ф.№2-АПК); проверить полноту выписок банка; соответствие сумм, указанных в выписках банка суммам, приложенных к ним документов; анализ корреспонденции счетов; сверка Ж-О ф.№2-АПК с Ж-О ф. №- 1,4,6,8,9-АПК и ведомостями 25-АПК, 38-АПК, 40-АПК,41-АПК и др.; соответствие кредитового оборотов по счету 51 «Расчетные счета» данным Главной книги. Проверить расчеты с подотчетными лицами: сопоставить данные авансовых отчетов (2-3 шт.) и приложенных к ним документов; правильность возмещения командировочных расходов; наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, отсутствие подчисток, помарок; заполнение реквизитов. Проверить расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками: наличие договоров, сверить остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическим счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Главной книге и бухгалтерскому балансу; организация претензионной работы. Принять участие в проведении инвентаризации расчетов. Оформить акт сверки расчетов. Проверить расчеты с бюджетом по налогам и сборам: правильность исчисления сумм налогов; полнота заполнения налоговых деклараций; | Касса, Бухгалтерия предприятия | |
данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставить с записями в журнале-ордере ф.№8-АПК и Главной книге; своевременность и полнота расчетов по налогам. Проверить расчеты по оплате труда: сверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на 1-е число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей; правильность начисления оплаты труда (1-2 начисления); арифметическая проверка (выборочно) расчетно-платежной ведомости; анализ корреспонденции счетов; правильность и полнота заполнения документов. Проверить кредитные операции. Обобщить типичные ошибки по результатам проверки операций. Ознакомиться с результатами ревизий и проверок организации и принятыми по ним мерами. Оформить вступительную часть акта комплексной проверки согласно приложению. Сформулировать записи по выявленным нарушениям в акт проверки. Приложить проверенные документы по учету денежных средств, расчетных и кредитных операций согласно перечню материалов, прилагаемых к дневнику-отчету. | ||
12. Ревизия и контроль сохранности и использования производственных запасов Определить источники информации для ревизии и контроля сохранности и использования товарно-материальных ценностей. Ознакомиться с порядком хранения на складах товарно-материальных ценностей. Проверить обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием и др. Изучить организацию материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Принять участие в проведении выборочной инвентаризации материальных ценностей. Оформить инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (2-3 шт.), при наличии расхождений - сличительную ведомость. Составить корреспонденцию счетов по отражению недостач (излишков). Проверить полноту оприходования и правильность оценки покупных материальных ценностей: соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета материальных ценностей данным Журнала-ордера ф. № 6-АПК; правильность оценки в зависимости от организации аналитического и синтетического учета варианта выбранного варианта оценки материальных ценностей, зафиксированного в учетной политике. Проверить правильность списания материальных ценностей: встречная проверка соответствующих первичных документов и учетных регистров; обоснованность норм расхода материальных ценностей; анализ корреспонденции счетов - выборочный контроль записей в учетных регистрах по счетам 20, 23, 25, 26, 44, 91, 94 и сопоставления их с данными первичных расходных документов. Обобщить типичные ошибки по результатам проверки операций. Сформулировать записи по выявленным нарушениям в акт проверки. | Склад, бухгалтерия | |
Приложить проверенные документы по учету производственных запасов согласно перечню материалов, прилагаемых к дневнику-отчету. | ||
13. Обобщение материалов по практике Подготовка отчетных документов по практике. | организация | |
14. Подведение итогов практики Подведение итогов практики. Сдача дневника-отчёта по практике. Защита дневника-отчёта. | Учреждение образования | |
Итого |
Примечание: расчёт дней на прохождение практики произведён с учётом 5-дневной рабочей недели.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важное место в формировании профессиональных качеств, в подготовке высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учёта и анализа хозяйственной деятельности занимает технологическая практика, задачами которой являются приобретение учащимися профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным дисциплинам, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления.
Технологическая практика по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль» проводится на 3-м курсе обучения в соответствии со стандартом по специальности. Продолжительность практики – 7 недель.
Поиск баз практик осуществляется непосредственно учащимися и закрепляется администрацией колледжа на основе прямых договоров с организациями.
Учебно-методическое руководство технологической практикой осуществляется преподавателями учётно-экономических дисциплин. Перед выездом учащихся на практику руководителями от колледжа проводится ряд организационных мероприятий, в ходе которых учащиеся должны быть ознакомлены с действующими инструкциями и положениями о практике, программой практики, порядком её прохождения, требованиями к содержанию и оформлению дневника-отчета, необходимыми приложениями, сроками сдачи документации по результатам практики. В ходе практики руководители практики от колледжа оказывают методическую помощь учащимся, осуществляют контроль за проведением с учащимися обязательных инструктажей по охране труда, обеспечением нормальных условий труда и выполнением учащимися программы практики в соответствии с графиком перемещения по рабочим местам.
Учащийся-практикант должен явиться на место практики в срок, установленный учреждением образования.
2. По прибытии к месту практики учащемуся необходимо:
а) представиться руководителю организации, предъявить ему паспорт, билет учащегося и направление, а также при необходимости - справку о состоянии здоровья, программу практики;
б) проследить за оформлением администрацией приказа о прохождении практики и назначении руководителя практики от организации;
в) согласовать с руководителем практики от организации график перемещения по рабочим местам.
г) ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка организации.
3. В период прохождения практики необходимо:
а) выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации и требования трудового законодательства наравне с работниками организации;
б) выполнять указания руководителя практики;
в) ежедневно вести записи о выполненной работе в дневнике-отчёте, подбирать необходимые документы;
Отчетная документация о прохождении практики составляется ежедневно в хронологической последовательности выполнения работ (образцы титульного листа и последующих – приложения А-Е). В дневнике-отчете указываются виды и содержание работ, выполняемых на конкретном месте, делаются необходимые выводы и замечания (образец формы дневника - отчета - приложение И).
Дневник-отчёт следует писать на стандартных листах с одной стороны и сброшюровать вместе с приложениями в твердый переплет.
Объем текстовой части должен быть не менее 50 страниц. Последнюю страницу дневника-отчёта учащийся-практикант подписывает, ставит на ней дату.
Дневник-отчёт подписывается руководителем практики от организации каждый день с выставлением отметки и в конце заверяется печатью организации. Записи в дневник следует делать четко, аккуратно, без сокращений.
г) не позднее, чем за день до окончания практики получить отзыв - характеристику руководителя практики от организации, заверенную печатью;
д) предъявить руководителю практики от колледжа на момент его приезда в организацию законченные разделы дневника, а по завершении практики сдать дневник-отчет руководителю практики учреждения образования;
е) подтвердить уважительность причин каждого дня отсутствия на практике медицинскими справками или другими документами.
К дневнику-отчету должны быть приложены:
1. График перемещения по рабочим местам во время производственной практики учащегося, подписанный руководителем практики от организации, руководителем практики от колледжа и утвержденный руководителем организации, заверенный печатью.
2. Характеристика-отзыв с места практики, заверенная печатью организации.
3. Набор форм заполненных документов, на которые учащийся - практикант дает ссылку при написании текстовой части дневника (например, Приложение 1).
Бланки документов в приложении к дневнику располагают согласно разделам текстовой части, то есть в том порядке, в каком даны ссылки на них с приложением их перечня.
После прибытия с практики учащиеся обязаны предоставить руководителю практики учреждения образования полностью оформленный в соответствии с программой практики дневник-отчет с отзывом (характеристикой) руководителя практики от организации и сдать зачет в виде тестирования по практике.
Итоговая отметка по практике выставляется по совокупности отметок, выставленных руководителем практики от предприятия, руководителем практики от колледжа (промежуточных и итоговой за дневник-отчет), а также отметки по результатам тестирования.
Учащийся, не выполнивший программу технологической практики и получивший неудовлетворительную отметку по итогам прохождения практики, отчисляется из учреждения образования. Он может быть направлен на технологическую практику повторно после восстановления в установленном порядке на учебу в учреждение образования. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011г. №941 «Положение о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования»).
При уважительной причине невыполнения программы технологической практики учебное заведение может направить учащегося на практику повторно в свободное от учебы время или предоставить ему академический отпуск согласно законодательству.
Дневник-отчет проверяется преподавателем-руководителем практики в срок, установленный графиком учебного процесса.