Контроль качества аудита
Контроль качества аудита - это совокупность способов и методов, применяемых аудиторами, аудиторскими организациями и вышестоящими органами с целью получения соответствующих подтверждений того, что в ходе аудиторских проверок выполняются необходимые требования федеральных правил (стандартов) и прочих нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ [3,23].
Контроль качества аудита подразделяют на два уровня: внешний и внутренний. Каждый уровень, в свою очередь, включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль качества аудита [3, 10, 23] (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Виды контроля качества аудита
Вид контроля | Внешний | Внутренний |
Предварительный | Проводится на стадии аттестации аудиторов | Осуществляется путем прохождения аудиторами ежегодных курсов повышения квалификации |
Окончание табл. 2.2
Вид контроля | Внешний | Внутренний |
Текущий | Оперативный контроль работы аудиторов: соблюдение этических принципов; знание проблемных вопросов бух. и налогового учета; проверку выполняемой работы и т.д. | Проводится профессиональными сотрудниками организации, которые следят за ходом выполнения общего плана и программы аудита, следят за должным документированием аудиторских доказательств и т.п. |
Последующий | Осуществляет саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов и уполномоченный федеральный орган по проверке качества предоставляемых аудиторских услуг и составления аудиторского заключения | Заключается в проверке результатов работы, которая была выполнена (устанавливается, были ли выполнены цели соответствующих аудиторских процедур, служат ли результаты работы основой для мнения аудитора), а также в проведении повторной, бесплатной для аудируемого лица, аудиторской проверки |
2.5. Сопутствующие виды аудиторских услуг
Аудиторская деятельность, как уже говорилось выше, включает в себя два компонента: собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги, перечень которых приведен в пункте 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3 [18]. К сопутствующим аудиту услугам относятся:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование;
2) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, экономическое и финансовое консультирование;
3) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
4) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
6) оценочная деятельность;
7) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью [18].
В отношении этих услуг не установлены специальные стандарты, регулирующие порядок их оказания и оформления, поэтому аудиторы, оказывая сопутствующие услуги, выполняют общие требования, предъявляемые к качеству работы аудитора.
Правило (стандарт) об аудиторской деятельности №24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» [23] выделяет особую группу сопутствующих услуг, оказание которых регулируется федеральными стандартами аудиторской деятельности. К ним относятся:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
При проведении обзорной проверки выявление существенных искажений бухгалтерской отчетности менее вероятно, чем при проведении аудита (пункт 17 ПСАД №24), так как обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, которые направлены на общую проверку надежности предпосылок. Что касается таких важных процедур, как оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы, сбор подтверждающих доказательств в ходе инспектирования, подтверждения и подсчета, то они не проводятся (пункт 16 ПСАД №24).
Поэтому при проведении обзорных проверок обеспечивается ограниченный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности (пункт 9 ПСАД №24).
При проведении согласованных процедур аудитор представляет отчет об отмеченных фактах. При этом он не выражает своего мнения, а предоставляет возможность пользователям этого отчета сформировать собственные выводы в отношении полученных данных (например, для банка оценивается кредитоспособность аудируемого лица либо платежеспособность для контрагентов).
В ходе компиляции финансовой информации аудитор собирает, классифицирует, обобщает указанную информацию и приводит ее в форму, удобную для понимания и управления. При этом пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью [9, 23].
Таким образом, никакой уверенности в том, что факты, отмеченные в отчете при проведении согласованных процедур, и финансовая информация являются
достоверными, у аудитора нет, так как никаких процедур по проверке достоверности предпосылок аудитор не проводит.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные органы, регулирующие аудиторскую деятельность в
России и их функции.
2. Какие обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора Вы знаете. В каких случаях аннулируется квалификационный аттестат аудитора?
3. Какие изменения по лицензированию аудиторской деятельности произошли в Российской Федерации?
4. Что Вы понимаете под контролем качества аудита?
5. Что относится к сопутствующим аудиту услугам?
Тесты
1. Уполномоченным федеральным органом государственного регулиро
вания аудиторской деятельности Российской Федерации является:
а) Совет по аудиторской деятельности;
б) Правительство РФ;
в) Министерство Финансов РФ;
г) Совет Федерации.
2. Аудиторская организация не может иметь организационно-правовую
форму в виде:
а) закрытого акционерного общества;
б) отрытого акционерного общества;
в) общества с ограниченной ответственностью;
г) общества с дополнительной ответственностью.
3. Штат аудиторской организации должен включать в себя:
а) не менее трех аттестованных аудиторов;
б) не менее двух аудиторов, имеющих лицензию на осуществление аудитор
ской деятельности;
в) не менее двадцати аудиторов;
г) не менее пяти аттестованных аудиторов.
4. В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» аттестация
на право осуществления аудиторской деятельности- это:
а) проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудитор
ской деятельностью;
б) проверка квалификации аудиторских организаций и индивидуальных ауди
торов, желающих заниматься аудиторской деятельностью;
в) проверка квалификации аудиторских организаций, желающих заниматься
аудиторской деятельностью;
г) проверка квалификации аудиторских организаций и физических лиц, же
лающих заниматься аудиторской деятельностью.
5. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан проходить обучение по программам повышения квалификации в течение:
а) каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения
аттестата;
б) каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом окончания
срока действия аттестата;
в) каждых трех лет по выбору, начиная с года, следующего за годом получения
аттестата;
г) каждых пяти лет по выбору, начиная с года, следующего за годом получения
аттестата.