Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию», субсчет 4 «Расчеты по фонду занятости», Кредит счета 51 «Расчетный счет»
73. Учет резерва под обесценивание финансовых вложений.
Резерв создается по каждому виду ценных бумаг в отдельности на разницу между учетной и рыночной стоимостью при условии, если рыночная стоимость ценных бумаг оказывается ниже их учетной стоимости.
Образование резерва отражается по дебету Счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Сумма резерва используется для формирования балансовой стоимости финансовых вложений, которая выступает как разница между учетной стоимостью и созданным резервом. Вместе с тем созданный резерв обеспечивает покрытие возможных убытков по операциям с ценными бумагами.
Если по итогам года рыночная стоимость ценных бумаг, под которые был создан резерв, повысилась, то на сумму повышения производится корректировка созданного резерва. При этом дебетуют счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы. Аналитический учет по счету «Резервы под обесценение финансовых вложений» ведется по каждой ценной бумаге.
Если до конца года, следующего за годом создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, этот резерв в какойлибо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец года к финансовым результатам организации соответствующего года (дебетуют счет 59 и кредитуют счет 91).
74. Учет собственного капитала.
Формирование уставного капитала производится с целью создания организации и ее организационно-правовой формы. Уставный капитал является основным источником формирования собственных средств и фондов организации и представляет собой сумму средств, вложенных первоначально в организацию ее собственниками или участниками хозяйственных обществ. Поэтому хозяйствующее общество представляет собой коллективную собственность нескольких физических или юридических лиц – учредителей этого общества. Уставный фонд унитарных организаций отражает сумму средств, внесенных государственным или муниципальным органом в момент ввода предприятия в эксплуатацию для осуществления его деятельности. Уставный фонд акционерных обществ определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал в течение срока, оговоренного в учредительных документах. При этом стоимость вклада каждого учредителя должна быть не менее номинальной стоимости его доли. После регистрации акционерного общества на сумму зарегистрированного уставного капитала образуется задолженность учредителей обществу. Для учета расчетов по вкладам в уставный капитал используют счет 75 «Расчеты с учредителями», он активно-пассивный, служит с одной стороны для учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал (субсчет 1), а с другой стороны – для учета расчетов по начисленным доходам учредителям (субсчет 2). На сумму зарегистрированного уставного капитала делается следующая запись: Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», Кредит счета 80 «Уставный капитал». Сальдо только дебетовое, отражает сумму задолженности по вкладам в уставный капитал на начало месяца. Оборот по кредиту показывает сумму погашенной дебиторской задолженности, внесенной в виде денежных средств или материальных ценностей. Внесение вкладов: Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями». Зачисление средств иностранного учредителя по курсу:Дебет счета 52 «Валютный счет»,Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями». Расчеты по уставному капиталу с учредителями ведутся в журнале-ордере № 8)Оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли называется нераспределенной. Она, как правило, переходит в распоряжение собственников предприятия и расходуется по их распоряжению. Нераспределенная прибыль учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль». Аналитический учет по данному счету ведется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования оставшихся средств.
75. Учет удержаний из заработной платы
Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.Из начисленной работникам организации заработной платы производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания по инициативе организации.
Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.
По инициативе организациичерез бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак; денежные начеты; за товары, купленные в кредит, и др.
В соответствии с НК РФ налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных Налоговым кодексом размеров;
- страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения установленных НК размеров;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных средств в части превышения установленных НК размеров. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и в размере 6% в от-ношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов.
Удержания по исполнительным листам. Порядок удержания алиментов определен Семейным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу в марте 1995 г., и Временной инструкцией о порядке удержания алиментов.В соответствии с Семейным кодексом алименты на содержание несовершеннолетних детей устанавливаются в твердой денежной сумме или в размере: на 1 ребенка – 1/4, на 2 детей - '/3, на 3 детей и более – 1/2 заработка (дохода), но не менее суммы, установленной законодательством. На содержание нуждающихся в помощи родителей, супругов, других лиц алименты устанавливаются в твердой денежной сумме.
Удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается Трудовым кодексом Российской Федерации.
Различают полную и ограниченную материальную ответственность.
Полная материальная ответственность возникает при заключении договора о полной материальной ответственности между организацией и работником, отвечающим за сохранность соответствующего имущества. Договор заключается в двух экземплярах, один из которых хранится у организации, а второй - у работника.
Ограниченную материальную ответственность несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, инструментов, специальной одежды и других предметов, выданных в личное пользование, если ущерб причинен в ходе трудового процесса. Данная ответственность не может превышать среднего месячного заработка виновного работника на день выявления ущерба. Материальная ответственность свыше среднего месячного заработка допускается в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными ФЗ.
Удержания из начисленной заработной платы отражают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов:
- 68 «Расчеты по налогам и сборам» (на сумму налога на доходы физических лиц);
- 28 «Брак в производстве» (на суммы удержаний с виновников брака);
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (на суммы за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным займам, на суммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов);
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на суммы по исполнительным документам), других счетов.
Погашение задолженности перед бюджетом по удержаниям отражают по дебету счетов 68 с кредита счета 51 «Расчетные счета», а по алиментам - по дебету счета 76 с кредита счетов 50 «Касса» (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 «Расчетные счета» (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в Сберегательном банке).
Учет расчетов по возмещению материального ущерба осуществляют на активном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
В дебет счета 73 относят суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (на балансовую стоимость недостающих и испорченных ценностей), счета 98 «Доходы будущих периодов» (на разницу между балансовой стоимостью указанных ценностей и суммой, взыскиваемой с виновных лиц, - как правило, рыночной стоимостью), счета 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.
По кредиту счета 73, субсчет 2, отражают погашение сумм материального ущерба в корреспонденции со счетами:
50,51-на сумму внесенных платежей;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму удержаний из заработной платы;
94 - «Недостатки и потери от порчи ценностей» - на сумму списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.
76. Учет финансовых вложений в займы.
.Нормативно правовые документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений»
ПБУ 19/02 (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
(утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
Финансовые вложения — это затраты организации на приобретение облигаций и других государственных долговых обязательств, акций и долговых ценных бумаг других организаций, паевые вклады в их уставный капитал, займы, предоставленные другим лицам, различные финансовые инструменты для извлечения доходов в виде дивидендов, процентов или разницы в ценах при перепродаже.
Финансовые инструменты — это договорные отношения двух или нескольких лиц, в результате которых у одних возникают финансовые активы, у других — финансовые обязательства или долевые ценные бумаги, связанные с капиталом.
К финансовым вложениям относятся:
- государственные, муниципальные и коммерческие ценные бумаги (облигации и векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других фирм, а также вклады по договору простого товарищества;
- займы, предоставленные другим организациям;
- дебиторская задолженность, приобретенная на основании
- уступки права требования;
- депозитные вклады в банках.
К финансовым вложениям не относятся:
- собственные акции, выкупленные у акционеров;
- векселя, выписанные покупателем в счет оплаты приобретенных товаров (работ, услуг);
- драгоценные металлы, ювелирные изделия, а также вложения в другое имущество, имеющее материально‑вещественную форму (основные средства, материалы и т.д.).
Правила учета финансовых вложений и доходов (расходов) по ним определены в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в состав финансовых вложений необходимо единовременное выполнение трех условий:
1)наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
2)переход к организации финансовых рисков, связанных сфинансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности);
3)способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения)
финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости).
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то заплаченные за акции деньги, переданное в счет оплаты имущество надо учитывать как дебиторскую задолженность:
Д 76 — К 51, 91/1 — перечислены деньги (передано имущество) в счет оплаты финансовых вложений;
Д 58 — К 76 — отражена стоимость финансовых вложений.
Финансовые вложения учитываются на счетах 58 «Финансовые вложения» и 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета».
К счету 58 «Финансовые вложения» предусмотрены следующие субсчета:
1 «Паи и акции»;
2 «Долговые ценные бумаги»;
3 «Предоставленные займы»;
4 «Вклады по договору простого товарищества».
77. Учет финансовых результатов и их представление в финансовой отчетности
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года. Финансовый результат представляет собой разницу между суммами доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества предприятия – прибыль, а превышение расходов над доходами – убыток. Полученный предприятием за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению собственного капитала предприятия.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия формируется из двух его слагаемых, основным из которых является результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других предприятий.
Реализационный финансовый результат определяется в конце каждого отчетного периода. Если финансовым результатом является прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Если результатом деятельности предприятия является убыток, то он отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».
Прочие доходы учитываются в течение года по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы", а прочие расходы – по дебету указанного счета, субсчет "Прочие расходы". По итогам отчетного периода определяется сальдо прочих доходов или расходов, которое с помощью одноименного субсчета к счету 91 переносится на счет 99.
Таким образом, по окончании отчетного периода на счете 99 собираются финансовые результаты от основной деятельности, сальдо прочих доходов или расходов и чрезвычайные доходы и расходы в случае их возникновения. Затем выявляется предварительное сальдо счета 99, которое, в зависимости от стороны счета, в специальной литературе называют бухгалтерской прибылью или бухгалтерским убытком. Обратите внимание: при выведении этого сальдо учитываются чрезвычайные доходы и расходы. В форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности этот показатель называется "Прибыль/убыток до налогообложения". После этого бухгалтер в регистре налогового учета формирует налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
78. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности
Основную часть прибыли (убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, налога с.продаж и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), оказывают непосредственное воздействие на себестоимость, их перечень строго регламентирован.
Торговые, снабженческие и сбытовые организации определяют результат от продажи товаров путем вычитания из их продажной стоимости покупной стоимости и сумм расходов на продажу, относящихся к проданным товарам за отчетный месяц.
Результат от продажи продукции, работ, услуг и товаров выявляют на активно-пассивном счете 90 «Продажи». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, покупная стоимость проданного товара, расходы, связанные с выполненными работами и оказанными услугами, НДС, налог с продаж и другие расходы. По кредиту счета проводится выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг. Сравнивая оборот дебета и оборот кредита счета 90 «Продажей», находят результат (в виде прибыли или убытка), который ежемесячно списывают со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».
При получении прибыли делается бухгалтерская запись:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 99 «Прибыли и убытки».
Полученный убыток отражается записью:
Д-т 99 « Прибыли и убытки »
К-т 90 «Продажи».
Счет 90 «Продажи» закрывается и сальдо не имеет.
79. Учет формирования и изменения уставного капитала организаций
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах. При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.
Учет уставного капитала осуществляется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Сальдо этого счета должно соответствовать размеру уставного капитала в учредительных документах.
После государственной регистрации организации уставный капитал отражается по кредиту счета 80 «уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Фактическое поступление вкладов учредителей производится по кредиту счету 75 в дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», производственных запасов (счета 10, 11 и т.д), денежных средств (50,51,52…) и других.
Изменение размера уставного капитала предприятия связано с переутверждением его учредительных документов общим собранием акционеров и их перерегистрацией в государственных органах.
Увеличение уставного капитала производится в следующих случаях:
1) Привлечение дополнительных средств от учредителей - Дт75 Кт80 или при дополнительном приеме учредителей - Дт75 Кт80,а так же в случае дополнительной эмиссии акций - Дт75 Кт80
2)При направлении на повышение уставного капитала нераспределенной прибыли - Дт84 Кт75, Дт75 Кт80; при направлении добавочного капитала на увеличение уставного - Дт83 Кт75, Дт75 Кт80 и при направлении добавочного капитала на увеличение уставного Дт83 Кт75, Дт75 Кт80 и при направлении дивидендов на повышение уставного капитала Дт70,75 Кт80
Уменьшение уставного капитала могут осуществляться в следующих случаях:
1) Выхода учредителей из состава организации Дт15 Кт50,51. Выдача вклада учитывается Дт75 Кт50,51.Выкуп акций АО Дт81 Кт51,50 с последующим аннулированием по номинальной стоимости Дт80 Кт81
2) При доведении размера уставного капитала до величины стоимости чистых активов Дт80 Кт75 и пополнение этой разницей непокрытого убытка Дт75 Кт84.
80. Учетные измерители, виды, порядок использования в учете.
Применяемые в учете единицы измерения, при помощи которых производится измерение и исчисление хозяйственных средств и операций, называют учетными измерителями.
Существуют три вида учетных измерителей: натуральный, трудовой и денежный.
Натуральный измеритель служит для измерения и исчисления предметов в их натуральном виде. В зависимости от свойств предметов он выражается в различных единицах – штуках, килограммах, метрах и т.п. Учет в натуральных измерителях называется натуральным, или количественным.
В натуральных измерителях различные виды средств учитываются раздельно, каждый в свойственном ему измерителе, так как арифметические действия (сложение, вычитание) в натуральном учете можно производить только в одной и той же единице измерения. Поэтому получаемые в различных натуральных показателях учетные данные непосредственно используются только в качестве сведений об отдельных однородных видах средств и операций. Они не могут быть подытожены, сведены и обобщены.
Трудовой измеритель предназначен для измерения и исчисления рабочего времени, затраченного на выполнение той или иной работы. Он выражается в разных единицах времени труда — рабочих часах, рабочих днях, трудоднях и т.п. Трудовой измеритель показывает только количество рабочего времени или количество труда. В соединении же с натуральными измерителями, исчисляющими количество и качество выполненной работы (изготовленных изделий), он показывает также производительность и качество труда. Поэтому трудовой измеритель имеет важнейшее значение в учете труда и зарплаты, производительности и качества труда и прогрессивных методов работы.
Денежный измеритель, иначе называемый ценностным, используется для исчисления хозяйственных средств и операций в денежной оценке — рублях и копейках.В основе денежного измерителя лежат натуральные и трудовые измерители, с которыми он тесно связан. Например, общее количество тех или иных предметов по определенной цене (за штуку, за килограмм и т.п.) исчисляется в общей денежной сумме. Тем самым достигается отражение в учете всех средств хозяйства не только по их видам, но и в обобщенной совокупности, а хозяйственной деятельности — не только по отдельным процессам, но и в целом.
Особенность денежного измерителя в том, что он является обобщающим для натуральных и трудовых измерителей, а денежный учет — обобщающим для натурального учета и учета в трудовых измерителях.
Денежный измеритель как обобщающий имеет огромнейшее значение. Он обеспечивает использование учета для планирования, управления и контроля хозяйственной деятельности как по каждому предприятию, так и по всему народному хозяйству
81. Учетные регистры в системе бухгалтерского учета, их назначение и виды
Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для учетных записей на основе первичных документов. Практика организации бухгалтерского учета строится на сочетании различных учетных регистров.
По назначению учетные регистры можно разделить на хронологические, систематические и комбинированные синхронистические. К хронологическим относятся регистры, в которых запись фактов хозяйственной жизни выполняется по мере их возникновения без иной систематизации (журналы регистрации, реестры и т.д.). В систематических регистрах запись выполняется в разрезе группировочных признаков — счетов. Записи в хронологических и систематических регистрах должны дополнять друг друга, вследствие чего сумма оборотов хронологических регистров всегда равна сумме дебетовых или кредитовых оборотов систематических регистров. Если в одном регистре выполнять как хронологическую, так и систематическую запись, то такой регистр будет комбинированным (синхронистическим). Самый типичный пример такого регистра — «Журнал-Главная».
По внешнему виду учетные регистры представляют собой бухгалтерские книги, карточки, свободные листы, машинные носители.
Бухгалтерские книги - это таблицы, разграфленные определенным образом для регистрации фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций) в зависимости от специфики объектов бухгалтерского наблюдения, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, заключены в отдельный переплет;
Карточки - это бланки, отпечатанные в виде таблицы. Карточки можно легко сортировать, они нагляднее, удобнее, доступнее в обращении, чем книги. Внешний вид карточек может быть различным, но наиболее распространены три вида: контокоррентные, инвентарные, многоколончатые.
Контокоррентные карточки имеют одностороннюю форму, так как колонки «Дебет» и «Кредит» помещены рядом, наличие двух параллельных колонок позволяет четко видеть состояние расчетов предприятия.
Инвентарные карточки применяются для учета материальных ценностей.
Многоколончатые карточки предназначены для учета фактов хозяйственной жизни с выделением в колонках их составляющих. В частности, в тех случаях, когда один факт отражается комплексными суммами, т.е. фиксируется, например оплата различных расходов предприятия.
Свободные листы, так же как и карточки, представляют собой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объему отражаемой в них информации. В бухгалтерской практике это главным образом различные ведомости. Такие учетные регистры используются для обобщения однородной информации, например начисления амортизации основных средств, ведомость отгрузки (отпуска) продукции и т.п.
Машинные носители как учетные регистры размещают данные не на бумаге, а на магнитном носителе (магнитные ленты, магнитные диски, дискеты и т.д.). Особенности машинных носителей информации диктуют и порядок ее расположения. При использовании машинных носителей в качестве учетных регистров организация обязана изготовлять копии таких регистров на бумажных носителях (равно как и первичных документов), в том числе и по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
По содержанию (степени детализации учетных записей) учетные регистры подразделяют на синтетические, аналитические и комплексные.
Синтетическими называют регистры, в которых все операции отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе. Информация о хозяйственных операциях в этих учетных регистрах отражается в разрезе синтетических счетов. Примером такого учетного регистра является Главная книга.
Аналитическими называют учетные регистры, в которых информация отражается по отдельным аналитическим счетам, детализирующим содержание записей того или иного синтетического счета. Записи в аналитические регистры должны быть более подробными, чем записи в синтетические регистры: приводится пояснительный текст и наряду со стоимостными указываются в необходимых случаях натуральные или трудовые измерители.
Записи в учетные регистры могут осуществляться линейно-позиционным и шахматным способами.
Сущностьлинейно-позиционной записи состоит в том, что дебетовые и кредитовые обороты отражаются в одну линию, что особенно удобно для ведения учета разного рода расчетов. Применение такого способа учетных записей обеспечивает наблюдение за своевременностью погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
Шахматный принцип записи в учетных регистрах заключается в том, что за один прием в учетном регистре отражается сумма хозяйственной операции по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. При таком способе регистрации учетных данных возрастает наглядность и раскрывается внутреннее содержание корреспонденции счетов. Такой порядок записи используется в построении многих регистров (журналов-ордеров) при журнально-ордерной форме учета.
82. Финансовая отчетность организации и ее содержание
Финансовая отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Пользователь финансовой отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Состав и формы финансовой отчетности организаций устанавливаются Министерством финансов РФ.
В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
§ 1. Бухгалтерский баланс — форма № 1.
§ 2. Отчет о прибылях и убытках — форма № 2.
§ Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
§ 2.1. Отчет об изменениях капитала — форма № 3.
§ 2.2. Отчет о движении денежных средств — форма № 4.
§ 2.3. Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.
§ 2.4. Пояснительная записка.
§ 3. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Все элементы финансовой отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает сведения о формировании и использовании прибыли организации. Отчет об изменениях капитала — данные о движении собственного капитала организации, фондов и резервов и дает возможность оценить изменения, происходящие в собственном капитале организации. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств организации в наличной и безналичной формах. Направления движения денежных средств рассматриваются в разрезе основных видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.
Большое значение для правильного понимания и интерпретации бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках имеют пояснительная записка и расшифровки к отдельным показателям отчетности. Назначение этих элементов финансовой отчетности — раскрыть содержание и подходы к формированию тех или иных показателей финансовых отчетов, учетную политику организации.
В современных условиях бухгалтерская финансовая отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей. В соответствии с этим бухгалтерская отчетность должна создавать необходимые условия пользователям информации для принятия ими управленческих решений, для взаимодействия с данной организацией. В свою очередь это достигается адекватностью отражения состояния экономических ресурсов организации. При этом такая адекватность подразумевает представление в бухгалтерской отчетности активов, обязательств перед организацией, доходов, расходов, прибылей и убытков и капитала организации. Данные качественные характеристики бухгалтерской отчетности определяют ее содержание. В свою очередь содержание бухгалтерской отчетности невозможно рассматривать без ее базовых понятий, к которым относятся:
- система учетных показателей (натуральное, денежное выражение и др.);
- хозяйственная деятельность коммерческой организации;
- период информационного охвата;
- данные бухгалтерского учета (показатели синтетических и аналитических счетов);
- обязательность формирования отчетности.
83. Формы бухгалтерского учёта