Дебет счета 58 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»).

Если по результатам инвентаризации будет выявлено отсутствие необходимых документов, подтверждающих права организации на фи­нансовые вложения, необходимо предпринять все возможные меры к восстановлению этих документов (запросить дубликат или копию у организации, куда были совершены финансовые вложения, или у ор­ганизации, зарегистрировавшей такую сделку). Если получить необхо­димые документы не удастся, организация должна будет списать дан­ные финансовые вложения. При этом необходимо сделать следующие проводки:

Дебет счета 94 Кредит счета 58 - отражен убыток, возникший в ре­зультате недостачи финансовых вложений;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 - взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;

Дебет счета 50 Кредит счета 73 — виновным лицом в кассу органи­зации внесена сумма убытка

или

Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника удержана сумма выявленного убытка

или

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 - спи­сан выявленный убыток на финансовые результаты в случае отсут­ствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.

Инвентаризация расчетов

При инвентаризации расчетов с дебиторами проверке должны быть подвергнуты счета:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

75 «Расчеты с учредителями»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными уч­реждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебито­рами и кредиторами согласно п. 3.44 Методических указаний по ин­вентаризации заключается в проверке обоснованности сумм, числя­щихся на счетах бухгалтерского учета.

По задолженности работникам организации выявляются не вы­плаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат ра­ботникам (п. 3.46 Методических указаний по инвентаризации).

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентариза­ции инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а так­же со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и креди­торской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Согласно п. 77 Положения по велению бухгалтерского учета дебитор­ская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязатель­ству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и от­носятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Выявленная по результатам инвентаризации кредиторская задол­женность, которая не будет погашена, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В соответствии с п. 18 и п. 20 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика, учитываемыми в целях налогообложе­ния прибыли, признаются, в частности:

- доходы в виде стоимости излишков любого имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;

— доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, пре­дусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (положения указанного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием).

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и иму­щественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, включают в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, кредиторскую задолженность, за исклю­чением кредиторской задолженности, указанной в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (см. письмо Минфина России от 21.02.2011 № 03-11-06/2/29).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности долж­ника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 По­ложения по ведению бухгалтерского учета).

Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иност­ранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в сум­мах. определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Бан­ка России, действующему на отчетную дату (п. 75 Положения по веде­нию бухгалтерского учета).

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резер­вов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответ­ствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнитель­ному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспо­собности) должника и оценки вероятности погашения долга полнос­тью или частично.

В целях исчисления налога на прибыль согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед нало­гоплательщиком* в случае, если эта задолженность не погашена в сро­ки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручитель­ством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков - банков не признается сомнительной за­долженность, по которой предусмотрено создание резерва на возмож­ные потери по ссудам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными для взыскания) в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ признаются долги перед налого­плательщиком с истекшим установленным сроком исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законода­тельством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликви­дации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным дол­гам, суммы отчислений в которые включаются в состав внереализа­ционных расходов на последнее число отчетного (налогового) пери­ода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с не- выплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обяза­тельствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ)

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задол­женности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается пол­ная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включа­ется 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задол­женности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может, превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков - от сум­мы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за ис­ключением доходов в виде восстановленных резервов).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован органи­зацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признан­ных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использо­ванная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (на­логового) периода, разница включается в состав внереализационных до­ходов налогоплательщики» в текущем отчетном (налоговом) периоде- В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Согласно п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации сумма резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

На практике достаточно часто смешивают или неверно трактуют два типичных с юридической точки зрения понятия: перечисление денежных средств в порядке взаимных расчетов и зачет встречных требований.

В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан, или определен моментом востребования.

При этом не допускается зачет требований в случаях, когда по заявлению другой стороны применяемый к требованию срок исковой давности истек (ст. 411 ГК РФ). Кроме того, зачет не может быть произведен в отношении требований о возмещении вреда жизни и здо­ровью, взыскании алиментов, пожизненном содержании, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Таким образом, если, например, в договоре купли-продажи будет указано, что оплата по этому договору не может быть произведена путем зачета взаимных требований покупателя к продавцу, то такой зачет может быть произ­веден только по обоюдному соглашению сторон и должен быть оформ­лен как изменение первоначальных условий договора.

В остальных случаях для зачета взаимных требований достаточно заявления одной из сторон, в соответствии с которым другая сторона обязана произвести такой зачет. При этом датой зачета будет дата воле­изъявления стороны - инициатора зачета (то есть дата подписания ею соответствующего документа — письма, телеграммы, уведомления и т.п.).

Зачет взаимных требований возможен только по встречным однородным требованиям (то есть нельзя, например, зачесть деньги против товара) и только по требо­ваниям, срок исполнения которых наступил (если, например, в дого­воре указано, что срок уплаты арендной платы — 15-е число следую­щего месяца, то зачесть сумму арендной платы, причитающейся с вас за январь, в счет погашения задолженности за товары (работы, услуги и т.п.) можно будет не ранее 15 февраля).

В отличие от зачета взаимных требований при исполнении обяза­тельств в порядке взаимных расчетов (то есть при исполнении обязательств третьим лицом) нет условия об обязательном наличии встречного однородного требования (то есть можно перечислить деньги за вашего партнера, например, в счет аванса за поставку им продук­ции). Но при этом сторона, которую вы просите перечислить за вас денежные средства в порядке взаимных расчетов, вправе отказать в ва­шей просьбе и расплатиться по своим долгам (если они имеются) лично с вами, а не с вашим партнером.

Для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупате­лями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами применя­ют акт по форме № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной ко­миссии. В нем указываются выявленные по документам остатки сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта пере­дается в бухгалтерию, второй остается у членов инвентаризационной комиссии и используется при подведении общих итогов инвентариза­ции в целом по организации по всем балансовым счетам.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для его составления. Справка составля­ется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации и оформлении акта, как прави­ло, производится сверка данных о взаимной задолженности между организацией и ее дебиторами и кредиторами.

Задание. Составление акта инвентаризации расчетов с покупа­телями, поставщиками и прочими дебиторами и креди­торами

У ООО «Звук» два дебитора — ЗАО «Резонатор» (за­долженность за аудиодиски в размере 3960 руб.) и ООО «Безнадежный должник» (просроченная задолженность за видеодиски в размере 1200 руб.) — и один кредитор - ООО «Корпус» (задолженность за аренду помещения в размере 50 ООО руб.).

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации изда­ет приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки се проведения и состав инвентаризационной комиссии.

Действие второе. Составление справки к акту инвентаризации.

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами составляется на основании справки-приложе­ния к форме № ИНВ-17, которую готовит бухгалтер в разрезе синте­тических счетов бухгалтерского учета (т.е. данные в справке группиру­ются отдельно по каждому счету, где числятся данные по дебиторской и/или кредиторской задолженности, либо для каждого счета делается отдельная справка). Таким образом, составление названной справки является первым этапом проведения инвентаризации расчетов.

В строке «организация» указывается полное наименование органи­зации - составителя документа.

В следующей строке указывается название структурного подразде­ления, в котором проводится инвентаризация.

В заголовке справки указывают номер и дату акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кре­диторами, к которому эта справка приложена, а также дату, по состо­янию на которую проведена инвентаризация.

Справка выполнена в виде таблицы, состоящей из 9 граф.

В графе 1 справки «Номер по порядку» указывают порядковый номер дебитора или кредитора.

В графе 2 справки «Наименование, адрес и номер телефона дебито­ра, кредитора» записывают наименование дебитора или кредитора и соответствующую информацию о них.

В графе 3 справки «за что» необходимо записать, за что числится дебиторская или кредиторская задолженность.

В графе 4 справки «дата начала» следует указать дату возникнове­ния дебиторской или кредиторской задолженности.

В графах 5 и 6 справки, объединенных заголовком «Сумма задолжен­ности, руб. коп.», указывают, какова задолженность перед кредитором (подграфа 6) и сколько должны дебиторы организации (подграфа 5).

В последних графах справки указывают наименование (графа 7 «на­именование»), номер (графа 7 «номер») и дату (подграфа 8 «дата») подтвер­ждающего задолженность документа. По подтвержденной задолженности таким документом может быть акт сверки, письмо контрагента или реше­ние суда, подтверждающее указанную задолженность, а по неподтверж­денной - любой документ, являющийся основанием для отражения за­долженности в учете (счет, накладная, акт приемки-передачи и т.п.).

Бухгалтер, составивший справку, заверяет ее своей подписью.

Действие третье. Составление акта инвентаризации расчетов с покупателями поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

В шапке инвентаризационного акта необходимо указать:

-полное наименование организации;

-код по ОКПО;

-наименование и код структурного подразделения;

-код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

-наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;

- дату начала и дату окончания инвентаризации;

- код операции;

-номер и дату самого акта.

В следующей строке указывают, по состоянию на какую дату прове­дена инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочи­ми дебиторами и кредиторами.

Заполнение первой таблицы акта

Внесение в акт инвентаризации сведений о задолженности, числя­щейся по состоянию на дату проведения инвентаризации, произво­дится на основании справки.

Соответственно составление акта инвентаризации, по сути, пред­ставляет собой почти механическое переписывание данных из справ­ки в акт.

В графе 1 «Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора-» сле­дует указать соответственно наименование счета бухгалтерского учета, на котором учитывается дебитор, и наименование самого дебитора.

В графе 2 «Номер счета» необходимо записать номер счета бухгал­терского учета, на котором учитываются расчеты с дебитором.

В графе 3 «всего» указывают суммарную задолженность дебитора указанного в графе 1.

В графу 4 «подтвержденная дебиторами» записывают ту часть за­долженности из графы 3, которая подтверждена дебиторами.

Если акты сверки не составлялись, то суммы задолженности счи­таются не подтвержденными дебиторами. Соответственно в соответ­ствующих строках данной графы будут стоять прочерки.

В графу 5 «не подтвержденная дебиторами» следует записать часть задолженности из графы 3, которая не подтверждена дебиторами.

В графе 6 «с истекшим сроком исковой давности» указывают часть дебиторской задолженности из графы 3, по которой истек срок иско­вой давности.

Строки, оставшиеся свободными после внесения данных обо всех дебиторах, прочеркиваются для того, чтобы исключить возможность последующих несанкционированных дописок.

В конце таблицы в строке «Итого» указывают суммарное значение дебиторской задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами, а также суммарное значение дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Заполнение второй таблицы акта

В графе 1 «Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора»

следует указать соответственно наименование счета бухгалтерского учета, на котором учитывается задолженность кредитору, и наимено­вание самого кредитора.

В графе 2 «Номер счета» необходимо записать номер счета бухгал­терского учета, на котором учитывается задолженность кредитору.

В графе 3 «всего» отражают суммарную задолженность кредитору, указанному в графе 1.

В графу 4 «подтвержденная кредиторами» записывают ту часть за­долженности из графы 3, которая подтверждена кредиторами.

В нашем примере акты сверки не составлялись, поэтому вся за­долженность считается неподтвержденной. Соответственно в данной графе ставится прочерк.

В графу 5 «не подтвержденная кредиторами» следует записать часть задолженности из графы 3, которая не подтверждена кредиторами.

В графе 6 «с истекшим сроком исковой давности» указывают часть кредиторской задолженности из графы 3, по которой истек срок ис­ковой давности.

Строки, оставшиеся свободными после внесения данных обо всех кредиторах, прочеркиваются для того, чтобы исключить возможность последующих несанкционированных дописок.

В конце таблицы в строке «Итого» указывают суммарное значение кредиторской задолженности всего, и в том числе подтвержденной и не подтвержденной кредиторами, а также суммарное значение кре­диторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены инвентаризационной комиссии.

Составленный акт заверяют своими подписями члены инвентари­зационной комиссии.

Товары в пути

В составе дебиторской задолженности учитывают также суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков и на­ходящиеся в пути.

Для выявления количества и стоимости товарно-материальных ценностей, которые в момент инвентаризации находятся в пути, при­меняется акт по форме № ИНВ-6. Акт составляется в двух экземпля­рах ответственными лицами инвентаризационной комиссии на осно­вании документов, подтверждающих нахождение товарно-материаль­ных ценностей в пути, подписывается, и один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй - остается в комиссии.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации материальных ценностей, находящихся в пути, фор­мируются средствами вычислительной техники на бумажных и ма­шинных носителях информации.

Задание. Инвентаризация расчетов за товарно-материа,1ьные ценности, находящиеся в пути

1 октября 2012 г. на основании приказа генерального директора ООО «Звук» г-на Диезова Г. П. от 27 сен­тября 2012 г. № 16 в бухгалтерии была проведена ин­вентаризация товарно-материсигьных ценностей в пу­ти — дисков MP3. Код дисков по системе внутренней кодировки - П6.

Диски бит приобретены у ЗЛО «Эхолот» (код по ОКПО — 27831903). Количество дисков в пути — 40 шт., их сто­имость - 1000 руб. Диски были отгружены 23 сентября 2012 г. по счету № 1679, нов ООО «Звук» еще не по­ступили.

Инвентаризацию проводит согласно вышеупомянутому приказу инвентаризационная комиссия в составе: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна (предсе­датель комиссии), коммерческий директор Литавров Константин Константинович и менеджер Скрипкин Ти­мофей Николаевич.

При проведении инвентаризации излишков или недостач обнаружено не было. Данные и расчеты проведения ин­вентаризации проверит бухгалтер Онколева И. С.

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сро­ки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии.

Действие второе. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.

Действие третье. Составление акта инвентаризации.

В шапке акта инвентаризации необходимо указать:

- полное наименование организации;

-код по ОКПО;

- наименование и код структурного подразделения;

- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;

- дату начала и дату окончания инвентаризации;

- код операции;

- номер и дату самой описи.

В начале акта инвентаризации указывают, по состоянию на какую дату была проведена инвентаризация расчетов за товарно-материальные ценности в пути.

Заполнение таблицы формы № ИНВ-6

В графе 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер инвентаризируемых товарно-материальных ценностей.

В следующей графе указывается наименование материальных цен­ностей, их характеристики (вид, сорт, группа).

В графе 3 «Код (номенклатурный номер)» указывается соответству­ющий код или номенклатурный номер, который присвоен данным материальным ценностям согласно системе кодирования или номен­клатуре, разработанной в организации.

В графе «Единица измерения» указывают наименование единицы измерения и код единицы измерения согласно ОКЕИ (Общероссий­ский классификатор единиц измерения) или в соответствии с разра­ботанной организацией системой кодирования.

В графу 6 «Дата отгрузки» заносится дата отгрузки товарно-мате­риальных ценностей.

Графы 7 и 8 объединены под общим заголовком «Поставщик».

В графе 7 «наименование» указывают наименование организации, которая отгрузила товарно-материальные ценности.

В графе 8 «код по ОКПО» необходимо записать код этой органи­зации по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО).

В графу 9 записывается наименование товарно-транспортных или расчетно-платежных документов.

В графе 10 «дата» указывают дату составления документа, указан­ного в графе 9.

В графе 11 «номер» необходимо указать номер товарно-транспор­тного или расчетно-платежного документа.

В графах 12 («количество») и 13 («сумма, руб. коп.») указывают количество и стоимость товарно-материальных ценностей в пути по товарно-транспортным или расчетно-платежным документам.

Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям в пути зано­сятся в специально предусмотренные графы в конце каждой страницы.

Фактические данные по каждой из таблиц обобщаются в строке «Всего по акту».

Суммы по данным товарно-транспортных или расчетно-платеж­ных документов записываются прописью в конце страницы.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии.

Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии, которые указывают также свои должности и расшифровки подписи.

Действие пятое. Бухгалтерское оформление.

Если инвентаризацию фактически осуществляют работники бух­галтерии, то это действие может быть присоединено к действию 3 (см. выше). В этом случае члены инвентаризационной комиссии под­писывают полностью заполненный акт (см. действие 4), что на прак­тике гораздо удобнее, поскольку позволяет увидеть результаты инвен­таризации не только бухгалтеру, но и тем, кто ее проводил. Это также поможет уменьшить вероятность допущения ошибок самими членами инвентаризационной комиссии (поскольку в данном случае проверя­ется не фактическое наличие ценностей, а первичные учетные доку­менты и их отражение в бухгалтерских регистрах).

В графы 14 («количество») и 15 («стоимость, руб. коп.») записыва­ются данные бухгалтерского учета о количестве и стоимости матери­альных ценностей.

В графе 16 «Примечание* указывают информацию, не вошедшую в предыдущие графы.

Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям, которые числятся по данным бухгалтерского учета, указывают в соответствую­щих графах по строке «Итого».

Данные бухгалтерского учета, указанные в каждой из таблиц, обоб­щают в строке «Всего по акту».

После составления акта его проверяет сотрудник бухгалтерии и ставит свою подпись в самом конце акта.

* * *

Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей, на­ходящихся в пути, по которым выявлены излишки или недостачи, отражают в сличительной ведомости (форма № ИНВ-19).

Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземп­лярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу (лицам). При инвентаризации товаров в пу­ти инвентаризационная комиссия проверяет соответствие имеющихся документов на товарно-материальные ценности (сами ценности еще не поступили на предприятие) записям в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, в данном случае проверяется не фактическое на­личие товарно-материальных ценностей, а правильность и полнота отражения в учете соответствующих документов. Это означает, что все выявленные при инвентаризации расхождения будут являться след­ствием бухгалтерских ошибок и для их исправления необходимо про­извести уточнение записей в учете. Делается это следующим образом:

1. в случае выявления сумм, не отраженных на счетах бухгалтер­ского учета:

Дебет счета 07, 08, 10, 41 Кредит счета 60 - отражена стоимость товарно-материальных ценностей в пути;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - на основании счета-фактуры отражен налог на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям в пути;

2. в случае выявления излишне отраженных сумм:

Дебет счета 07, 08, 10, 41 Кредит счета 60 - сторно — по результа­там инвентаризации скорректирована стоимость товарно-материаль­ных ценностей в пути;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - сторно - по результатам инвен­таризации скорректирован налог на добавленную стоимость по то­варно-материальным ценностям в пути.

Наши рекомендации