Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Учет оценочных резервов

К оценочным резервам относят резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, резерв под снижение стоимости материальных ценностей и резерв по сомнительным долгам. Они корректируют оценку ценностей.

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. ценностей, определившейся на счетах бух учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей). Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается: в учете делается запись по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» предназначен для обобщения информации о резервах под обесценение вложений организации в ценные бумаги.

На сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы». Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.

Аналитический учет по счету «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.

На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие расходы и доходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 63«Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому резерву.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Целью нормативного регулирования бухучёта является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень – Законодательный. К данному уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучёта в организации, а также представление бухгалтерской отчетности в РФ: федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ). Особое место в этом уровне системы занимают: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Второй уровень – Нормативный. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчётности. Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер.

Третий уровень – Методический. К третьему уровню относятся указания по ведению бухучета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства. К этой группе документов относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), метод указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Документы данного уровня носят рекомендательный характер.

Четвертый уровень – Организационный. Сюда относят рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бух учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Важным нормативным документом является Концепция бух учета в рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета до 2010 г. Концепция является основой построения системы бух учета в стране.

В Концепции изложены: цель бух учета (отдельно для внешних и внутренних пользователей); основы организации бух учета; содержание информации, формируемой в бух учете, и требования, предъявляемые к ней; состав информации, предназначенной для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Наши рекомендации