Права и обязанности главного бухгалтера
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Организация работы аппарата бухгалтерии
1.2.Права и обязанности главного бухгалтера...
1.3.Учетная политика предприятия...............
1.4.Организация бухгалтерского учета
1.5.Основные требования к бухгалтерскому учету
и его задачи..................................................
Глава 2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
2.1.Учет кассовыхопераций
2.2.Документальное оформление и учет операций
на расчетном счете.....................................
2.3.Бухгалтерский учет расчетных отношений
2.4.Учет расчетов с подотчетными лицами.....
2.5. Учет операций на валютном счете..............
Глава 3. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Глава 4.УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ............
Глава 5. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Глава 6. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ЦЕННЫХ БУМАГ
Глава 7. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Глава 8.УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 9. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ
Глава 10. УЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
10.1.Учет уставного капитала.......................
10.2.Учет резервного капитала.....................
10.3.Учет добавочного капитала..................
10.4.Нераспределенная прибыль..................
10.5 Учет расчетов с учредителями
Глава 11. УЧЕТ КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВ И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
11.1. Учет кредитов и займов.......................
11.2.Учет целевого финансирования и поступлений
11.3.Учет операций целевого финансирования
некоммерческими организациями.........
11.4.Учет операций целевого финансирования
коммерческими организациями.............
11.5.Учет доходов будущих периодов..............
Глава 12. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
12.1.Формирование финансовых результатов
12.2.Учет прочих доходов и расходов..............
12.3.Образование и использование резерва сомнительных
долгов..........................................................
Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АППАРАТА БУХГАЛТЕРИИ
Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов.
Главный бухгалтер
Расчетный отдел Отдел по учету сбытовых
Операций
Материальный отдел Общий отдел
Производственно- Отдел расчетных и
Калькуляционный валютных операций
Отдел
Расчетный отделбухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.
Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.
Производственно-калькуляционный отделосуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.
Отдел по учету сбытовых операцийучитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.
Отдел расчетных и валютных операцийзанимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.
Общий отделбухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линейнаяструктура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии. В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах ихполномочий.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.
Главный бухгалтер назначается на должность руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему. Он должен руководствоваться в своей работе Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.10.96 г. № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003 № 8-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 27.08.98 г. № 34-н (ред. от 24.03.2000 № 31-н).
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия.
Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может письменным распоряжением обязать принять указанные документы к учету. С этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.
На главного бухгалтера не могут возлагаться обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему не разрешается получать по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия. На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.
При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия.