Ведение учета материалов
Материальные ресурсы составляют значительную часть затрат предприятия в себестоимости продукции. Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции. К ним относится сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, возвратные материалы, покупные полуфабрикаты, возвратные материалы (отходы), топливо, тара, запасные части.
Материалы учитываются на складе и в бухгалтерии. Поступление материалов на склад в ООО «Чистый Град» оформляется следующими документами:
1.Доверенность – это документ, дающий право на получение товарно-материальных ценностей, выписывается только работникам ООО «Чистый Град» сроком не более 15 дней. В доверенности указываются ФИО работника, данные паспорта, перечень материальных ценностей, которые необходимо получить с указанием количества прописью. В данном документе ставится подпись главного бухгалтера, директора, и лица, получившего доверенность, ставится печать. В дальнейшем, лицо, получившее доверенность, должно отчитаться об ее использовании. Для этого в бухгалтерию предъявляются документы, подтверждающие получение товарно-материальных ценностей, а это, как правило, счет-фактура.
Неиспользованные доверенности должны сдаваться в бухгалтерию ООО «Чистый Град».
2.Счет-фактура выписывается поставщиком в нескольких экземплярах. В ней указываются реквизиты поставщика и покупателя, перечень материальных ценностей, цена, количество, сумма без НДС, ставка НДС, ставка суммы НДС и всего с НДС.
3.Приходный ордер склада оформляется на фактически поступившие материалы в одном экземпляре материально-ответственным лицом.
4.Акт о приемке материалов оформляется в том случае, если имеется количественное или качественное расхождение с сопроводительными документами, а так же при приемке материалов, поступивших без документов.
Выбытие материалов в ООО «Чистый Град» оформляется следующими документами:
1.Требование-накладная – составляется в двух экземплярах, и используется внутри предприятия.
2.Накладная на отпуск материалов на сторону. Используется для отпуска материалов на основании договора сторонней организации. Оформляется в двух экземплярах, один остается на складе, другой отдается получателю.
По мере проведения операций материально-ответственного лица в ООО «Чистый Град» производят записи в карточки складского учета. При этом, по истечению месяца заведующий склада подытоживает итоги по приходу и расходу и определяет сальдо на конец месяца. Данные карточки переносятся в оборотные ведомости по счету 10 «Материалы».
Счет 10 «Материалы» корреспондирует со счетами:
по дебету | по кредиту |
10 Материалы 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы 28 Брак в производстве 29 Обслуживающие производства и хозяйства 40 Выпуск продукции (работ, услуг) 41 Товары 43 Готовая продукция 44 Расходы на продажу 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 68 Расчеты по налогам и сборам 71 Расчеты с подотчетными лицами 75 Расчеты с учредителями 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 79 Внутрихозяйственные расчеты 80 Уставный капитал 86 Целевое финансирование 91 Прочие доходы и расходы 97 Расходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки | 08 Вложения во внеоборотные активы 10 Материалы 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы 28 Брак в производстве 29 Обслуживающие производства и хозяйства 44 Расходы на продажу 45 Товары отгруженные 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 79 Внутрихозяйственные расчеты 80 Уставный капитал 91 Прочие доходы и расходы 94 Недостачи и потери от порчи ценностей 97 Расходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки |
Ведение учета товаров
Учёт товаров и тары ведётся на оптовых и розничных предприятиях.
Оптовая торговля–это продажа товаров большими партиями, как право, для перепродажи. При перемещении товаров с одного склада на другой оформляется накладная на внутреннее перемещение. Она обязательно должна быть завизирована руководителем.
Учет товаров ведется на счете 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складах», счет активный, по дебиту отражается поступление товаров, по кредиту – выбытие или списание.
Если при приёмки товаров обнаружена недостача, то составляется акт на фактически поступившие товары и поставщику предъявляется претензия.
При реализации товаров выписывается накладная по оптовым ценам и на основании накладной, в бухгалтерии выписывается счет-фактура, включая наценку и НДС. Доставка может производиться самовывозом или централизованно. При централизованной доставке, доставка товаров осуществляется транспортом поставщика, при этом оформляется товарно-транспортная накладная.
Учет реализации товаров ведется на счете 90, счет активно-пассивный, по дебиту отражается себестоимость проданных товаров, НДС от реализации и прочие расходы, связанные с продажей товаров, а по кредиту отражается выручка от реализации, включая НДС и наценку.
В конце месяца определяется финансовый результат деятельности организации. Для этого сравнивается дебит и кредит счёта 90 «Продажи», если дебит больше кредита, то финансовый результат убыток, а если наоборот, то прибыль.
Учёт товара на оптовых предприятиях ведётся по количеству и сумме.
На оптовых предприятиях может производиться переоценка товаров, она может быть двух видов: уценка и дооценка. При переоценке оформляется инвентаризационная опись-акт, в которой отражается цена до переоценки и после переоценки.
Учет потерь товаров ведется на счете 94, при этом оформляется акт о порче, бое, ломе. Так как учет товаров ведется по оптовым ценам, то удержание с материально-ответственного лица будет производиться по рыночной стоимости.
Поступление товаров на розничные предприятия оформляются счет-фактурой. На основании счет-фактуры выписывается товарная накладная, в которой указываются две цены: оптовая с НДС и розничная. Розничная цена – это цена поставщика + наценка + НДС.
Учет товаров ведется на счете 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле», счет активный, по дебиту отражается поступление товаров, по кредиту выбытие или списание.
Учет торговой наценки ведется на счете 42, счет пассивный, по кредиту отражается начисление наценки, а по дебиту её уменьшение или списание, но инструкции к плану счетов, записи по дебиту счёта 42 не предусмотрены, поэтому уменьшение торговой наценки определяется по кредиту, но сумма записывается красным.
Продажа товаров на розничных предприятиях оформляется чеком. Данные о проданных товарах регистрируются на кассовой ленте и накапливаются на суммирующихся счетчиках. Выручка может сдаваться:
1.В главную кассу организации. При этом оформляется приходный кассовый ордер.
2.На расчетный счет. При этом оформляется объявление на взнос наличными.
3.Инкассатором. При этом с банком заключается договор на инкассацию выручки.