Состояние бухгалтерского учета кредиторской задолженности в ао «пзцм»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
Акционерное общество «Приокский завод цветных металлов» (далее именуемое «Общество») создано путем преобразования в 2003 году федерального государственного унитарного предприятия «Приокский завод цветных металлов» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 г. №169-р. и распоряжения Минимущества России от 09.08.2002 г.№2587-р и является его правопреемником.
Полное наименование: Акционерное общество «ПЗЦМ». Форма собственности - федеральная собственность. Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агенства по управлению федеральным имуществом.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Акционерное общество «Приокский завод цветных металлов». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: АО «ПЗЦМ». Полное наименование Общества на английском языке: Joint – Stock Company «Prioksky plant of non – ferrous metals».
Юридический адрес организации: Российская Федерация, Рязанская область, Касимовский район, пос. Приокский.
Общество является коммерческой организацией. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание места нахождения, штампы, бланки со своим наименованием, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. Общество вправе участвовать самостоятельно или совместно с другими юридическими и физическими лицами в других коммерческих и некоммерческих организациях на территории Российской федерации и за ее пределами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего иностранного государства.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли.
Видами деятельности Общества являются:
- аффинаж драгоценных металлов;
- приобретение драгоценных металлов;
- изготовление и реализация порошков и химических соединений драгоценных и цветных металлов, проката и проволоки драгоценных и цветных металлов и их сплавов;
- заготовка и переработка лома и отходов драгоценных металлов, их первичная обработка и переработка с получением концентратов и других полупродуктов, предназначенных для аффинажа;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;
- проведение количественного химического анализа драгоценных и цветных металлов;
- производство и реализация ювелирной и бытовой продукции из драгоценных металлов и их сплавов (в том числе и с драгоценными камнями);
- производство и реализация полуфабрикатов из драгоценных металлов и их сплавов;
- выпуск товаров народного потребления с использованием драгоценных металлов;
- хранение драгоценных товаров в виде готовой продукции до ее отгрузки со склада предприятия;
- реализация отходов производства и промпродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Таблица 4. – Основные экономические показатели деятельности
АО «ПЗЦМ»
№ п/п | Показатели | 2012г. | 2013г. | 2014г. | Отклонение 2014 г к 2012 г. | |
+, - в тыс. руб. | в % | |||||
Выручка от продажи товаров, продукции, тыс. руб. | 1 249 720 | 1 683 867 | 1 975 140 | +725 420 | 158.1 | |
Производственные затраты, тыс. руб. | 790 114 | 1 383 202 | 1 576 644 | +786530 | 199.5 | |
Прибыль от продаж продукции, тыс. руб. | 246 940 | 62.4 | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 535 498 | 606 167 | 674 659 | +139161 | 126.0 | |
Среднесписочная численность работников, чел. | -3 | 99.5 |
Рис.1 Финансовый результат деятельности АО «ПЗЦМ»
Анализ основных экономических показателей АО «ПЗЦМ» показал, что выручка от продажи продукции увеличилась в 2014 году на 725420 тыс. руб. или на 58.1% по сравнению с 2012 годом, себестоимость проданной продукции в 2014 году по отношению к 2012 году увеличилась на 786530 тыс. руб.или на 99.5%, прибыль от продаж продукции уменьшилось в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 92918 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 139161 тыс. руб. в 2014 году по сравнению с 2012 годом, численность работников в 2014 году на 3 человека меньше, чем в 2012 г.
Определим динамику показателей производительность труда АО «ПЗЦМ».
За анализируемый период в АО «ПЗЦМ» сформировалась тенденция роста показателей производительности труда. Так годовая производительность труда увеличилась в 1.6 раз, дневная производительность труда увеличилась в 1.6 раз, часовая производительность труда увеличилась в 1.6 раз
Таблица 5. - Динамика производительности труда АО «ПЗЦМ»
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп роста, % |
Стоимость ВП, тыс. руб. | 1 249 720 | 1 683 867 | 1 975 140 | 158.1 |
Отработано фактически: | ||||
- человеко-дней | 221 555 | 219 000 | 220 460 | 99.5 |
- человеко-часов | 1 772 440 | 1 752 000 | 1 763 680 | 99.5 |
Производительность труда: | ||||
- годовая, руб. | 158.9 | |||
- дневная, руб. | 5,6 | 7,7 | 8,9 | 158.9 |
- часовая, руб. | 0,7 | 0,1 | 1,1 | 157.1 |
Рис. 2. Годовая производительность труда АО «ПЗЦМ»
Таблица 6. - Оснащенность основными фондами и эффективность их использования
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп роста, % |
Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб. | 158.1 | |||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 535 498 | 606 167 | 674 659 | 126.0 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 99.5 | |||
Производственная площадь, кв.м. | 51658.1 | 51658.1 | 51658.1 | 100.0 |
Фондовооруженность, тыс. руб.(п.2/п.3) | 882.2 | 1010.3 | 1117.0 | 126.6 |
Фондооснащенность, тыс. руб. (п.2/ п.4) | 10.37 | 11.73 | 13.06 | 125.9 |
Фондоотдача, руб.( п.1/п.2) | 2.33 | 2.78 | 2.93 | 125.8 |
Фондоемкость, руб. (п.2/ п.1) | 0.43 | 0.36 | 0.34 | 79.1 |
Анализируя показатель фондоотдачи можно сделать вывод, что за последние 3 года данный показатель увеличился на 25.8 %. В 2014г. составил 2.93 руб. произведенной продукции на 1 руб. основных фондов. Это свидетельствует о том, что действующие в учреждении основные фонды используются эффективно.
Фондовооруженность. За 2012 г. на 1 работника основных средств приходилось 1117 тыс. руб. Данный показатель за последние 3 года увеличился на 26.6%, что показывает увеличение оснащенности работников основными фондами.
Фондооснащенность. Данный показатель увеличился за последние 3 года на 25.9%.
Фондоемкость. Данный показатель за анализируемые 3 года снизился на 20.9%, за 2012 г. стоимости основных производственных фондов приходится на 1 руб. произведенной продукции 0.43, а в 2014 году 0.34. Это свидетельствует об экономии труда, а именно снижается потребность организации в основных фондах для получения необходимого объема продукции.
Рис.3 Оснащенность основными фондами и эффективность их использования АО «ПЗЦМ»
Таблица 7. - Финансовые результаты и рентабельность деятельности организации
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | ||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | ||||
Прибыль от реализации, тыс. руб. | ||||
Уровень рентабельности производства, % | 31,3 | 9,8 | - | |
Уровень рентабельности продаж, % | 19,7 | 1,6 | 7,8 | - |
Выручка от реализации продукции в 2014 году составила 1975140 тыс. руб., что на 725420 тыс. руб. больше, чем в 2012 году.
Себестоимость реализованной продукции в 2014 году составила 1821118 тыс. руб., что на 818338 больше, чем в 2012 году.
Прибыль от реализации продукции в 2014 году составила 154022 тыс. руб., что на 92918 тыс. руб. меньше, чем в 2012 году.
Для того чтобы выяснить объективную и точную картину современного положения АО «ПЗЦМ», необходимо проанализировать динамику его финансового состояния.
Таблица 8. - Динамика показателей финансового состояния
Название коэффициента | Способ расчета | Нормативное значение | 2012 год | год | 2014 год | Изменение (+, -) | |
2013г. к 2012 г. | 2014 г. к 2013 г. | ||||||
Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥ 0,2-0,25 | 0.021 | 0.171 | 0.219 | +0.15 | +0.048 | |
Критический коэффициент ликвидности | ≥ 0,7-0,8 | 2.007 | 0.897 | 3.010 | -1.11 | +2.113 | |
Коэффициент текущей ликвидности | ≥ 2-2,5 | 6.627 | 4.097 | 14.406 | +2.53 | +10.309 | |
Коэффициент автономии | СК/ВБ | ≥0.5 | 0.89 | 0.81 | 0.95 | -0.08 | +0.14 |
Коэффициент маневренности | СОС/СК | >0.2-0.5 | 0.646 | 0.650 | 0.647 | +0.004 | -0.003 |
Коэффициент обеспеченности собственными и оборотными средствами | СОС/ОА | >0.1 | 0.843 | 0.752 | 0.926 | -0.091 | +0.174 |
Коэффициент финансовой устойчивости | (СК+ДО) /ВБ | ≤0.5 | 0.90 | 0.83 | 0.95 | -0.07 | +0.12 |
Рис. 4 Финансовые коэффициенты, характеризующие ликвидность и платежеспособность АО «ПЗЦМ»
Из таблицы, можно сделать следующие выводы:
Коэффициент абсолютной ликвидности чуть ниже нормы, это означает, что у предприятия низкая способность погашать краткосрочную задолженность за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (на начало анализируемого периода - 0.021; – на конец 0.219).
Критический коэффициент ликвидности выше нормы, это означает, что у предприятия сильные платежные возможности (на начало анализируемого периода – 2.007; на конец – 3.010).
Коэффициент текущей ликвидности намного выше минимального значения, что соответствует платежным возможностям предприятия при условии полного использования денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, своевременного проведения расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, а также продажи части элементов материальных оборотных средств (на начало анализируемого периода – 6.627; на конец года – 14.406).
Коэффициент автономии в 2014 году равен 0.89, то есть находится в пределах нормы оптимального значения. Это означает, что организация финансово более устойчива и независима от внешних кредиторов.
Коэффициент маневренности в 2014 году равен 0.647, оптимальное значение 0,5 и выше. В данном случае это даст возможность использовать собственные средства предприятия в определенных нуждах (закупка сырья, комплектующих и пр.), при этом не оказавшись на грани банкрота.
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования в 2014 году равен 0.95, то есть у предприятия достаточно собственных средств для финансирования текущей деятельности и сохранения финансовой устойчивости.
В итоге можно охарактеризовать изучаемое предприятие как предприятие с сильной финансовой устойчивостью.
2.2. Первичный учет кредиторской задолженности в организации
В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:
- перед поставщиками и подрядчиками;
- перед персоналом организации;
- перед бюджетом;
- перед государственными внебюджетными фондами;
- по полученным займам и кредитам;
- перед прочими кредиторами.
К первичным документам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «ПЗЦМ» являются:
- счет-фактура (Приложение 4);
- товарно-транспортные накладные (Приложение 5);
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки по количеству, качеству и комплектности.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно - транспортной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. Товарно-транспортная накладная (Приложение 5) состоит из двух разделов:
- Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
-Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. Товарно-транспортная накладная (ТТН) выписывается в четырех экземплярах:
- первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
- второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
- второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
- первый и второй экземпляры передаются организации - владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации - владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
- третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.
Товарно-транспортная накладная содержит следующие реквизиты:
- поставщик, адрес, ИНН, телефон, номер РС;
- плательщик, адрес, ИНН, телефон;
- основание на составление товарно-транспортной накладной;
- номер документа;
- дата составления;
- наименование, характеристика, сорт, артикул товара, код товара, единица измерения, вид упаковки, количество (масса брутто), количество (масса нетто), цена, сумма без учета НДС, НДС, сумма с учетом НДС.
Так же указывается на что товарная накладная имеет приложение и сколько содержит порядковых номеров.
Счет-фактура (Приложение 4) – документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказании услуг и их стоимости. Ее выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности.
Счет-фактура реквизиты:
- продавец, адрес, Н/КПП продавца;
- грузоотправитель;
- грузополучатель, адрес;
- покупатель, адрес, Н/КПП покупателя.
В нем указываются:
- наименование отгруженных ценностей по их видам;
- единица измерения;
-количество;
- цена и сумма;
- налоговая ставка;
- сумма налогов;
- стоимость товаров (работ, услуг) имущественных прав с учетом НДС;
- страна происхождения;
- номер таможенной декларации.
В документе делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных, отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям. Счет-фактура подписывается руководителем организации и главным бухгалтером. Счет-фактура заполняется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр – покупателю, второй–продавцу. Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками. Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров. Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а. Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами (наличие или отсутствие) и т.д.
После проверки, приемки и таксировки принятых от материально ответственных лиц отчетов о движении материальных ценностей с приложенными оправдательными документами. Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов в АО «ПЗЦМ» с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и при транспортировке).
Для учета расчетов с персоналом по оплате труда установлены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
- Т-49- Расчетно-платежная ведомость;
- Т-53а- Журнал регистрации платежных ведомостей;
- Т-6- Приказ о предоставлении отпуска работнику;
- Т-8- Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
Для расчета и выплаты заработной платы работникам организации применяются расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49)(Приложение 6).
Расчетно-платежная и платежная ведомости являются оправдательными документами, подтверждающими факт выплаты заработной платы работникам организации.
Как отмечалось ранее, выдача наличных денежных средств из кассы организации может производиться по оформленным надлежащим образом платежным и расчетно-платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого работника.
Ведомости всех трех видов составляются в одном экземпляре в бухгалтерии.
Начисление заработной платы и других видов оплат за текущий месяц производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени и других документов.
Для расчета заработной платы и последующей ее выплаты бухгалтерия должна использовать данные из следующих первичных документов:
- табеля учета рабочего времени (форма № Т-13), (Приложение 7). Использование той или иной формы зависит от того, какая именно форма ведется в организации, Форма №Т-13 Табель учета рабочего времени применяется при автоматизированной обработке учетных данных.
Бланки табеля по формe №Т-13 с частично заполненными реквизитами могут быть изготовлены с применением средств вычислительной техники. К таким реквизитам относятся: структурное подразделение, фамилия, имя, отчество, должность (специальность, профессия), табельный номер и т.п. - то есть данные, содержащиеся в справочниках условно-постоянной информации организации. В этом случае форма табеля изменяется в соответствии с принятой технологией обработки учетных данных;
- личной карточки работника (форма № Т-2), (Приложение 8);
- закрытых нарядов на работу, актов приемки работ, сменных рапортов о выработке, листков о простоях, нарядов на сдельную работу и др.
В графах «Начислено» проставляются суммы по видам оплат из фонда оплаты труда, а также другие доходы, например стоимость различных социальных и материальных благ, предоставленных работнику, оплаченных за счет прибыли организации и подлежащих включению в налоговую базу.
Одновременно в графах «Удержано и зачтено» производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы (аванса за первую половину месяца, налога на доходы физических лиц, алиментов и т. п.) и определяется сумма, подлежащая выплате работнику.
На основании разницы между начисленными и удержанными суммами в этих формах определяется сумма, подлежащая к выплате каждому работнику, которая отражается в графе «К выплате».
На титульном листе расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49) и платежной ведомости (форма № Т-53) указывается общая сумма, подлежащая выплате.
Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
В форме № Т-49 расписка (подпись) в получении денег должна быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.
В расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49) и платежной ведомости (форма № Т-53) по истечении срока выплаты против фамилий работников, не получивших заработную плату, в соответствующих графах делается отметка «Депонировано».
В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы. На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (форма № КО-2)(Приложение 9), номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.
В расчетных ведомостях, составляемых на машинных носителях информации, состав реквизитов и их расположение определяются в зависимости от принятой технологии обработки информации. При этом форма документа должна содержать все реквизиты унифицированной формы.
Для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации используется журнал регистрации платежных ведомостей (форма № Т-53а), который ведется работником бухгалтерии.
Для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска применяется унифицированная форма № Т-8 «Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», (Приложение 10).
При расчете среднего заработка для оплаты отпуска показывается общая сумма выплат, начисленных работнику за расчетный период, согласно правилам исчисления среднего заработка. Также указывается количество рабочих (календарных) дней, часов, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде.
Для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора (контракта) применяется унифицированная форма № Т-6 «Приказ о предоставлении отпуска работнику)» (Приложение 11).
Форма составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом, а расчет причитающейся заработной платы и других выплат (например, компенсации за неиспользованный отпуск) производится работником бухгалтерии.
При расчете среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также удержания за использованный авансом отпуск показывается общая сумма выплат, начисленных работнику за расчетный период согласно правилам исчисления среднего заработка. Также указывается количество (календарных) рабочих дней, часов, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде.
Акт о приеме работ подтверждает, что исполнитель выполнил определенное задание, и служит основанием для начисления ему заработной платы.
Данная форма является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ.
Форма составляется работником, ответственным за приемку выполненных работ, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и передается в бухгалтерию для расчета и выплаты исполнителю работ причитающейся суммы.
По этой форме можно оформлять приемку работ, выполненных по договорам гражданско-правового характера (в том числе по договорам подряда). В акте указывают соответствие объема и качества выполненных работ требованиям, указанным в договоре.
Правильность оформления акта и произведенных расчетов заверяется личной подписью главного (старшего) бухгалтера организации.
Страхователи ежеквартально представляют в соответствующие социальные фонды расчётные ведомости установленной формы по страховым платежам. Эти ведомости составляют в двух экземплярах нарастающим итогом с начала года. Первый экземпляр представляют в территориальное отделение социального фонда, второй экземпляр с распиской уполномоченного фонда хранится в делах организации в течение 5 лет.
Установленные сроки платежей в государственные внебюджетные социальные фонды:
В ФСС – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истёкший месяц (п.2.6 Инструкции ФСС):
В ПФ – ежемесячно в сроки получения в учреждении банка средств на оплату труда за истёкший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены взносы (п.43 Инструкции ПФ):
В ФОМС – один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истёкший месяц (п.10 Инструкции ФОМС)
Начисленные платежи перечисляются не позднее установленных сроков. Для этого организации представляют в учреждение банка платёжные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платёжное поручение предоставляется в банк независимо от состояния расчётного счёта. За нарушение установленных сроков платежа организации сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. Дата выдачи заработной платы устанавливается в коллективном договоре или других документах (приказом, распоряжением, соглашением, уставом, решением общего собрания) и указывается в заявление на регистрацию. Если организация переменила дату получения заработной платы, то она обязана в письменной форме известить социальные фонды с приложением справки банка об этом либо копии кассовой заявки. Излишне внесённые на счета внебюджетных фондов суммы страховых взносов зачитываются в счёт очередных платежей в фонды или возвращаются плательщику.
Днём уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования считается день списания банком суммы платежа со счёта организации независимо от времени зачисления её на счёт исполнительного органа фонда. При перечислении страховых взносов на счета профсоюзных организации, такие суммы являются задолженностью и взыскиваются органами Фонда социального страхования РФ и налоговыми органами в бесспорном порядке.
Днём уплаты страховых взносов в пенсионный фонд считается день, когда соответствующие средства списаны с расчётного счёта плательщика. Однако, согласно статье 8 Закона № 56 – ФЗ, работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках средств, для выплаты заработной платы работникам. Если расчёты с работниками ведутся в безналичном порядке (например, с использованием пластиковых карт банков), то страховые взносы в данном случае должны уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Если организация не имеет счёта в банке, то уплата страховых взносов осуществляется в дни фактической выдачи заработной платы. Аналогичный порядок действует для работодателей, которые производят выплаты работникам в наличной форме. Статьёй 8 Закона №56 – ФЗ уточнены сроки уплаты страховых взносов для организаций, заключающих авторские договоры, а так же договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и выплачивающих по ним вознаграждение. Уплата страховых взносов по таким договорам должна производиться организациями в дни фактических выплат по договору.
Так как день уплаты в Фонд занятости населения не установлен, по существующей на сегодняшний день практике на него распространяется норма, предусмотренная для налоговых платежей в бюджет.
Если отчёт сдан не вовремя, т.е. позднее установленного срока, то с плательщика взыскивается штраф в размере 10 % причитающихся к уплате в отчётном квартале страховых взносов. Если у вас нет возможности лично представить расчётную ведомость (болезнь, выполнение гос. обязанностей и др.), необходимо отправить её по почте заказной корреспонденцией с уведомлением. Штамп почтового отделения о приёме отправления и будет сроком предоставления отчёта, поэтому важно сохранить квитанцию почтового отделения.
Когда последний день предоставления отчёта совпадает с выходным днём, отчёт следует представить не позднее 1-го рабочего дня после выходного. Так, если 15-е (30-е) число – суббота, то последний срок сдачи –17-е число (1-е или 2-е число следующего месяца). Некоторые региональные отделения государственных внебюджетных социальных фондов требуют предоставить квартальные отчёты лично. Такая норма не предусмотрена законодательством.
Таблица 9.- Сроки предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды.
Социальный фонд | Форма отчёта | Срок представления |
Фонд социального страхования | 4-ФСС РФ | Не позднее 15-го числа (апреля, июля, октября, января) |
Пенсионный фонд | 4-ПФ РФ | Не позднее 30-го числа (апреля, июля, октября, января) |
Для составления расчетов по всем видам налогов на предприятии ведутся нарастающим итогом с начала года контокоррентные карточки. В карточках указывается сальдо на начало года, обороты в течение отчетного периода, размер оплаты или задолженности предприятия. Данные сведения заносятся в карточку на основании накопительной ведомости. Ведение подобной карточки позволяет проследить начисление и оплату по каждому виду налога. Карточки хранятся в специальных ящиках – картотеках. Они регистрируются в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. Кроме того бухгалтерия предприятия отражает расчет по каждому виду налога, исходя из базы начисления и % ставки. Учет ведется в оборотно-сальдовой ведомости (Приложение 12).
Расчеты по имущественному и личному страхованию относятся страховые взносы, начисленные по договорам со страховыми компаниями, предусмотренные НК РФ и ПБУ 10/01. Суммы по обязательному страхованию имущества и работников относятся на себестоимость. Виды страхования предусмотренные НК РФ списываются на затраты в пределах установленных нормативов за отчетный период. Перечисление страховых сумм на счета страховой компании производится платежным поручением на основании Расчета к договору, а удержание страховых сумм с работников и их перечисление производится ежемесячно на основании Списков застрахованных.
При большом количестве аналитических счетов открывается оборотно-сальдовая ведомость, которая обрабатывается по общим правилам (Приложение 12).
Поскольку в реальных условиях работники предприятия выступают как поставщики трудовых ресурсов, то и расчёты с ними следует приравнивать к расчётам с подрядчиками, выполняющими по заказу определённые работы для предприятия.
Учёт операций по обязательному и добровольному страхованию, cтрахование направлено на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев). Возмещение ущерба производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование может осуществляться на добровольной и обязательной основах.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователями и страховщиком. Обязательное страхование – страхование, осуществляемое в силу закона. Например, в предусмотренных законом случаях юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, обязаны страховать это имущество.