Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка»
Вопрос 1. Продажа товаров в кредит
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам и в кредит с рассрочкой платежа.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций на территории Российской Федерации производятся предприятиями с обязательным применением контрольно-кассовых машин в соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин № 745 от 30.07.93 г.
Законодательством предусмотрено, что предприятия могут применять при расчетах только те кассовые аппараты, которые входят в Государственный реестр ККМ, используемых на территории РФ. Использование моделей ККМ, не входящих в Госреестр, запрещено.
Во всех случаях ККМ должны удовлетворять следующим обязательным требованиям:
- наличие контрольной ленты, блокирующей аппарат при ее обрыве или отсутствии;
- наличие контрольной памяти со сроком хранения информации до трех лет;
- обеспечение защищенности контрольной памяти от несанкционированного доступа.
При этом предприятия обязаны регистрировать контрольно-кассовые машины, использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением и выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и соответствующим предприятием.
Организация обязана обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
Сумма выручки на предприятиях розничной торговли определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец дня или смены.
При возврате товаров покупателями выручка, определенная по показаниям кассовой машины, уменьшается. Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира-операциониста, которая ведется по кассовой машине. Допускается ведение общей книги на все машины. В этом случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера кассовой машины. Сумма фактической выручки отражается в кассовой книге. Стоимость проданных товаров записывается также материально ответственными лицами в товарных отчетах. Стоимость проданных товаров, отраженную в товарном отчете, следует сверять с торговой выручкой, указанной в кассовом отчете. При этом суммы в товарном и кассовом отчетах должны быть равными.
При продаже товаров без применения контрольно-кассовых машин объем проданных товаров измеряют суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.
На основании отчета кассира на сумму выручки от продажи товаров составляется запись:
Дебет 50 «Касса»,
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассатором. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту, будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени. В данном случае делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет 57 «Переводы в пути»
Кредит 50 «Касса» -на сумму выручки сданной инкассатору из центральной кассы.
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 57 «Переводы в пути»-на сумму зачисленной выручки на расчетный счет.
Одной из форм реализации за наличный расчет является оплата покупателями товаров расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации. При расчете чеками делается следующая запись:
Дебет 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы»
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
В последнее время все большее распространение получает практика расчетов с покупателями с помощью пластиковых карт.
Эмитенты карт (банки и компании, выпускающие их) заключают с магазинами розничной торговли договор о продаже товаров покупателям — владельцам их пластиковых карт. Основными положениями того договора являются:
- порядок авторизации карт, предъявленных в оплату за приобретенные в магазине товары.
Наиболее удобным способом обеспечения автоматизации карт является установление в магазине терминала, связанного с компьютером банка;
- условия обеспечения магазина необходимыми техническими средами: бланками слипов — документов, свидетельствующих о совершении покупки в магазине по картам; импринторами — машинами, посредством которых производят оттиски реквизитов магазинов и другие данные на слипах;
- сроки представления банками стоп-листов (список номеров кредитных карт, по которым запрещено совершение операций);
- условия расчетов между банками и магазинами по кредитным картам.
К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев пластиковых карт, в которых, например, указывается порядок заполнения бланка слипа. В слипе указывают: имя держателя карты, название фирмы, в которой он работает, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Mastercard и др.), адрес магазина, и т.п.
Слип заполняется в трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию при кассовом отчете. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяется работником магазина.
Сроки инкассации слипов устанавливаются в зависимости от их количества и общей суммы. Перед приездом инкассатора составляется реестр слипов с указанием их числа и суммы. Реестр заполняется в двух экземплярах: первый передается со слипом инкассатору, второй – с распиской инкассатора остается в торговой организации.
Реестры со слипами сдаются в банк, который зачисляет на счет торговой организации, причитающиеся ему денежные средства за проданные товары.
В бухгалтерском учете операции по учету реализации товаров по платежным картам отражаются следующими проводками: