Формирование расходов по видам деятельности
Описание ситуации
Общество не ведет учет расходов в разрезе видов деятельности. Учет расходов ведется только по статьям затрат и подразделениям.
Требования нормативных актов
П. 4.7.1. Учетной политики в целях бухгалтерского учета на 2005 г. предусмотрено ведение раздельного учета по видам деятельности:
- техническое обслуживание сетей и объектов электроснабжения;
- обслуживание объектов уличного освещения;
- строительно-монтажные работы;
- услуги по договору комиссии и т.д.
Ведение раздельного учета по видам деятельности предусмотрено законодательством РФ. Так, в частности, ст.43 ФЗ от 23 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
· производству электрической энергии;
· передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);
· реализации (сбыту) электрической энергии;
· оперативно-диспетчерскому управлению.
Учитывая, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется также и для формирования финансовой, налоговой, управленческой и статистической отчетности, то обособление учетных данных по отдельным видам деятельности будет актуальным и в этом случае.
Последствия и выводы
Общество нарушает положение Учетной политики по учету затрат.
Рекомендации
Рекомендуем Обществу вести учет в соответствии с положениями учетной политики и требованиями законодательства.
Затраты по строительству административного здания
Описание ситуации
1) Согласно договору подряда №74 от 01.08.05., ГП «Северавтодор» оказывает услуги по устройству тротуаров и стоянки у здания администрации. Данные расходы в сумме 62 106 руб. Общество ошибочно учитывает 22.08.05. г. в составе общепроизводственных расходов на счете 25. Данные расходы были заложены сметой на работы по договору подряда на строительство административного здания, поэтому их следует отразить в составе расходов на счете 20 (незавершенное производство).
2) Общество осуществляет расходы, относящиеся к строительству административного здания, но не предусмотренные сметой на подрядные работы. К примеру:
· Согласно договора №05/86 от 21.07.05г., ООО «Сибирь» оказывает услуги по проектированию и наладке системы пожарной сигнализации в административном здании. В учете 17.08.2005 г. сделаны проводки: Дт 25 Кт 60 на сумму 125 019 руб.
· ООО «Стройизыскания» оказывает услуги по инженерно-геодезическим изысканиям на объекте «Административного здания по ул. Геологов,5». Согласно акту от 01.08.05 г. расходы составили 10 787 руб. и ошибочно отражены на счете 20 «Основное производство».
· ООО «Ростехинвентаризация» оказывает услуги по инвентаризации объекта «Административного здания по ул. Геологов,5», расходы по акту №101000012 от 02.03.05 в сумме 45 490.19 руб. ошибочно отнесены на счет 20 «Основное производство».
Аудиторы отмечают, вышеуказанные расходы не могут учитываться в себестоимости работ, услуг Общества. Данные расходы должны быть перевыставлены Заказчику (МУП «ЮГЭС»).
Требования нормативных актов
1) Согласно п. 11 ПБУ 2/94[22],затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.
Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т.е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.
2) Согласно ПБУ 10/99[23] расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п.1 ст.252 Налогового Кодекса РФ в целях расчета налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходы не предусмотренные договором подряда по строительству административного здания не могут считаться оправданными, и не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Последствия и выводы
1) В результате списания расходов по строительству административного здания на себестоимость работ при отсутствии сдачи объекта заказчику, оказались искажены:
· завышена в отчете о прибылях и убытках строка 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» на сумму 62 106 руб.
· занижена в балансе строка 213 «Затраты в незавершенном производстве» на сумму 62 106 руб.
· завышена в декларации по налогу на прибыль строка 020 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» на сумму62 106 руб.
2) В результате списания расходов не предусмотренных договором подряда на строительство административного здания на себестоимость работ, оказались искажены:
· завышена в отчете о прибылях и убытках строка 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» на сумму 181 296 руб.
· занижена строка 240 баланса «Дебиторская задолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев»» на сумму 181 296 руб.
· завышена в декларации по налогу на прибыль строка 020 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» на сумму181 296 руб.
Рекомендации
1) Произвести корректировки в бухгалтерском учете, путем оформления исправительных записей:
Исправительная проводка | Дт 90.2 | Кт 20 | 62 106 руб. | Сторно |
2) Произвести корректировки в бухгалтерском учете, путем оформления исправительных записей:
Исправительная проводка | Дт 90.2 | Кт 20 | 181 296 руб. | Сторно |
Дт 25 | Кт 60 | 125 019 руб. | Сторно | |
Дт 23 | Кт 60 | 56 277 руб. | Сторно | |
Дт 76.5 | Кт 60 | 181 296 руб. |
Установка программ ЭВМ
Описание ситуации
ООО «Нордком» оказывает услуги по установке программы для ЭВМ «1С-Бухгалтерия», «1С-Зарплата и кадры». Стоимость данных услуг согласно акта №168 от 31.05.05 г. составила 170 000 руб. В учете данные расходы ошибочно отнесены на общехозяйственные расходы. Аудиторы отмечают, что данные программы будут использовать в деятельности Общества длительный период и должны относиться на стоимость работ, услуг равномерно в течение срока использования, определенного Обществом. Учет программ должен быть осуществлен с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов».
Требования нормативных актов
В целях бухгалтерского учета, согласно п. 65 Положения «По ведению бухгалтерского учета …»[24], затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Расходы на приобретение компьютерной программы признаются в налоговом учете в соответствии с пп.26 п.1 ст. 264 НК РФ[25]. Согласно данной норме законодательства в состав прочих расходов включаются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем. В соответствии с п.1, п.2 ст. 318 НК РФ [26] расходы на приобретение программы относятся к косвенным и в полном объеме включаются в расходы текущего (налогового) периода. Т.е. признаются в налоговом учете единовременно. При этом срок использования программы не влияет на порядок признания расхода.
Последствия и выводы
В результате допущенных ошибок, оказались искажены следующие строки бухгалтерской отчетности:
· занижена в балансе строка 216 «Расходы будущих периодов» на сумму 170 000 руб.
· завышена в отчете о прибылях и убытках строка 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» на сумму 170 000 руб.
Рекомендации
Произвести корректировки в бухгалтерском учете, путем оформления исправительных записей:
Исправительная проводка | Дт 90.2 | Кт 20 | 170 000 руб. | Сторно |
Дт 26 | Кт 60 | 170 000 руб. | Сторно | |
Дт 97 | Кт 60 | 170 000 руб. |
На счет 97 отнесли , но списали сразу в мае и июне! Фокусники! Следует написать в 97.