Понятие «точки безубыточности» и методы её расчета. Использование анализа безубыточности при обосновании управленческих решений в логистике и УЦП.
https://moluch.ru/archive/103/23908/
https://studfiles.net/preview/5455712/page:6/
http://delatdelo.com/spravochnik/osnovy-biznesa/rentabelnost/tochka-bezubytochnosti-kak-rasschitat.html
https://lektsii.org/6-54180.html
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-bezubytochnosti-i-upravlencheskie-resheniya
https://studopedia.ru/2_120455_odnokomponentniy-analiz-bezubitochnosti.html
https://studme.org/63900/logistika/raschet_tochki_bezubytochnosti_predpriyatiya_logisticheskoy_sistemy
47. Сущность, задачи и содержание финансового анализа. Использование результатов анализа для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на разных уровнях управления.
https://studme.org/163507069529/buhgalterskiy_uchet_i_audit/ispolzovanie_rezultatov_analiza_buhgalterskoy_finansovoy_otchetnosti_dlya_obosnovaniya_prinyatiya_uprav
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
7.1. Бухгалтерский учет и анализ в системе управления фирмой Управление представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Один из типовых вариантов такого никла может иметь следующий вид: Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Именно в процессе анализа вырабатывается управленческое знание, когда от простой констатации факта хозяйственной жизни (есть факт, он зафиксирован) переходят к пониманию его сущности, осмыслению сопутствующих его появлению причин, оценке желаемых или нежелаемых последствий, формулированию вариантов поведения в связи с появлением этого факта. Управленческое решение не может и не должно быть принято без его аналитического обоснования. Детализированность анализа и значимость его результатов для принятия окончательного решения могут ощутимо варьироваться, тем не менее анализ, хотя бы и самый поверхностный и супербыстрый, должен иметь место, поскольку в бизнесе любые спонтанные необоснованные решения могут приводить к крайне неприятным последствиям. Наиболее качественное аналитическое обоснование -это обоснование, направленное на перспективу. В бизнесе побеждает тот, кто более дальновиден, чьи аналитические аргументы более весомы с позиции перспективы. В принципе существуют различные виды анализа, однако два из них - ретроспективный и перспективный являются основными. В результате ретроспективного анализа оцениваются результаты некоторых выполненных действий; перспективный анализ предназначен для обоснования будущих действий. Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий. Перечислим некоторые из них: максимизация возможного дохода, минимизация возможного риска, минимизация возможных убытков (потерь, расходов), обеспечение стабильности некоторого процесса, обеспечение компромисса между текущими и перспективными прибылями, формирование имиджа солидности и надежности фирмы и др. В зависимости от различных факторов может формироваться система взаимоувязанных планов. Функция управления "организация" позволяет осуществлять реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и исполнение. Поскольку, как отмечалось выше, видов обеспечения много, кроме того, они взаимосвязаны, данная функция исключительно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов. Эта функция весьма динамична, так как в ходе исполнения планов неизбежно возникает необходимость их более или менее существенной корректировки. Управленческая функция "учет" означает введение в систему управления специфической подсистемы, в рамках которой организуется фиксация результатов текущего исполнения плановых заданий. Как правило, организуются три вида учета: оперативный, бухгалтерский и статистический. В рамках оперативного учета накапливаются данные, пригодные для принятия оперативных решении; эти данные поступают из различных источников и имеют относительную, но приемлемую достоверность и точность. Оперативный учет не отличается какой-либо унифицированностью и систематизацией, нередко он организуется спонтанно линейными руководителями и представляет собой некоторый вариант сбора данных как индикаторов текущих процессов в фирме и имеет целью достаточно быстрое реагирование на возникающие проблемы. Данные, накапливаемые в системе бухгалтерского учета, весьма систематизированы, и именно здесь формируется информационная база для выведения финансовых результатов деятельности экономического субъекта. Учетные данные используются в текущем управлении финансами, запасами, персоналом; что касается генерируемых в этой системе отчетных данных, то они имеют значимость в основном для принятия решений тактического и стратегического характера. Статистический учет означает формирование базы данных о событиях, имевших место в прошлом, но которые, как ожидается, могут быть полезными в дальнейшем для ретроспективного анализа. Здесь, как и в оперативном учете, могут аккумулироваться данные не только в денежном, но и в других измерителях. Функция контроля предполагает организацию некоторой системы слежения за соответствием текущего состояния дел плановым ориентирам. Наиболее распространенной является система контроля и управления по отклонениям, предполагающая, что в ее рамках осуществляется анализ значимости (существенности) отклонений фактических значений некоторых индикаторов от их плановых значений. Главное предназначение функции контроля заключается не столько в механическом сравнении некоторых показателей, сколько в формировании системы контрольных точек, упорядоченных в пространственно-временном аспекте. Функция регулирования дополняет предыдущую функцию и предполагает наличие в управленческой структуре компании некоторой системы реагирования на зафиксированные отклонения (так называемой системы обратной связи). В зависимости от существенности отклонений, а также изменения внутренних и внешних факторов в рамках этой системы вносятся корректировки в плановые задания, ресурсное обеспечение, технологический процесс и др. Описанная логика взаимодействия общих функций управления применима как к предприятию в целом как социально-экономической системе, так и к отдельным его компонентам, т.е. линейным и функциональным подразделениям и видам деятельности. Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение на рынок и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами. В дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов. В их числе: тин бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура и др. Как уже отмечалось выше, анализ (в том числе и анализ финансовой отчетности) предшествует управленческим решениям, обосновывает их и служит для объективной оценки управления производством и его эффективности. Рассмотрим организацию аналитической работы на примере предприятия металлургической промышленности. Выделяются следующие основные этапы (стадии) анализа хозяйственной деятельности предприятий. 1. Составление программы анализа. 2. Сбор информации, необходимой для анализа, проверка (в случае необходимости и корректировка) собранной информации. 3. Систематизация, классификация, изучение и аналитическая обработка информации. 4. Обобщение результатов анализа. 5. Подготовка предложений по результатам анализа. При составлении программы анализа определяются цель его, сроки проведения, перечень необходимой информации, состав работников для проведения анализа. Как правило, для проведения систематически повторяющегося полного анализа хозяйственной деятельности предприятия разрабатывается типовая схема (перечень вопросов и формы заполняемых таблиц), пригодная для использования в течение длительного периода времени. В соответствии с программой анализа производится сбор необходимой информации. В дальнейшем осуществляется проверка полноты отчетных данных, соответствия их установленным формам, взаимной увязки показателей в различных формах отчетности и правильности расчетов. Проверяется также сравнимость отчетных данных с показателями плана и отчета за предшествующий период. При необходимости производится корректировка информации, собранной для анализа. Вариант распределения обязанностей по проведению экономического анализа между службами предприятия приведен в табл. 7.1. В данной таблице приведены также основные источники информации для анализа различных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Таблица 7.1 Примерное распределение обязанностей по проведению экономического анализа между службами предприятия и основные источники информации Основная задача систематизации, классификации, изучения и аналитической обработки информации заключается в раскрытии причинной связи и измерении влияния отдельных факторов на тот или иной показатель хозяйственной деятельности предприятия. Обобщение результатов анализа и подготовка предложений по ним позволяют дать итоговую оценку выполнения предприятием плановых заданий, выявить причины, обусловившие отклонения фактических показателей работы от плановых и отчетных за предшествующий период, наметить мероприятия по мобилизации внутрихозяйственных резервов. Методическое руководство деятельностью экономических служб предприятия черной металлургии осуществляет заместитель директора предприятия по экономическим вопросам (главный экономист). В его непосредственном подчинении находятся плановый (планово-экономический) отдел и лаборатория экономического анализа. Однако аналитическую работу нельзя считать функцией только экономических служб предприятия. Для повышения действенности анализа необходимо правильное и четкое распределение обязанностей по его проведению между экономическими и другими службами, привлечение к аналитической работе инженерно-технических работников, рабочих предприятия. Рассмотрим роль информации бухгалтерского учета и отчетности для разработки и принятия управленческих решений на примере предприятия металлургической промышленности ОАО "Сталь". В процессе своей производственной деятельности ОАО "Сталь" потребляет существенное количество сырья, главным образом коксующихся углей, железорудного сырья, ферросплавов и цветных металлов, известняка, а также существенное количество энергетических ресурсов, главным образом электроэнергии, природного газа и кислорода. Своевременность и объемы поставок сырья и энергоресурсов могут быть нарушены за счет факторов, находящихся вне контроля ОАО "Сталь", в частности за счет остановки производства на предприятиях-поставщиках, изменения цен и тарифов на сырье и энергоресурсы, а также изменение тарифов на транспортные услуги. ОАО "Сталь" зависит также от взаимоотношений со своими основными поставщиками сырья и энергетических ресурсов. Акционеры ОАО "Сталь" имеют контроль над рядом поставщиков угля и железорудного сырья. При необходимости ОАО "Сталь" может покрыть свои потребности в угле на 100% и в железорудном сырье на 75% за счет поставок от этих предприятий. Нарушение поставок сырья или энергоресурсов, или существенное увеличение их цен, включая затраты на транспортировку сырья, может неблагоприятно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность ОАО "Сталь". Показатели по учету материальных ресурсов, используемые на разных уровнях управления ОАО "Сталь", представлены в Приложении № 6. Из этой таблицы видно, что такой показатель, как "Количество поступивших материальных ресурсов по видам в натуральном выражении с учетом качественных характеристик", при поступлении сырья и материалов необходим мастеру, начальнику смены, службе производственно-диспетчерского отдела, службе материально-технического снабжения. Этот же показатель за смену, сутки, пятидневку и декаду необходим начальнику цеха, начальнику производства, службе производственно-диспетчерского отдела, службе материально-технического отдела, а за месяц и квартал такой показатель используется службой материально-технического снабжения, финансовым отделом, а также заместителем директора по общим вопросам. |
https://studfiles.net/preview/2098775/page:9/
https://fd.ru/articles/39491-rezultaty-finansovogo-analiza-kak-ispolzovat-dlya-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy
http://mirznanii.com/a/21309/rol-finansovogo-analiza-v-prinyatii-upravlenchiskikh-resheniy