Г) существуют ли иные обстоятельства, свидетельствующие в пользу экономического субъекта, которые не были учтены в ходе налоговой проверки
Сделанные выводы и заключения аудиторской организации необходимо отразить в итоговых документах специального аудиторского задания.
Если по результатам рассмотрения актов налоговых органов организация приходит к выводу об обоснованности возражений экономического субъекта, то ей следует воздерживаться от прямого общения с должностными лицами налоговых органов.
В случаях, предусмотренных договором, аудиторская организация вправе оказывать экономическому субъекту консультации и рекомендации по составлению возражений на акт проверки, жалоб в вышестоящий орган, подачи исковых заявлений о признании акта недействительным.
При проведении налогового аудита аудиторская организация обязана соблюдать принцип конфиденциальности информации о деятельности экономического субъекта, ставшей известной в ходе выполнения специального аудиторского задания.
Взаимоотношения аудитора с контрагентами проверяемой организации
Аудит взаимоотношений с контрагентами будет включает в себя проверку правильности оформления паспортов сделок (тикетов, биржевых отчетов, отчетов о сделках с физическими лицами), проверку оформления договоров и подтверждений сделок контрагентам. Все сделки, заключенные компанией должны отражаться в Журнале сделок, который подразделяется на Журнал сделок с юридическими лицами и Журнал сделок с физическими лицами. Данный журнал будет являться основным регистром для проверки взаимоотношений с контрагентами, т.к. он содержит максимум информации по сделкам. В этом регистре отражаются как брокерские, так и дилерские сделки.
По брокерским сделкам необходимо сопоставить поручения клиентов и закрывающие их паспорта сделок (одно поручение может исполняться несколькими сделками). Журнал сделок должен вестись в хронологическом порядке, каждой сделке в регистре должна соответствовать одна строка, основой для отражения сделки в регистре является паспорт сделки - документ первичного учета, содержащий основные параметры сделки. В зависимости от порядка заключения сделок, функции паспорта сделки может выполнять тикет, биржевой отчет или отчет о сделках с физическими лицами.
Этапами аудита бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами юридического лица выступают мониторинг организации систем внутриорганизационного финансового контроля, экспертиза гражданско-правовых договоров, экспертиза состояния первичного бухгалтерского учёта, сопоставление данных аналитического и синтетического учёта и проверка учёта задолженности перед контрагентами. Документальными источниками информации для формирования доказательственной базы аудитора являются бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учёта, гражданско-правовые соглашения (договоры), журналы регистрации покупок, графики документооборота, счета-фактуры, накладные и акты выполненных работ.
На первоначальной стадии аудитором проверяется состоятельность финансового контроля, и определяются его слабые стороны. Для реализации данных направлений проверки необходимо рассмотреть систему внутриорганизационного контроля во всей полноте и взаимосвязи составляющих его элементов. Перечень контрольных процедур для каждого конкретного случая нормативными актами специально не регламентирован. Поэтому предприятие вправе самостоятельно решить вопрос о содержании системы контрольных мер и способах анализа их эффективности. Как бы то ни было, но многими специалистами в области бухучёта признаётся, что в целях исключения серьёзных пробелов и ошибок в учёте операций с контрагентами, организациям целесообразно вести контроль сразу по нескольким направлениям.
В их число входят: оформление отношений с деловым партнёром (проверка правильности составления договора), учёт первичной документации (контроль над регистрацией и обработкой первичных документов), отражение операций на счетах (контроль за применением систем учёта, в том числе и программного обеспечения), обеспечение надёжности сохранности информации от посторонних лиц (проверка системы хранении документации, функционирования архивной службы, порядка инвентаризации документах в архиве и обеспечения доступа к документам), истребование кредиторской задолженности (проверка своевременности и полноты). Отсутствие одного или нескольких из вышеобозначенных направлений в организации внутреннего контроля даёт аудитору возможность сосредоточения своих действий на проверке именно в этом направлении.
Условно все отношения предприятия с другими организациями и индивидуальными предпринимателями можно разделить на две большие однородные группы. Первую из них составляют отношения по приобретению различного рода вещных и неимущественных прав, вторую – правоотношения, опосредующие поручения руководства предприятия на выполнение работ и оказание услуг. Данная классификация помогает определить предмет проверки (конкретно – структуру гражданско-правовых договоров), разбить его на составные элементы, а также скорректировать методы и процедуры, которыми будет оперировать проверяющий в процессе аудита.
Вся совокупность договоров с подрядчиками и поставщиками, заключённых от имени руководства предприятия за рассматриваемый период, должна быть проверена на предмет выявления нарушений и неточностей с учётом всех требований, предъявляемых законодательством РФ к совершению гражданско-правовых сделок. В соответствии со статьёй 432 ГК РФ договор считается правомерно заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Для каждой разновидности договоров гражданское законодательство определяет свой собственный перечень таких существенных условий. К примеру, для договора контрактации (поставки сельскохозяйственной продукции) существенными признаются условия о наименовании, количестве (ассортименте), а также о сроках поставки продукции.
Далее происходит анализ первичного учёта расчётов с контрагентами предприятия. Данная процедура производится при помощи установления фактов правильного оприходования материальных ценностей, принятия работ и услуг, отражения в полном объёме совершённых операций, совершения всей необходимой первичной документации и её регистрации в бухгалтерских регистрах, а также соблюдения правил документооборота в бухгалтерии предприятии. Установление правильности оприходования материальных ценностей и принятия выполненных работ (оказанных услуг) происходит путём процедуры сопоставления данных приходных документов с данными договоров и данных счетов-фактур с данными бухгалтерского учёта. Если аудитор придёт к выводу о недостаточности информационных данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в процессе взаимоотношений с контрагентами, то от бухгалтерии предприятия должны быть запрошены соответствующие пояснения, а также сделаны необходимые дополнения к отчётной документации. В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года все исправления должны производиться записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.
Учитывая многообразие возможных деловых связей с компаньонами, особенно на крупных предприятиях, аудитор может воспользоваться выборочным методом проверки. При этом многими аудиторами отмечается, что в отношении учитываемых товаров выборка должна строиться на началах представительности, а в отношении работ и услуг – напротив. Таким образом, в первом случае аудитор применяет репрезентативную, во втором – нерепрезентативную выборку. Репрезентативность выборки означает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудитор прибегает либо к случайному (по таблице случайных чисел) отбору, либо к отбору систематическому (элементы отбираются через постоянный интервал – через каждые десять, пятнадцать, двадцать и так далее документов). Также может быть использован комбинированный отбор, представляющий собой некий синтез методов случайного и систематического отбора.
Порядок регистрации фактов совершения операций, заведённый на предприятии, должен отвечать таким признакам, как своевременность, полнота и достоверность. В противном случае перед аудитором встаёт необходимость выяснения причин расхождений и неточностей. При этом проверяющий должен избегать каких бы то ни было поспешных выводов. Аудитору необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что, исходя из самой природы хозяйственных операций (их многочисленности и разнообразии), различного рода несоответствия и расхождения (отсутствие документа, несвоевременность составления, исправления и так далее) зачастую просто неизбежны. С другой стороны это может свидетельствовать о преступных действий со стороны руководства организации или работников бухгалтерии.
Поэтому, учитывая все внешние и внутренние факторы, влияющие на первичный учёт (специфику производства, хозяйственных потребностей, структуры управления, правил документооборота и др.), а также степень профессионального аудиторского риска, аудитором должен быть проведён письменный опрос работников бухгалтерии с целью выяснения причин несоответствий и искажений первичного учёта.
Проверка на соответствие данных аналитического и синтетического учёта осуществляется в процессе проверки информации, содержащейся в сводных регистрах, составленных с использованием бухгалтерских программных продуктов (при автоматизированном методе учёта) и журнале-ордере № 6 (при журнально-ордерной форме учёта). Здесь происходит сопоставление численных данных регистров аналитического учёта с информацией, отражённой по счёту 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и всем соответствующим субсчетам к счёту 60 (неотфактурованные поставки и материалы в пути). Аудиторская проверка учёта курсовых разниц при совершении хозяйственных операций с контрагентами-нерезидентами может быть проведёна посредством сопоставления данных счетов 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и 91 “Прочие доходы и расходы”.
На заключительном этапе проверки происходит анализ бухгалтерского учёта задолженности перед контрагентами, а в случаях необходимости и дебиторской задолженности. При этом аудитору следует помнить, что расчёты с контрагентами могут производиться с применением таких инструментов, как кредит, отсрочка и рассрочка платежа, аванс и так далее. Образуемая при этом сумма задолженности может быть проконтролирована путём выверки данных, содержащихся в группе статей “Кредиторская задолженность” финансовой отчётности предприятия. Правильность отражения задолженности проверяется, во-первых, по статье “Поставщики и подрядчики”, где показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги, во-вторых, по статье “Векселя к уплате”, где отражается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя. В бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по полученным кредитам и займам должна отражаться с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
На данной стадии проверки аудитором должны быть установлены факты возникновения задолженности, её реального размера (с учётом процентов за пользование кредитом и пеней за просрочку), обоснованности образования задолженности, возможности её погашения и наличия претензий по кредиторской и дебиторской задолженности (судебные иски и соответствующие уведомления). С целью установления этих фактов проводится аудиторская инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация предполагает как детальное ознакомление с внутриорганизационной отчётностью, так и подтверждение данных этой отчётности со стороны контрагентов организации, которое может быть получено в результате направления запросов к организациям-контрагентам проверяемого предприятия.
27. Контроль качества внутри аудиторской организаций.
Под качеством аудита понимается степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой отчетности в отношении достоверности информации финансовой отчетности клиента. Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связано с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это такая ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение. Критерии качества, в соответствии с которыми формируют новый профессиональный уровень аудита следует считать соблюдение:- норм ФЗ «Об аудиторской деятельности»- лицензионных требований и условий- норм профессиональной этики- требование федеральных правил стандартов аудиторской деятельности- требований международных стандартов аудита в части, не противоречащей федеральным правилам- требований внутренних правил, стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений- условия договора на оказание аудиторских услуг. Контроль качества аудита – совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторов и аудиторской организации установленным критериям качества. Механизм контроля качества аудита в РФ включает в себя:1)федеральный уровень2)уровень профессиональных аудиторских объединений 3)внутрифирменный контроль качества аудита 4)Внешний контроль качества аудита со стороны Минфина реализуется в следующих формах:5)проведение внешних проверок качества работы аудиторов6)контроль за деятельностью аккредитивных аудиторских объединений. Проверки могут быть:1)плановые – проводятся не чаще 1-го раза в 2 года и направлены на установление выполнения аудиторами обязательных требований2)внеплановые. Предметом внеплановых проверок является контроль за использованием указаний об устранении выявленных нарушений в следующих случаях:- обнаружение нарушений обязательных требований, установленных планов проверками- обращение граждан и юрид. лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями аудиторов.
В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Особенности системы контроля качества работы аудиторской фирмы, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от таких факторов, как:
а) размер аудиторской организации; б) ее специализация; в) ее организационная структура; г) наличие филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственная удаленность; д) экономическая эффективность применяемой системы контроля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).
Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики; б) укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей; в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий; г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества; д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее; е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта; ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой; з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.
8. Планирование аудиторской проверки, его этапы и их содержание
Планир-е-главный этап проведения А ри эотм выдел-т осн этапы работы1)предварительное планир-е2)подготовка и составление общ плана А3)подготовка и составление прогр А.После офиц обращения субьекта с просьбой бо оказ А услуг(письмо-предлож).А орг или А-р составл и направл клиенту письмо о провед А. получив письменное соглашение на проведение А следует определиться с определения аудируемости бух отчетности. Данный процесс наз-ся предвар-м планир-м. Здесь происх знакомство потенц-х партнеров и обмен инфо, что позвол-т к-й из сторон принять решеие о возможности и целесообразности дальнейш-го сотрудничества. Для получ-я такой инфо А д/н иметь доступ к источ:1)учред док-ты, протоколы заседаний совета директоров, собрание акционеров2)док регул учетн политику, бух отч3)док, связ с планир-м деят-ти экон субьекта,контракты,догов,соласия4)док, регул произв и организ стр-ру эон субьекта, список его филиалов и дочерн п/п5)внутрифирм инструкции6)внутр отчеты А и ревизоров6)матер судебных и арбитражных рисков. На этапе предварительного планир-я реш-ся так же и организ вопросы, связ-е в частности с созд нормативн условий для работы А.А долж предост необх инфо и должен обеспеч отдельное помещение, сейф, ксерокс, принтер, телеф, проживание. После предвар=го планир-я А должен принять решение о возможн проведения А.В случ принят положит решения закл дог на А услуги.
Аудиторская проверка – мероприятие, заключающееся в сборе, оценке, анализе информации, касающейся финансового положения аудируемого лица.
Аудиторская проверка проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и имеет своим результатом выражение в установленной форме мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудит - это, прежде всего предпринимательская деятельность аудиторов по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Некоторые российские специалисты с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки:
1) на этапе подготовки и планирования аудита производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оцениваются существенность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатываются общий план и программа проверки;
2) этап документирования и оформления результатов аудиторской проверки включает проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения.
динение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения, представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов рассматривает процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки.
Таким образом,три основных этапапроведения аудита:
1) подготовка и планирование аудиторской проверки;2) выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации;3) составление аудиторского заключения.
Подготовка и планирование аудиторской проверки производятся в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентами финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки. Дается оценка его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяются содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.
Планирование аудита— один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур. Оно должно осуществляться в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002
№ 696, которое применяется к согласованному аудиту.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки. При его разработке необходимо принимать во внимание:
• деятельность аудируемого лица;• системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;• риск и существенность;• характер, временные рамки, объем процедур;• координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;• прочие аспекты.
Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение.
На этапе выполнения аудиторских процедурпроизводятся сбор аудиторских доказательств и ихдокументирование.
В аудиторском заключении аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.