Иные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки ГП-17

9.2.17.16.1.В нарушение пункта 3 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (далее – ПАО «ОАК» от 14 декабря 2016 г. № 01-09/240 заключен Минпромторгом России в сроки, превышающие три месяца после дня вступления в силу закона о бюджете.

9.2.17.16.2.В нарушение Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

информация о внесении изменений в государственный контракт от 18 февраля 2016 г. № 16411.1710290019.18.001 в единой информационной системе не размещена (часть 26 статьи 95);

отчеты об исполнении отдельных этапов государственного контракта от 18 февраля 2016 г. № 16411.1710290019.18.001 в единой информационной системе в сфере закупок размещены с нарушением установленного срока (часть 9 статьи 94 и пункт 3 Положения о подготовке и размещении отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093);

информация о завершении исполнения контракта от 18 февраля 2016 г. № 16411.1710290019.18.001 размещена в единой информационной системе до принятия выполненных работ 16 марта 2017 года (работы приняты 13 апреля 2017 года) (часть 9 статьи 94).

9.2.17.16.3.ПАО «ОАК» в 2016 году не обеспечено выполнение показателей эффективности, предусмотренных договорами об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в целях:

последующего взноса в уставный капитал специализированной компании - дочернего общества в целях реализации механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов. Отчет в Минпромторг России не представлен, однако согласно информации ПАО «ОАК» в 2016 году поставка воздушных судов с применением ГОС не осуществлялась при плановом значении – 7 ВС;

последующего взноса в уставный капитал АО «Авиастар-СП» с целью финансирования затрат, связанных со строительством самолета типа Ту-204. Предусмотренный показатель «Срок изготовления воздушного судна Ту-204-100В № 64014 (оформление формуляра на воздушное судно представителем независимой оценки) – декабрь 2016 года» - не выполнен.

Таким образом, показатели не выполнены, при этом штрафные санкции, предусмотренные условиями договоров при недостижении показателей эффективности в суммах 310,0 млн. рублей и 650,0 млн. рублей соответственно Минпромторгом России к ПАО »ОАК» не предъявлены.

9.2.17.16.4.В нарушение пункта 5 Правил предоставления субсидии российским производителям авиационной техники в целях финансового обеспечения затрат по реализации проекта производства самолетов региональной авиации пассажировместимостью до 19 мест, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 570, субсидия АО «УЗГА» в рамках ГП-17 предоставлена в размере 100 % затрат, или с превышением предельного размера (не более 85 % затрат) на 79,5 млн. рублей.

9.2.17.16.5.ПАО «ОАК» в 2016 году предоставлена субсидия на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, размещенным на общую сумму 46 280,0 млн. рублей (по номинальной стоимости). Средства от размещения были направлены на погашение кредитов ПАО «ОАК» и его дочерних и зависимых обществ (на основании договоров займа), привлеченных ими ранее на финансирование своей инвестиционной и основной производственной деятельности.

При этом по результатам проверки, проведенной в 2015 году в ПАО «ОАК», отмечалось, что по состоянию на 27 ноября 2015 года по договорам займа, заключенным с дочерними и зависимыми общества с ПАО «ОАК» было возвращено 900,0 млн. рублей. Информация о возврате займов в Минпромторге России отсутствует, вопрос об уменьшении субсидии, предоставляемой ПАО «ОАК» в размере 100 % затрат на уплату купонного дохода, на сумму осуществленных возвратов Министерством не рассматривался.

9.2.17.16.6.АО «ОДК» в 2016 году предоставлена субсидия на возмещение затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015 - 2016 годах. Всего ОАО »ОДК» под государственные гарантии Российской Федерации были размещены 4 облигационных займа на общую сумму 33 213,9 млн. рублей, в том числе серии 01 на сумму 6 642,0 млн. рублей (по номинальной стоимости) (дата размещения займа – 10 июня 2016 года, ставка купона составляет 10,75 %, субсидируется из расчета 6 %), средства от размещения облигационного займа серии 01 были направлены на предоставление займов дочерним и зависимым обществам на цели финансирования создания двигателя ПД-14.

Согласно отчету о целевом использовании средств, полученных АО «ОДК» в результате привлечения облигационного займа серии 01 на 1 января 2016 года, на выдачу займов было направлено 1 700,1 млн. рублей, на 1 апреля 2017 года – 1 903,6 млн. рублей.

Несмотря на то что займ в сумме 6 642,0 млн. рублей, использован АО «ОДК» на выдачу кредитов в объеме, не превышающем 28,7 % (на 01.04.2017), из федерального бюджета компенсация расходов общества на уплату купонного дохода произведена исходя из всей суммы займа. При условии расчета субсидии исходя из использованного объема средств от размещения облигационного займа, размер субсидии за 2016 год был бы меньше на 141,3 млн. рублей (расчетно). Однако Правилами предоставления субсидии расчет размера субсидии в зависимости от объема использования средств, полученных от размещения облигационного займа, не предусмотрен.

9.2.17.16.7.В рамках подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» осуществлялись расходы по государственному контракту от 22 июня 2016 г. № 16411.1780190019.18.001, заключенному с ЗАО «Научно-исследовательский институт экономики авиастроительной промышленности (далее – ЗАО »НИИ экономики») (цена контракта 180,0 млн. рублей) на выполнение НИР «Комплексные исследования по совершенствованию системы планирования и управления реализацией государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» (шифр «Авиагоспрограмма 3»).

Согласно техническому заданию на исполнителя было возложено выполнение части функций Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, а именно: мониторинг и оценка эффективности реализации ГП-17, разработка проектов планов реализации и детальных планов-графиков реализации Программы, разработка предложений по внесению изменений в ГП-17, разработка предложений по совершенствованию методики расчета показателей (индикаторов) Программы, формирование сведений о достижении значений показателей (индикаторов) Программы, анализ факторов, повлиявших на ход реализации и оценка эффективности Программы, анализ и обоснование внесенных изменений в ГП-17, анализ причин невыполнения контрольных событий и мероприятий, анализ исполнения заключенных государственных контрактов и других обязательств по выполнению мероприятий Программы, анализ использования бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию ГП-17.

Наши рекомендации