Иные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки ГП-1

В рамках ГП-1 Минздравом России в 2016 году закупалась вакцина для профилактики пневмококковых инфекций Превенар 13 (далее – вакцина, Превенар 13) на сумму 4 258,0 млн. рублей. Объем закупки составил 40,1 % общего объема финансирования на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов в 2016 году.

При этом в ходе контрольного мероприятия выявлены большие остатки лекарственного препарата в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года. Так, в Чеченской Республике, Тюменской области имеется двухгодичный запас вакцины, а в Калужской, Новосибирской, Ярославской областях, г. Севастополь, Еврейской автономной области - запасы Превенар 13 на полтора года.

В 12 субъектах Российской Федерации остаток вакцины на 1 января 2017 года составлял от 80 % до 100 % годовой потребности, в 23 регионах - от 50 % до 80 % годовой потребности.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о завышении субъектами Российской Федерации и Минздравом России потребности в вакцине для профилактики пневмококковых инфекций при планировании Минздравом России закупок в 2016 году.

Кроме того, существуют риски неосвоения в 2017 году больших объемов остатков вакцины в субъектах Российской Федерации, имеющей ограниченный срок годности (3 года), что может привести к списанию дорогостоящего лекарственного препарата в связи с истечением срока годности (на 1 января 2017 года фактов, подтверждающих списание вакцины, представлено не было).

9.2.2. Госпрограмма «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы

9.2.2.1.Госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 годы (далее – ГП-2) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№ 295.

Срок реализации: 2013 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем ГП-2 является Минобрнауки России, участниками – 31 министерство и ведомство, включая ведущие федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования (по состоянию на 31 декабря 2016 года). Соисполнители госпрограммы отсутствуют.

9.2.2.2. В 2016 году в ГП-2 ответственным исполнителем 4 раза вносились изменения в основном в части изменений и дополнений в правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы, а также включения в состав целевых показателей показателя «количество новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации».

В соответствии с паспортом ГП-2 в ее состав включено пять подпрограмм и две федеральные целевые программы (Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (далее – ФЦПРО); «Русский язык» на 2011 –2015 годы (далее – ФЦПРЯ).

Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

Необходимо отметить, что в ГП-2 в 2017 году дважды внесены изменения (постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 86 и от 31 марта 2017 г. № 376, касающиеся в том числе приведения финансового обеспечения ГП-2 в соответствие с объемами бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» (в первоначальной редакции) и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В структуру ГП-2 включены Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (в редакции от 2 февраля 2017 года), и ФЦП «Русский язык» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г.
№ 481 (в редакции от 31 марта 2017 года), а также и уточнены целевые показатели в части данных ФЦП.

9.2.2.3.Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования показал, что в ГП-2 не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации.

Так, не предусмотрены показатели, характеризующие повышение качества и престижа инженерного образования. Одним из основных направлений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, является значительное повышение качества и престижа инженерного образования, при этом целевым индикатором реализации указанной Стратегии является «Доля выпускников учреждений профессионального образования, работающих по специальности не менее 3 лет, в общей численности выпускников учреждений профессионального образования».

В ГП-2 не предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию целей и задач Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а также показатели, характеризующие их достижение, не включены механизмы поддержки организаций дополнительного образования детей сельской местности, предусмотренные Концепцией дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, отсутствуют мероприятия, направленные на выполнение положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, и ее показатели в части увеличения доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов на бесплатной основе.

9.2.2.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями показал, что ГП-2 в целом сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

Вместе с тем в нарушение требований пункта 11 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 (далее – Порядок № 588) и пункта 22 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 (далее – Методические указания), система целевых показателей подпрограмм ГП-2 не в полной мере соответствует принципам необходимости и достаточности для оценки степени достижения целей и решения задач.

Так, показателем, характеризующим достижение цели «Развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» ГП-2, является показатель «удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет». По мнению Счетной палаты, данного показателя не достаточно для оценки степени достижения указанной цели ГП-2, так как участие молодых людей в молодежной общественной деятельности не оказывает непосредственного влияния на развитие потенциала молодежи в интересах инновационного и социально-ориентированного развития страны.

Наши рекомендации