Объекты финансового учета
Для определения объектов бухгалтерского учета представим модель организации как укрупненную структуру системы управления, которая объединяет орган, или субъект, управления и управляемую подсистему, каналы информационных связей и внешнюю среду. Любую хозяйственную систему следует рассматривать не только как совокупность элементов, но и как часть внешней среды. По отношению к экономике в целом внешними системами являются мировое хозяйство, экология, наука, техника, технология и др. Для отдельных организаций внешнюю среду образуют также отраслевые, региональные, федеральные экономические системы и их элементы. Как орган управления, так и управляемая подсистема являются объектами бухгалтерского учета.
В структуре управляемой подсистемы следует выделить процессы: 1) технико-экономические (производственно-хозяйственные); 2) финансово-экономические.
К технико-экономическим процессам относятся техническая подготовка производства (ТПП), снабжение, производство, сбытовая деятельность, а также маркетинг (деятельность по изучению рынков сбыта и стимулированию продаж).
По видам и назначению финансовые ресурсы представлены внеоборотными и оборотными активами, объекты которых часто называют имуществом, и пассивами — собственным капиталом и заемными средствами. К финансовым результатам относится прибыль (убыток), формированию которой предшествует получение доходов и расходов. Отражаются финансовые отношения в расчетах хозяйствующего субъекта с партнерами: поставщиками, покупателями, банками и другими кредитными организациями, инвестиционными институтами, страховыми, трастовыми и другими компаниями. К элементарным составляющим финансово-экономических процессов относятся хозяйственные факты (операции).
Нормативно - правовое регулирование финансового учета
В настоящее время утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, во исполнение которой Минфин России разработал Концепцию бухгалтерского учета, где определена основа построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой экономикой, отвечает международным принципам учета и отчетности. В ней заложены положения, которые являются основой рыночной экономики, развития системы нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет для организаций Российской Федерации, включая организации с иностранными инвестициями.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с концепцией необходимо осуществить по следующим направлениям:
1. Повышения качества информацией подготовленной в бухгалтерском учете и отчетности .
2. Создания внутрироссийской системы применения МСФО.
3. Изменение системы регламентации (усиление деятельности и значения профессиональных сообществ аудиторов и бухгалтеров).
4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности. При этом основное внимание уделяется в соответствующей постановке аудита
5. Осуществление повышения качества подготовки специалистов занятых введением бухгалтерского учета и аудита.
В основу концепции положены законодательные и нормативные документы, которые можно подразделить на 4 уровня:
К первому уровню относится ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ — в нем раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентируется бухгалтерская отчетность и определяется ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.
Данным законом закреплены ранее изданные нормативные правовые акты первого уровняпо регулированию бухгалтерского учета — законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. К ним, помимо Закона «О бухгалтерском учете», относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), другие кодексы имеющие отношение к организации и ведению бухгалтерского учета, Законы «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г. №155), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. №88-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г. №19-ФЗ) и другие федеральные законы.
Нормативные правовые акты второго уровнясодержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Минфином России
Положения (стандарты), разрабатываемые на основе Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние обязательны для исполнения предприятиями и организациями, что не исключает в определенных рамках использования различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета. В настоящие время на основе МСФО действуют 24 ПБУ. Некоторые из них являются основополагающими (ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации») т.к. в них изложены основные принципы введения БУ и составления отчетности в соответствии с МСФО. Другие ПБУ устанавливают методику учета по отдельным объектам учета (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» и другие.
К третьему уровню системы нормативного регулирования в стране. следует отнести другие нормативные документы и методические указания, включая различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета, план счетов. Они служат для конкретизации отдельных ПБУ (в частности методические рекомендации по учету основных средств), некоторые методические указания подготовлены для учета отдельных отраслевых особенностей по отдельным объектам учета.
Четвертый уровеньвключает в себя документы, формирующие учетную политику организации (рабочий план счетов, график документооборота и пр.).
На основе нормативных документов организация разрабатывает рабочие документы, в их числе:
• приказ по учетной политике;
• формы первичных документов и учетные регистры:
• графики документооборота;
• рабочий план счетов;
• формы внутренней отчетности.