Ситуационная задача 2.7

Организация работы по повышению квалификации рабочих

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

v подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии);

v переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства);

v повышение квалификации (обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям).

Квалификационная комиссия

Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:

v работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве;

v начальник (представитель) отдела труда и заработной платы;

v инженер по охране труда;

v руководитель соответствующего подразделения предприятия.

При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюза.

Основанием начала функционирования квалификационной комиссии является, как правило, подача заявления работником и представления (характеристики, ходатайства) на него руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение.

Цель квалификационных экзаменов – определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

v квалификационные разряды;

v классы;

v категории по соответствующим профессиям.

Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или раз в год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

На практике работодатели разрабатывают собственные методики тарификации работ (определение их сложности) и оценивают соответствие уровня квалификации рабочего требованиям рабочего места по тем критериям, которые сформулированы в этой методике, если выполнение работ рабочим не связано с предоставлением компенсаций и льгот либо установлением ограничений.

Работник должен ответить на вопросы:

v указанные в разделе «должен знать» квалификационной характеристики,

v вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний:

Ø свои обязанности,

Ø правила внутреннего трудового распорядка,

Ø положения, инструкции и другие руководящие материалы, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности,

Ø правила пользования средствами индивидуальной защиты;

Ø требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ,

Ø требования по рациональной организации труда на рабочем месте.

За две недели до начала экзамена мастер, начальник цеха выдает претенденту наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т. д. Перечень пробных производственных работ составляется на основании раздела «должен уметь» квалификационной характеристики.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала, а по выполнении фиксируется окончание.

По итогам экзаменаквалификационная комиссия принимает решение о присвоении рабочему квалификационного разряда (класса, категории). Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в соответствии с которым рабочему присваивается квалификационный разряд (класс, категория).

Присвоение разряда (класса, категории) по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника.

Задание к ситуации 2.7:

Разработайте в виде таблицы систему повышения квалификации работников организации, эффективно раскрывающую их потенциал.

Таблица 3.2 – Организация работы по повышению квалификации рабочих

Вопросы Ответы
Направления повышения квалификации  
Условия допуска к сдаче квалификационного экзамена  
Основание для функционирования квалификационной комиссии  
Состав квалификационной комиссии  
Периодичность проведения квалификационных экзаменов  
Какие вопросы содержит теоретическая часть квалификационного экзамена?  
Специфика проведения практической части квалификационного экзамена  
Документальное оформление результатов повышения квалификации  

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обобщим основные технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения в таблице:

Таблица 5.1– Технико-экономические показатели структурного подразделения

Показатели Обозначение, расчет Экономический смысл
Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб. В  
Стоимость основных фондов, тыс. руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru  
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru  
Численность работников структурного подразделения, чел. Ч  
Годовой фонд заработной платы персонала подразделения, тыс. руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru  
Себестоимость произведенных работ, оказанных услуг, тыс. руб. С Себестоимость – это сумма затрат, связанных с производством и реализацией продукции
Валовая прибыль, тыс. руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru   Как экономическая категория, прибыль отражает чистый доход, получаемый в результате производственно- хозяйственной деятельности предприятия
Рентабельность,% ситуационная задача 2.7 - student2.ru Рентабельность показывает, какую прибыль получает предприятие с 1 вложенного в производство рубля затрат
Производительность труда, руб/чел. ситуационная задача 2.7 - student2.ru Производительность труда показывает выработку на одного работника предприятия
Средняя заработная плата, руб/чел. ситуационная задача 2.7 - student2.ru Средняя заработная плата показывает, средний размер оплаты труда на одного работника данного предприятия
Фондоотдача ситуационная задача 2.7 - student2.ru Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 рубль основных фондов
Фондоёмкость ситуационная задача 2.7 - student2.ru Величина фондоёмкости показывает, сколько основного капитала приходится на 1 рубль выпущенной продукции. Это показатель, обратный фондоотдаче.
Фондовооруженность ситуационная задача 2.7 - student2.ru Фондовооруженность показывает величину стоимости основных средств, приходящуюся на одного работника
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств ситуационная задача 2.7 - student2.ru Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, число кругооборотов, которое эти средства совершают за плановый период

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

Задание 1

Рассчитать технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения и произвести анализ его деятельности при следующих исходных данных:

Таблица 5.2 – Расчет технико-экономических показателей структурного подразделения

Показатели Обозначение, расчет 2014 год 2015 год Отклонения, +,– Динамика, %
Выручка от реализации работ, услуг, руб. В +100620 28,7
Себестоимость произведенных работ, оказанных услуг,. руб. С    
Валовая прибыль, руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru          
Рентабельность,% ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Численность работников структурного подразделения, чел. Ч    
Производительность труда, руб/чел. ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Годовой фонд заработной платы персонала подразделения, тыс. руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru    
Средняя заработная плата, руб/чел. ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Стоимость основных фондов, руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru    
Стоимость оборотных средств, руб. ситуационная задача 2.7 - student2.ru    
Фондоотдача ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Фондоёмкость ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Фондовооруженность ситуационная задача 2.7 - student2.ru        
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств ситуационная задача 2.7 - student2.ru        

Примечания:

Приведем пример расчета отклонений и динамики по показателю «Выручка»

ситуационная задача 2.7 - student2.ru  
ситуационная задача 2.7 - student2.ru  

По остальным показателям расчет производится аналогично, за исключением рентабельности. По показателю «рентабельность» рассчитываются только отклонения, т.к. рентабельность рассчитана в процентах.

Приложение Б

Наши рекомендации