Различие в нормативном регулировании и методологии БУ
Сущность налогового учёта,его роль и задачи.
Понятие закреплено в ст. 313 НК РФ. Под налоговым учётомпонимают систему обобщения информации для определения налоговый базы по налогу на основе данных первичных документов, которые сгруппированы в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Задачи НУ:1.Обеспечение формирования полной и достоверной информации о доходах и расходах, активах и обязательствах в целях налогооблажения
2.Обеспечение последовательности применения правил БУ для НУ
3.Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей налоговой отчетности для контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.
Цель:Формирование информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая хоз.операция , связанная с доходами и расходами.
Принципы налогового учёта
В главе 25 НК РФ нашли отражение следующи принципы ведения налогового учета:
принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
·принцип имущественной обособленност - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
·принцип непрерывности деятельности организации учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
·принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);
·принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
·принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.
Различие в нормативном регулировании и методологии БУ
К методам ведения налогового учета следует отнести:
·введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
·установление методики формирования налоговых показателей;
·определение способов ведения налогового учета;
·установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.
Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.
Таблица 2 - Различия между бухгалтерским и налоговым учетом | ||
Показатели | Налоговый учет | Бухгалтерский учет |
Нормативная база | Законодательство РФ о налогах и сборах | ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ |
Цель | Определить размер подлежащих к уплате налогов и сборов | Зафиксировать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты |
Метод получения данных | Обобщение данных, отраженных в документации | Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет) |
Отчетный период | Год, полугодие, квартал, месяц | |
Форма отчета | Специально установленные формы | Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. |
Получатель отчета | Руководитель, налоговые органы, прочие внешние пользователи |
Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.
4)Сравнительная характеристика правил оценки имущества в БУ и НУ
Оценка объектов бухгалтерского учета зависит от видов объектов и целей учета: при постановке объекта на бухгалтерский учет, для отражения в бухгалтерской отчетности, для налоговых расчетов, для статистической отчетности, для прочих целей. Оценка представляет собой способ выражения в учете и отчетности отдельных видов имущества и источников их образования в денежном измерении.
Рассмотрим порядок оценки отдельных видов имущества по составу и размещениюдля отражения их в бухгалтерской отчетности. Нематериальные активы, относящиеся к внеоборотным и представляющие затраты организации в нематериальные объекты, отражаются в учете по первоначальной стоимости, а в отчетности – по остаточной (первоначальная стоимость минус амортизация). Исключение составляют бюджетные организации, в которых они учитываются по первоначальной стоимости.
Основные средства, действующие, находящиеся на консервации или в запасе, оценивают в отчетности по остаточной стоимости. В бухгалтерском учете их отражают по первоначальной или восстановительной стоимости.
Доходные вложения в материальные ценности оцениваются по первоначальной стоимости исходя из фактических затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу и установке.
Имущество, полученное арендатором по договору аренды, учитывается по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды.
Финансовые вложения отражаются в учете и в отчетности в сумме фактических затрат для инвестора.
Объекты финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в рублевом эквиваленте в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Такой порядок относится к ценным бумагам иностранных эмитентов, учитываемым в составе краткосрочных финансовых вложений, а также денежным средствам на депозитах, размещаемым в кредитных организациях за рубежом.
По ценным бумагам инвестиционного характера (сроком более 12 месяцев), стоимость которых выражена в иностранной валюте, пересчет стоимости и выявление курсовых разниц не производятся. Такие ценные бумаги учитываются в пересчитанных рублях на дату их первоначального оприходования.
Материальные ресурсы оцениваются в учете и отчетности по фактической стоимости, которая определяется исходя из затрат на их приобретение и изготовление, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиками этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам; в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по фактически произведенным расходам. В бухгалтерском балансе они выделяются отдельной статьей и списываются в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Сырье, материалы, готовая продукция и товары, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в балансе на конец отчетного года по цене возможной продажи; если цена ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения) – с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Дебиторская задолженность отражается в финансовой отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными, в том числе: платежи, которые ожидаются в течение 12 месяцев, и платежи, срок погашения которых превышает год после отчетной даты. До погашения дебиторской задолженности она может быть:
§ оценена с учетом процентов за предоставление продукции, работ и услуг с оплатой в кредит;
§ частично списана в соответствии с законодательными документами (решениями правительства и судебных органов);
§ признана сомнительной, если не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В этом случае ежеквартально по результатам инвентаризации и письменного обоснования образуется резерв сомнительных долгов, который отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В итоге в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность отражается по остаточной стоимости (за минусом образованного резерва).
Денежные средства в учете и отчетности показываются в размере их остатка в российской и иностранных валютах в кассе, на расчетных и валютных счетах. Денежные средства в иностранных валютах учитываются в бухгалтерском учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, в том числе разницы от переоценки остатков денежных средств на дату составления бухгалтерского отчета, относятся на финансовые результаты.
Оценка обязательств
К обязательствам перед юридическими и физическими лицами относятся кредиторская задолженность, кредиты банка, заемные средства, включая займы, в форме выданных облигаций и векселей. Эти обязательства оцениваются при их постановке на учет в суммах, определяемых условиями договоров купли-продажи, кредитных договоров и договоров займа.
До погашения указанные обязательства могут быть:
§ оценены с учетом процента; размер обязательства в этом случае увеличивается на сумму процента;
§ частично обесценены, если по части суммы кредиторской задолженности срок исковой давности истек (при соблюдении установленных правил). Сумму относят на финансовые результаты организации, а в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность отражается по остаточной стоимости (за минусом образованной разницы).