Учётная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия
Принципы формирования учетной политики организации изложены в статье 8 «Учетная политика» нового Закона № 402-ФЗ и в положении по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации», утвержденную приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года № 106н ПБУ 1/2008.
Под учётной политикойорганизации в целях бухгалтерского учёта понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей.
ПБУ 1/2008 (п. 4) предусматривает формирование учетной политики не только главным бухгалтером, но и иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации.
Кроме того, теперь в составе учетной политики утверждаются все формы первичных учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые аналоги. При формировании учетной политики обязательно утверждение регистров бухгалтерского учета.
Так же утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учётной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
Учётная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учётную политику могут вноситься в случаях отраженных в п.10 ПБУ 1/2008.
7. Принципы и общие положения международных стандартов финансовой отчётности, и их влияние на организацию бухгалтерского (финансового) учета в России. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета в России. Основы концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями перехода к рыночной экономике и к международным стандартам финансовой отчетности.
Задачи реформы:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Основные направления реформирования бухгалтерского учета:
- законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение;
- международное сотрудничество.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.
Международные учетные стандарты определяют основные направления учета и оценки соответствующих объектов учета. Основное назначение международных учетных стандартов – гармонизация учета и отчетности в различных странах.
Каждый стандарт состоит из элементов: номер стандарта, его назначение, основные определения (термины и выражения, используемые в стандарте), ссылки (указания на другие стандарты), содержание, разъяснения (поясняются принципиальные моменты), дата вступления стандарта в силу.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают национальные стандарты.
Положительные и отрицательные черты международных стандартов.
Их объективными преимуществамиперед национальными стандартами в отдельных странах являются:
- четкая экономическая логика;
- обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;
- простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
Недостатки МСФО:
- обобщенный характер стандартов, предусматривающих достаточно большое многообразие в методах учета;
- отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.
План Минфина России по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных Стандартов Финансовой Отчетности на 2012 - 2015 годы
Минфин России Приказом от 30.11.2011 № 440 утвердил План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012 - 2015 годы.
Планом предусмотрены:
2012 - 2013 годы - разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
2013 - 2014 годы - разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
2013 годы - разработка предложений по внесению изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;
2014 годы - разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
2015 годы - разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности одним из основных направлений выделена подготовка и повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности.