I. Организация учета основных средств в КБ

Основными средствами(ОС) называются предметы стоимостью за одну единицу более стократного размера минимальной заработной платы и сроком службы более одного года. К ним относятся: здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки в собственности банка и т.д. Кроме того, в состав ОС банка включаются здания и оборудование, длительное время арендуемые у других собственников.

Все ОС банка обязательно закрепляются за материально ответственными лицами, которые должны обеспечивать приём ОС, надлежащие условия их хранения и эксплуатации, а также их отпуск и при этом надлежащим способом оформлять соответствующие документы, а также следить за документами, поступающими в банк на ОС из других организаций или от физических лиц.

Приобретение банком любого основного средства в независимости от варианта приобретения (бу дь то покупка, путем внесения в уставный капитал и т. д.) должно сопровождаться актом. В нём должно быть указано: наименование и шифр ОС, дата его выпуска, стоимость, процент износа, юридический адрес фирмы — продавца ОС или паспортные данные физического лица — продавца ОС.

Учет всех ОС в банке ведётся в разрезе лицевых счетов по каждому ОС. Лицевой счет содержит следующие данные: наименование и шифр ОС; его инвентарный номер, дату и номер документа, на основании которого средство поступило, местонахождение ОС в банке, стоимость, по которой это средство учитывается на балансе; процент износа; сумму амортизационных отчислений; затраты на капитальный ремонт; дату и номер документа, на основании которого данное средство выбыло из банка.

Помимо этого учет ОС ведется на карточках учета ОС, в бухгалтерских журналах и инвентарных журналах, в которых указывается вышеобозначенная информация.

Основные средства могут поступать в банк различными путями:

· покупаться при наличии ресурсов на эти цели (средств фонда накопления, фонда износа ОС, кредитов, взятых на капитальные вложения, и др.);

· вноситься учредителями, акционерами или пайщиками в уставный капитал банка;

· передаваться головному банку от его филиала;

1. Приобретение ОС за плату (покупка) отражается в банковском бухгалтерском учете в сумме фактических затрат: расчеты с продавцом ОС, затраты по доставке, установке, монтажу ОС в банке. Затем осуществляется постановка ОС на баланс банка:

Д 60401-04 — К 60701.

2. При внесении ОС в уставный капитал банка выполняется проводка:

Д 60401-04 — К 102, 103, 104, 106 (подразделы Плана счетов)

3. При передачи головному банку ОС от его филиала:

Д 60401-04 — К 30305,

далее —

Д 30305 — К 30102

В процессе эксплуатации ОС изнашиваются или амортизируются. Для их восстановления в банке ежемесячно производятся амортизационные отчисления.

Начисление амортизации начинается в месяце, следующем после поступления ОС в банк, и заканчивается после начислении 100 % балансовой стоимости этого средства. В случае выбытия ОС начисление амортизации заканчивается в месяце, следующем после этого события.

Амортизация рассчитывается в процентах к балансовой стоимости ОС по утвержденным нормативам — нормам амортизации, диф ференцированным по видам и группам ОС.

Расчет месячной суммы амортизационных отчислений производится по следующей формуле:

Месячная сумма амортизационных отчислений = (балансовая стоимость ОС х годовая норма амортизации)/12.

Общий расчет амортизационных отчислений по банку осуществляется в движении: сумма амортизационных отчислений поступивших ОС минус сумма амортизационных отчислений выбывших ОС.

Все амортизационные отчисления подразделяются на суммы для полного восстановления ОС и для капитального ремонта. Для более эффективного использования средств на восстановления ОС в банке создается фонд амортизационных отчислений, учитываемый в подразделе 606 Плана счетов «Амортизация основных средств». Амортизация всегда начисляется в полных рублях по мемориальным ордерам.

Начисление амортизации осуществляется следующей проводкой:

Д 70209 — К 60601.

Выбытие ОС осуществляется из банка следующим образом:

1. продажа:

Д 61202 — К 60401-04;

2. передача филиалу из головного банка:

Д 30306 — К 60401-04;

3. полный износ ОС:

Д 60601 — К 60401-04;

4. кража или гибель в результате аварии или стихийного бедствия:

Д 70209 — К 60401-04.

Если в результате гибели ОС будет установлено виновное в этом лицо, то проводка будет иметь следующий вид:

Д 60323 — К 60401-04.

В большинстве случаев ОС списываются по своей остаточной стоимости (балансовая стоимость минус начисленная амортизация).

Инвентаризация ОС проводится периодически, но не реже одного раза в год (чаще всего по состоянию на 1 января нового года). С этой целью председатель правления банка издаёт соответствующий приказ, в котором указываются председатель (как правило, заместитель председателя правления) и члены комиссии по проведению инвентаризации (обязательным членом является главный бухгалтер банка).

Главная задача инвентаризации:выявление фактического наличия ОС и сопоставление его с данными бухгалтерского учета (данными бухгалтерского баланса, лицевых счетов, инвентарных журналов и карточек). Кроме того, задачами инвентаризации является: проверка соблюдения правил хранения и эксплуатации ОС, выявление основных средств, пришедших в негодность и подлежащих списанию. Если в ходе проведения инвентаризации обнаружены виновные в порче или недостаче ОС лица, то стоимость этих ОС списывается на них. Результаты инвентаризации отражаются в акте, который подписывается с одной стороны — комиссией по проведению инвентаризации, а с другой – материально ответственными за ОС лицами.

В акте содержится ответ на основной вопрос инвентаризации ОС: соответствует ли фактическое их наличие данным бухгалтерского учета на дату проверки. При этом также отмечаются выявленные недостатки по хранению и использованию ОС, их причины и меры, принимаемые для их устранения.

Наши рекомендации