Инвентаризация нематериальных активов
Нематериальные активы в составе всего имущества организации подлежат обязательной инвентаризации с целью выявления их фактического наличия.
Инвентаризация нематериальных активов производится ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.
Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 25 июля 2001 года № 42-3 инвентаризацию нематериальных активов проводят обязательно:
при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;
при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Для проведения инвентаризации в сельскохохяйственных организациях создаётся специальный рабочий орган. Формируется он ежегодно и утверждается приказом руководителя организации.
В состав комиссии входят работники финансовой, планово-экономической и патентных служб.
Комиссия осуществляет проверку соответствия учётных данных с имеющимися в наличии нематериальными активами. Для проверки фактического состояния нематериальных активов комиссия устанавливает действительность документов, которые конкретизируются для каждого отдельного случая:
· для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов:
- оригинал охранного документа. При этом проверяется точное соответствие указания в охранном документе правообладателя и наименования организации, проводящей инвентаризацию; действительность охранного документа (сроки охраны, территория действия);
- зарегистрированный в патентном органе лицензионный договор на передачу права на использование ОИС и иной договор, содержащий положение о передаче имущественных прав на ОИС;
· для создаваемых на предприятиях компьютерных программ:
- служебные компьютерные программы:
· приказ, распоряжение, план работ, иные документы, предписывающие конкретному работнику или подразделению выполнение конкретной работы по созданию программы;
· трудовой договор, контракт, служебная инструкция и другие документы, в которых отражены служебные обязанности по созданию программ;
· акт приёма-сдачи, акт выполненных работ, акт ввода в эксплуатацию, отчёт о проделанной работе, утверждённый нанимателем, и иные документы, подтверждающие выполнение задания на создание компьютерной программы;
- для компьютерных программ, права на которые предприятие получило по договору:
· авторский договор;
· договор заказа на создание компьютерной программы.
Для подтверждения факта использования ОИС комиссия принимает во внимание следующий перечень документов и материалов, который конкретизируется отдельно для каждого объекта:
оригинал охранного документа, экземпляр компьютерной программы на материальном носителе;
· копия описания ОИС;
· заключение патентной службы об использовании товарного ОИС и др.
Оформление результатов инвентаризации проводится в соответствии со статьёй 12 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При обнаружении неучтённого объекта ОИС оценивается его стоимость, учитывая технико-экономическое данные объекта, устанавливается его нормативный срок службы.
Оценка стоимости выявленных при инвентаризации неучтённых ОИС может быть произведена как назначаемой приказом по предприятию инвентаризационной комиссией, так и комиссией, образуемой специально для этих целей. Оценка ОИС может быть также произведена в соответствии с договором, заключаемым между предприятием и независимым оценщиком, имеющим лицензию на такой вид деятельности, выданную патентным комитетом.
Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, которые заполняются членами инвентаризационной комиссии.
Они отражаются в бухгалтерском учёте следующим образом.
Оприходование неучтённых нематериальных активов отражается бухгалтерской записью:
Дебет счёта 04 «Нематериальные активы»
Кредит счёта 92 «Внереализационные доходы и расходы»
Учёт недостачи объектов нематериальных активов, обнаруженной в ходе инвентаризации отражается бухгалтерской записью:
Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит счёта 04 «Нематериальные активы»
На сумму исчисленного НДС по недостаче нематериальных активов составляется запись:
Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»
При отнесении суммы недостачи на материально ответственное лицо составляется бухгалтерская запись:
Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба»
Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».