Инвентаризация нематериальных активов

Нематериальные активы в составе всего имущества организации подлежат обязательной инвентаризации с целью выявления их фактического наличия.

Инвентаризация нематериальных активов производится ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 25 июля 2001 года № 42-3 инвентаризацию нематериальных активов проводят обязательно:

при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;

при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Для проведения инвентаризации в сельскохохяйственных организациях создаётся специальный рабочий орган. Формируется он ежегодно и утверждается приказом руководителя организации.

В состав комиссии входят работники финансовой, планово-экономической и патентных служб.

Комиссия осуществляет проверку соответствия учётных данных с имеющимися в наличии нематериальными активами. Для проверки фактического состояния нематериальных активов комиссия устанавливает действительность документов, которые конкретизируются для каждого отдельного случая:

· для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов:

- оригинал охранного документа. При этом проверяется точное соответствие указания в охранном документе правообладателя и наименования организации, проводящей инвентаризацию; действительность охранного документа (сроки охраны, территория действия);

- зарегистрированный в патентном органе лицензионный договор на передачу права на использование ОИС и иной договор, содержащий положение о передаче имущественных прав на ОИС;

· для создаваемых на предприятиях компьютерных программ:

- служебные компьютерные программы:

· приказ, распоряжение, план работ, иные документы, предписывающие конкретному работнику или подразделению выполнение конкретной работы по созданию программы;

· трудовой договор, контракт, служебная инструкция и другие документы, в которых отражены служебные обязанности по созданию программ;

· акт приёма-сдачи, акт выполненных работ, акт ввода в эксплуатацию, отчёт о проделанной работе, утверждённый нанимателем, и иные документы, подтверждающие выполнение задания на создание компьютерной программы;

- для компьютерных программ, права на которые предприятие получило по договору:

· авторский договор;

· договор заказа на создание компьютерной программы.

Для подтверждения факта использования ОИС комиссия принимает во внимание следующий перечень документов и материалов, который конкретизируется отдельно для каждого объекта:

оригинал охранного документа, экземпляр компьютерной программы на материальном носителе;

· копия описания ОИС;

· заключение патентной службы об использовании товарного ОИС и др.

Оформление результатов инвентаризации проводится в соответствии со статьёй 12 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При обнаружении неучтённого объекта ОИС оценивается его стоимость, учитывая технико-экономическое данные объекта, устанавливается его нормативный срок службы.

Оценка стоимости выявленных при инвентаризации неучтённых ОИС может быть произведена как назначаемой приказом по предприятию инвентаризационной комиссией, так и комиссией, образуемой специально для этих целей. Оценка ОИС может быть также произведена в соответствии с договором, заключаемым между предприятием и независимым оценщиком, имеющим лицензию на такой вид деятельности, выданную патентным комитетом.

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, которые заполняются членами инвентаризационной комиссии.

Они отражаются в бухгалтерском учёте следующим образом.

Оприходование неучтённых нематериальных активов отражается бухгалтерской записью:

Дебет счёта 04 «Нематериальные активы»

Кредит счёта 92 «Внереализационные доходы и расходы»

Учёт недостачи объектов нематериальных активов, обнаруженной в ходе инвентаризации отражается бухгалтерской записью:

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счёта 04 «Нематериальные активы»

На сумму исчисленного НДС по недостаче нематериальных активов составляется запись:

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»

При отнесении суммы недостачи на материально ответственное лицо составляется бухгалтерская запись:

Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба»

Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Наши рекомендации