Инвентаризация основных средств, доходных вложений в материальные активы, нематериальных активов, учет ее результатов

Инвентаризация является действенным способом проверки соответствия фактических данных учетным. Ей подвергаются все объекты бухгалтерского учета, в том числе основные средства,доходные вложения в материальные активы, нематериальные активы. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 г. №180.

В конце каждого года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности она проводится обязательно. При инвентаризации выявляется фактическое наличие каждого объекта долгосрочных активов, результаты оформляются инвентаризационной описями установленной формы.

Плановая инвентаризация основных средств, доходных вложений в материальнцые активы, нематериальных активов проводится не реже одного раза в год, как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не ранее 1-го ноября отчетного года.

Она проводится рабочей или постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией, создаваемой приказом руководителя организации. В состав комиссии входят: руководитель организации либо его представитель (административное лицо), главный бухгалтер или другой специалист, имеющий опыт и необходимые навыки и знания.

Инвентаризация проводится внезапно. Председатель инвентаризационной комиссии предъявляет материально ответственному лицу приказ (постановление, распоряжение) на проведение инвентаризации.

Во время инвентаризации долгосрочных активов проверяется наличие и состояние документации на них – инвентарных карточек или инвентарных книг, технических паспортов и другой необходимой документации, соответствие фактических данных данным бухгалтерского учета, условия хранения и использования, выявляются их излишки или недостачи.

По основным средствам и инвестиционной недвижимости комиссия проводит осмотр объектов, проверяет соответствие номеров, проставленных на объектах и указанных в документах на эти объекты, год выпуска, техническое состояние объектов и др.

По результатам инвентаризации долгосрочных активов оформляются следующие документы: инвентаризационные описи основных средств типовой формы 1-инв, которые составляются отдельно по каждому подразделению организации (материально ответственному лицу); акт инвентаризации незавершенного капитального строительства типовой формы 3-инв, по нематериальным активам - формы 2-инв, а по незавершенным работам НИОКР – актами инвентаризации незавершенных работ НИОКР, в которых выводятся результаты по каждому объекту и и другие.

Инвентаризация объектов основных средств, полученных в аренду, оформляется инвентаризационной описью формы 10-инв., один экземпляр которой высылается собственнику.

При недостатке содержащейся в утвержденных формах инвентаризационных описей и акте инвентаризации информации организации имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать в соответствии с законодательством свои формы, что должно быть отражено в их учетной политике.

До начала инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства, инвестиционную недвижимость, предметы финансовой аренды (лизинга) сданы в бухгалтерию, все поступившие объекты оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Материально ответственное лицо ставит свою подпись под распиской в инвентаризационной описи.

Результаты инвентаризации записываются в опись формы 1-инв. в следующем порядке: номер по порядку, наименование и краткая характеристика объекта, год выпуска (создания), номер – инвентарный, заводской, паспорта, фактическое наличие (количество, стоимость), по данным бухгалтерского учета (количество, стоимость).

В конце каждого листа описи ставится прописью общее количество порядковых номеров, общее количество единиц объектов по листу описи, фактическая их стоимость.

На последнем листе описи указываются итоги по листу и по описи в целом. У материально ответственного лица берется расписка о том, что все основные средства, указанные в инвентаризационной описи, проверены комиссией в его присутствии и претензий к комиссии он не имеет, что перечисленные в описи основные средства, инвестиционная недвижимость, предметы финансовой аренды (лизинга) находятся на его ответственном хранении.

Инвентаризационная опись подписывается всеми членами комиссии и передается в бухгалтерию на проверку и бухгалтерскую обработку.

Бухгалтерия организации по результатам проведенной инвентаризации основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга) составляет сличительную ведомость формы 15-инв. В ней отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях, по каждому объекту. В результате могут быть выявлены недостачи или излишки объектов основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга).

По незавершенному капитальному строительств в акте формы 3-инв. указывается наименование объекта, фактический объем выполненных работ, выявленные отклонения фактического объема выполненных работ от запланированного, тоже указывается по законсервированным объектам.

По каждому случаю выявленных отклонений инвентаризационная комиссия берет письменные объяснения у материально - ответственных лиц.

Окончательное решение о порядке регулирования инвентаризационных разниц принимает руководитель организации. Он рассматривает результаты инвентаризации и выносит письменное решение по ним.

На основании поступивших документов по инвентаризации и протокола заседания инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем организации, на сумму выявленной недостачи объектов основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 02 К-т сч. 01, 03/1, 2, 04 – на сумму числящейся амортизации и обесценения по основным средствам, инвестиционной недвижимости, предметам финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов;

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» К-т сч. 01, 03/1, 2, 04 – на их остаточную стоимость.

В случае установления вины материально – ответственного лица, сумма недостачи основных средств относится на него, что отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба» К-т сч. 94 – на остаточную стоимость недостающих основных средств, инвестиционной недвижимости, предметам финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов.

Как правило, в таком случае проводится дооценка стоимости объекта до рыночной цены, сумма которой также относится на виновное лицо записью:

Д-т сч. 73/2 К-т сч. 98.

При погашении виновным лицом стоимости недостающих основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, в том числе и суммы их дооценки, составляются записи:

Д-т сч. 50 К-т счетов - 73/2 – на сумму наличных денег, внесенных виновным лицом в кассу организации;

Д-т сч. 70 К-т сч. 73/2 – на сумму недостачи, удержанную из начисленной работникузаработной платы по его письменному заявлению об удержании из начисляемой ему заработной платы суммы в счет погашения стоимости недостачи основных средств, инвестиционной недвижимости, предметам финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов;

Д-т сч. 98/4 К-т сч. 91/1 – включение доходов будущих периодов в состав прочих доходов (инвестиционных) отчетного периода в сумме дооценки недостающего объекта основных средств, инвестиционной недвижимости, предметам финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов до рыночной стоимости пропорционально погашенной сумме недостачи.

Если работник не признает свою вину, организация может подать документы в суд о взыскании недостачи. До решения суда сумма недостачи объекта основных средств, инвестиционной недвижимости, предметам финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов числится на счете 94.

Если судом отказано в иске по причине недоказанности вины материально ответственного лица, или если виновный не установлен, сумма недостачи списывается на прочие расходы записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 94.

Если виновный не установлен, дооценка объекта основных средств до рыночной стоимости не производится.

Выявленные при инвентаризации неучтенные (излишки) основных средств, неустановленного оборудования и строительных материалов, незавершенных капитальных вложений, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, имевшиеся в наличии у материально ответственного лица на момент проведения инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости, определенной экспертным путем, в составе инвестиционных доходов, что отражается записью:

Д-т сч. 01, 07, 08, 03/1, 2, 04 К-т сч. 91/1.

Каждому неучтенному объекту присваивается инвентарный номер, заводится необходимая техническая документация, составляется акт о приемке, оформляется инвентарная карточка.

Наши рекомендации