Лекция 26. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Финансовый результат до налогообложения. Требования к формированию налогооблагаемой прибыли. Учет расчетов по налогу на прибыль. Отложенные налоговые активы и обязательства. Учет начисления и перечисления налога на прибыль в бюджет.
Раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
Основные понятия:налоги, сборы, авансовые платежи, налог на прибыль, расчеты с бюджетом, перечисление налога в бюджет, налоговая декларация, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство, отчет о прибылях и убытках.
Лекция 27. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Типовые формы бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс: порядок заполнения статей, их оценка, основные взаимосвязи статей. Отчет о прибылях и убытках: принципы построения, структура и содержание. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка.
Техника составления отчетности на основании регистров (баз данных) бухгалтерского учета в зависимости от формы учета.
Взаимосвязь и взаимоувязка показателей (статей) финансовой отчетности.
Основные понятия: годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность; внутренняя и внешняя бухгалтерская отчетность; первичная и сводная (консолидированная) отчетность; состав бухгалтерской отчетности; дата представления бухгалтерской отчетности; публикация бухгалтерских отчетов; условные факты хозяйственной деятельности; формы бухгалтерской отчетности.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
В целях улучшения качества обучения и повышения текущего контроля над качеством знаний студентов на практических занятиях первого и второго семестров организуется компьютерное тестирование с помощью программы UNITEST.
Формами приобретения знаний являются лекции, семинары и практические занятия. При этом практические и семинарские занятия второго семестра организованы в форме деловой игры. Обучающая деловая игра выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет обучающимся быть причастными к функционированию хозяйственных и управленческих систем.
Основное назначение деловой игры заключается в подготовке специалистов к пониманию концепций и конкретных правил формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, обучение современным навыкам ведения учета и подготовки отчетности. Главная цель деловой игры – практическая реализация и закрепление знаний студентов по курсу «Бухгалтерский учет», полученных в первом семестре.
Оригинальной особенностью игры является то обстоятельство, что в ней имитируется реальный порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности открытым акционерным обществом по законодательству Российской Федерации. Объектом, моделируемым в игре, является бухгалтерская служба открытого акционерного общества.
В игре соблюден ряд принципов организации проведения игровых имитационных экспериментов: постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию, правдоподобие и равномерная нагрузка. Студенты получают основные сведения по проблематике бухгалтерского учета в процессе игровой деятельности на основании лекционных занятий. При этом первые стадии игры – ознакомительные. Правдоподобие экспериментальной ситуации реализуется в деловой игре посредством использования реальных бухгалтерских форм и первичных учетных документов, применения наиболее распространенной компьютерной программы «1С: Предприятие», а также процедур принятия законных управленческих решений.
Последнее семинарское занятие проводится в форме презентации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Студенты должны доложить о результатах финансово-хозяйственной деятельности виртуального предприятия и обсудить деловую игру.
Обязательным условием проведения деловой игры является наличие технического обеспечения (компьютерных классов) и программного обеспечения (операционной системы Windows XP и программы «1С: Предприятие – Бухгалтерия»), а также методического обеспечения (подготовленной базы данных с проведенными хозяйственными операциями за предшествующий период и заполненными справочниками).
Деловая игра предполагает индивидуальное обучение и приобретение навыков. Поэтому за одним компьютером должен работать один студент, либо команда из двух человек. В процессе обучения участники игры под руководством преподавателя знакомятся с условиями деятельности виртуального предприятия, правилами работы с компьютерной программой, а затем приступают к поэтапному выполнению заданий.
Использование «1С: Предприятие – Бухгалтерия» предполагает учет хозяйственных операций с помощью ввода операций вручную, с помощью документов и автоматически. Для регистрации информации о введенных документах используются журналы документов. Для формирования отчетности используются формы отчетов.
Планы семинарских занятий