Счета бухгалтерского учета и принцип двойной записи.

Семестры

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете различают понятия: хоз факт и хоз операция. Хоз факт это еденичное явление хоз жизни. Не все хоз факты подвергаются обработке и соответственно регестрируются в бух учете.
В учете обробатываются хоз операции. К хоз операциям относятся хоз факты, в отношение которых одновременно выполняются следующие условия:
1. Обязательное документальное оформление. (Нет документа, нет факта)
2. Измеримость этого факта в денежном выражение
3. Эти хоз факты, должны быть связаны с реальными изменениями в составе имущества и обязательств.
4. Эти факты, являются свершившимися в прошлом
(В рамках различных учетных систем, указанные выше условия могут менятся, все эти условия однозначно, применяются в финансовом и налоговом учете. В управленческом учете эти условия могут быть другими, например к учетной обработке будут принематся факты не только свершившиеся в прошлом но так же ожидаемые в будущем с той или иной степенью вероятности)

Хоз операция, как обект бух учета лежит в основе информационно обеспечения процесса управления. С точки зрения управления учет хоз операций является учетом фин последствий, выполненных управленческих решений.

Метод бухгалтерского учета

Метод бух учета это совокупность способов и приемов, используемых для формирования показателей принятых для характеристики деятельности организации в целях управления ее деятельность. Различают 4 элемента метода бух учета:
1. Наблюдение
2. Измерение
3. Группировка
4. Обобщение

В рамках каждого элемента метода, реализуется некоторая савокупность способов и приемов.

Способами наблюдения являются документация и инвентаризация.
Результатом реализации этих способов является регистрация хоз операций данные о которых в последующем будут использованы при формировании различных показателей.

Способами измерения являются оценка и калькулирование.
Результатом этих способов является денежная оценка хоз операций и в последующем других обьектов бух учета.

Способами группировки являются счета бух учета, связанные принципом двойной записи, а также различные приемы учетной регистрации.
Выполнение этих способов обработки информации, обеспечивает выяснение влияния отдельных хоз операций, на значение показателей установленных для характеристики деятельности организации!

Способами обобщения являются: бух баланс и отчетность.
Реализация этих способов обеспечивает:
1. Формирование значений различных показателей на определенную дату.
2. Формат представления этих показателей заинтересованным пользователям, для удволетворения их информационного запроса.


Бух баланс как элемент метода бухгалтерского учета.

Бух баланс, это способ группировки и обобщения информации о хоз средствах (активов, имуществе) и источниках их образования (пасивов, обязательств) по составу и размещению в денежном выражение на определенную дату
Группировка по составу означает группировку хоз средств в соотсветствии с выбранным способом извлечения экономических выгод, из каждого обьекта.
Группировка и обобщение по составу источников хоз средств, представляет отрожение юредической природы обязательств организации.
Группировка и обобщение хоз средств по размещению, заключается в определение характера их участия в кругообороте средств организации, с этой точки зрения их подразделяют на внеоборотные и оборотные.

Группировка и обобщение по размещению источников образования хоз средств, заключается в группировке обязательств по срокам их погашения. На долгосрочные(с погаш свыше 1 года) и краткосрочные(до 1 года)

Внеоборотные средства - используются длительное время, и участвуют в нескольких кругооборотах хоз средств.
Оборотные средства - потребляются в рамках одного кругооборота, хотя в форме запасов могут находится в организации длительное время.

Баланс - как элемент метода бух учета отличается следующими характерными особенностями:
1. В обычной форме представления бух баланс представляет собой двустороннюю таблицу.
Левая сторона-актив , правая - пассив
В активе бух баланса приводятся данные о хоз средствах по составу и размещению, в денежном выражение на определенную дату.
Актив бух баланса вне системы бух учета, формируется на основе инвентаря
Инвентарь это перечень хоз средств которыми распологает организация и в отношение каждого из которых менеджмент должен определить способ извлечения экономической выгоды.
После устанвления способа получения экономической выгоды обьект хоз срндств как обьект имущества переносится на соответствующую статью бух баланса.

Пример: доски предназначенные для изготовления продукции, отражаются в балансе сырья и материалов (10)
Доски предназначенные для перепродажи, отражаются в составе товаров (41)

В пассиве бух баланса, отрожаются источники образования хоз средств сгруппированные по составу и размещению.
Пассив формирутся на основание описи (инвентаря), долгов (обязательств) организации.
Каждый конкретный долг рассматривается по двум позициям :
1. Юридическая природа долга и связанная с этим его экономическая природа долга.
Пример: долг организации перед учредителями,юридически возникает в результате учредительного договора, экономически понимается как собственный капитал и в пассиве отражается по статье уставный капитал (80)
2. Срок погашения обчзательств. По этому в бух балансе различают долгосрочные и краткосрочные пассивы.

2. В отношение каждого баланса, обязательным условием является выполнение балансового уравненя.
Балансовое уравнение это равенство итогов актива и пассива баланса.
Балансовое уравнение имеет следующий смысл :

Семестр

Лекция 2. Бухгалтерский учет(лекция 13.09)
8. По окончании месяца выявлена, фактическая себестоимость, перевозки материалов от поставщика на склад, собственным транспортом в сумме 10000 рублей
Данная сумма отражена в учете по Д15К23 тк эти расходы в соответствии с ПБУ5 включаются в фактическую себестоимость материалов

9. По окончании месяца, по данным записей на счете 15, выявляется отклонение фактической себестоимости поступивших в течении месяца материалов от их оценке по учетной цене(плановой себестоимости)
Эта процедура выражается в сравнении дебетового и кредитового оборотов счета 15. В нашем примере дебетовый оборот счета 15 составляет 150000 рублей - это фактическая себестоимость поступивших и опреходованных на склад в течении месяца , материалов. Кредитовый оборот составляет 140000 Ухйуйцхшхузкнгцкйцз- это плановая себестоимость оприходованных в течении месяца на склад материалов
При сравнение получаем отклонение 150-140=10 тыс рублей которое списывается на счет 16, в нашем случае запись Д16К15

10. По окончании месяца накопленная на счете 16 сумма отклонений в оценке материалов должна быть распределена между остатком материалов на конец месяца и материалами отпущенными со склада в течении месяца. Данное распределение осуществляется на основе среднего процента отклонений

Средний процент отклонений
отклонение на начало месяца + отклонение по поступившим / остаток материалов на складе по учетной цене+ учетная цена израсходованных за месяц

15000+10000/60000+140000=12,5%

на основании среднего процента определяют сумму отклонений относящуюся к отпущенным со склада в течении месяца, материалам.

Рассчитывается по формуле
Плановая себестоимость отпущенных со склада в тч месяца материалов * средний процент отклонений / 100
100000*12.5/100=12500

Таким образом фактическая себестоимость отпущенных в течении месяца со склада материалов составляет 100000+12500=112500

Выявленная сумма отклонений- 12500 отражается на счетах, записью = Д20К16

Сумма отклонений относящаяся к остатку материалов на складе на конец месяца, определяется по данным счета 16
Ск(10) = 100000
Ск(16) = 12500
Фактическая себестоимость остатка материалов на складе на конец месяца, определяется путем внесистемного суммирования конечных остатков 10 и 16 счетов. В нашем примере такое суммирование дает результат 112500 рублей
Внесистемное суммирование, это арифметическое сложение остатков двух или более синтетических счетов, без записей на них

Внесистемное суммирование осуществляется для целей формирования внутренней и внешней отчетности

!!!!понятие и учет материалов в пути
Материалом в пути, относятся партии материалов, права собственности на которые, иняты организацией от поставщика , но которые на склад организации, еще не доставлены и соответственно на склад не оприходованны

Отражение в учете материалов в пути зависит от принятой модели учета движения материалов
1. Отражение материалов в пути , в том случае, если организацией не используются счета 15 и 16
В этом случае для учета данных о расходах связанных с материалами в пути, открываются отдельные аналитические позиции, на счете 10.
Обычно их две:
10.учетная цена материалов пути
10.ТЗР по материалам в пути

По мере продвижения материалов от поставщика на склад организации, на этих субсчетах соответственно отражается их покупная цена(учетная цена) и относящиеся к ним ТЗР
Соответственно по Д указанных субсчетов к счету 10, корреспонденции с разными счетами.
После поступления и оприходования на склад, этих материалов, их учетная цена списывается с кредита 10.УЦМП в дебит 10.УЦМНСкладе
Аналогично отражаются ТЗР, те составляется проводка Д10.ТЗРМНС К10.ТЗРМП

2. Отражение данных о материалах в пути, при использовании, организацией, счетов 15 и 16
В этом случае, для учета фактических расходов связанных с материалами в пути, открывается отдельный субсчет к счету 15
15.заготовление материалов в части материалов в пути
(15.ЗМЧМП)
По дебиту 15.ЗМЧМП по мере продвижения материалов в пути отражаются все относящиеся к ним фактические расходы (Покупная стоимость, ТЗР, в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов и затрат) "60,71,76,23,44,29"
После поступления и оприходования на склад МП в учете делаются следующие записи:
1. Оприходование поступивших материалов на склад, в оценке по плановой себестоимости Д10 К15.ЗМЧОМНСклад
2. Списание фактических расходов относящихся к оприходованным материалам в пути Д15.ЗМЧМОНСклад К15.ЗМЧМП

В случае, если в течении месяца материалы в пути недоставлены на склад и соответственно не оприходованы, расходы относящиеся к ним, числятся на остатке счета 15 как сальдо конечное, т е на 16 счет не переносятся, потому что на счет 16 по окончании месяца переносятся отклонения относящиеся только к оприходованным материалам
Учет НДС возникающих при расчете с поставщиками МП а так же при расчетах с организациями участвующими в процессе заготовления материалов учитываются в общем порядке по дебету счета 19 в корреспонденции со счетами учета расчетов, а при принятии в зачет, расчетов бюджетов по НДС, списываются в дебит 68.расчеты с бюджетом по НДС(68.РБНДС) с кредита счета 19

!!!понятие и учет неотфактурованных поставок
К неотфактурованным остаткам относятся партии материалов, товаров и иных, товаро-материальных ценностей, поступающих на склад организации, без соправождения расчетно платежными документами поставщика
К расчетно платежным документам, относятся- счета, счет фактуры, т е документы в которых указана фактическая стоимость поступающих материалов, и следовательно и их отсутствии , такая стоимость не известна. По этому не отфактурованные поставки , приходуемые на склад принимаются к учету в условной, учетной оценке. В качестве такой учетной цены, может быть плановая себестоимость аналогичных товарно материальных ценностей, покупная стоимость аналогичных ТМЦ и тд.
Соответственно на эту условную оценку делается запись, по
Д10 К60 , соответственно НДС не отражается т к организация его не расчитывает, а реальный НДС отражен только в отсутствующих расчетно-платежных документах
После поступления, расчетно платежных документов значение учетной оценки, этой поставки сторнируется и на счетах отражается, стоимость этих материалов, в соответствии с расчетно-платежными документами поставщика.
При учете неотфактурованных поставок, необходимо помнить в организации их учета:
1. Особенности их отражения в условиях использования или неиспользования счетов 15/16
2. Эта особенность связана с тем , что при учете неотфактурованных поставок, возникает отклонение, между их учетной ценой и ценой по расчетно платежным документам поставщика. Списание этого отклонения зависит от того, на какой стадии кругооборота хозяйственных средств находятся неотфактурованные поставки, в момент поступления относящихся к ним, расчетно платежных документов.

Лекция 3 . Бухгалтерский учет
При отражение с неотфактурованными поставками в учете в зависимости от конкретной ситуации возможны четыре ситуации:
1. К моменту поступления расчетно-платежных документов поставщика, материалы в составе ранее неотфактурованных поставок, еще не списанные с производства и остаются на складе, в этом случае порядок бухгалтерских записей следующий:
1. В сентябре месяце, поступивших без расчетно платежных документов поставщика, материалы приняты к учету в учетной оценке и отражены записью Д10К60 - 200 000 руб
2. В октябре месяце, поступили расчетно платежные документы поставщика по которым стоимость этой поставки составляет 247 800 рублей вт ч НДС 37 800 рублей, т е покупаны стоимость поставки составляет 210 000 руб
3. На основании полученных документов, необходимо учетную стоимость этих материалов, довести до ее покупанной стоимости по документам, а так же отразить указанный в счете поставщика НДС в этом случае разницу между учетной и покупанной стоимостью материалов 10 000 руб (210000-200000)
По это составляются следующие проводки Д10К60 10 000 руб и Д19К60 37 800 (НДС)

Возможен другой порядок записи, при котором учетную стоимость старнируют, т е :
1. В октябре при получении документов поставщика, старнируют ранее отраженную на счетах, учетную стоимость поставки Д10К60 200 000 рублей (сторно)
2. Отражается покупная стоимость указанная в счете поставщика, Д10К60 210 000 рублей и Д19К60 37 800 руб

К моменту поступления документов от поставщика, ранее неотфактурованная поставка , списана на производственные и хозяйственные цели
В этом случае порядок записей следующий:
1. В сентябре неотфактурованная поставка принята к учету в условной оценке, Д10К60 - 200 000 руб
2. В октябре месяце, до поступления расчетно платежных документов поставщика, материалы списаны на производственные и хозяйственные нужды, в оценке по учетной цене
Д20К10 - 200 000 руб.
3. В октябре, после поступления документов от поставщика, корректировка стоимости остатков материалов на складе, не производится так как материалы, стоимость которых надо откорректировать на складе уже отсутствует, по этому разница между учетной оценкой этих териалов и их покупной стоимостью по документам, зачисляется в состав прочих расходов, что отражается записью Д91К60 - 10 000 руб.
Однавременно с документами поставщика отражается
НДС Д19К60 - 37 800

Ситуация 3.
К моменту поступления документов от поставщика, часть ранее неотфактуровонной поставки, использованнна на производственные и хозяйственные нужды. А другая часть осталась на складе

Запись:
1. В сентябре отражается неотфактурованная поставка, Д10К60 200 000 рублей
2. В октябре 70% этих материалов, использованна на производственные и хозяйственные нужды и их отпуск в оценке по учетной цене, отражен: по Д20К10 - 140 000 рублей.
3. В октябре после получения расчетно платежных документов поставщика, необходимо разницу между покупной и учетной стоимостью запасов, распределить между остатком этих материалов на складе и материалами отпущенными со склада
4. В 30% разницы(10000) относятся к остатку этих материалов на складе, соответственно 3000, 70% разницы относящиеся к использованным материалам отражаются по Д91К60
НДС Д19К60

Если в аналогичной ситуации покупная стоимость по документам поставщика, меньше чем учетная стоимость этих материалов, например: на 10000 рублей, то в учете, будут сделаны следующие записи:
1. Д10К60 - 3000 рублей (сторно) или Д60К10 - 3000 рублей
2. На 7000 рублей Д60К91, т е данная разница хачисляется в состав прочих доходов

Ситуация 4.
В том случае, если документы на неотфактурованные запасы, поступают от поставщика, в следующем году после подписания годовой бухгалтерской отчетности, то в учете необходимо:
1. Уточнить расчеты с поставщиком
2. Принять к учету НДС, в установленном порядке
3. Не менять стоимость материальных запасов

В этом случае записи:
1. Д91К60 - 10 000(на сумму превышения покупной стоимости над учетной ценой) или Д60К91 -10000( на сумму превышения учетной цены над покупной стоимостью)
Затем Д19К60(НДС) , Д68К19 сумма зачета ндс


! Учет недостач, от потери и порчи ценностей
Обычно, недостачи ценностей выявляются в процессе инвентаризации, как плановых так и внеплановых
Для отражения суммы выявленных недостач используется счет 94!
Сумма выявленной недостачи материалов, отражается по Д94К10

Списание сумм выявленных недостач, осуществляется в следующем порядке:
1. Недостачи в приделах норм естественной убыли, относятся на издержки производства или обращения, что отражается в учете записью Д25 или 44 с К94
2. Недостачи сверх норм естественной убыли, подлежать взысканию, с виновных или ответственных лиц. В этом случае, делаются следующие записи:
2.1 на ответственное лицо накладывается взыскание, равное сумме выявленной недостачи, Д73.Расчеты по возмещению материального ущерба К94
2.2 на ответственное лицо, накладывается взыскание в сумме рыночной стоимости потерянных или испорченных материалов.
В Том случае делаются записи Д73.расчет по возмещению материального ущерба, К94 взыскание в сумме выявленной недостачи и одновременно Д73К91 на сумму разницы, между суммой выявленной недостачи и ее рыночной стоимостью

Наложение взысканий, осуществляется в соответствии с ТКРФ и документами регулирующими отношения сотрудника с организацией. Если судом отказано во взыскании с материально ответственного лица, то сумма недостачи списывается на финансовый результат деятельности организации, что отражается записями Д91К94 затем Д99К91

Документальное оформление операций, с материалами

На материалы поступающие в организацию, по договорам купли/продажи, поставке и иным аналогичным договорам, организация получает от поставщика расчетные и сопроводительные документы, к расчетным относят счета, товаро-транспортные накладные, платежные требования итд
К сопроводительным:спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и тд. Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки, регистрации, акцептования, и прохождения расчетных документов на поступающие материалы,
общий регламент работы с первичными документами включает:
1. Регистрация документов в журнале учета, поступающих грузов
2. Проверка соответствия данных документов, договором поставки и иным аналогичным договором, по ассортименту, цене, количеству , способу и сроку отгрузки и так далее
3. Проверка правильности расчетов, в расчетных документов
4. Акцептовать(принять к оплате), расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта
5. Передать документы в соответствующие подразделения организации, а именно бухгалтерия, финансовый отдел в сроки установленные правилами документооборота

При оприходовании материалов, оформляются так называемые приходные ордеры. При установлении несоответствия поступивших материалов , ассортименту, количеству и качеству указанным в документам поставщика, приемку материалов осуществляет комиссия , которая оформляет эту приемку актом по приемке материалов, в этом случае приходный ордер склада не составляется
Указанный акт является основанием для выставленная претензий поставщикам материалов

Лекция 5. Бухгалтерский учет
Система счетов бухгалтерского учета используемая для учета производственных затрат и формирования себестоимости продукта.

В целях формирования себестоимости продукта, данные о производственных затратах группируются на следующих счетах бухгалтерского учета:
1. Калькуляционные счета(20,23,29) Соответственно для формирования себестоимости продукта основного производства (20 счет),
для формирования себестоимости продукции/работ/услуг, подразделений вспомогательного производства (23 счет)
Для формировании себестоимости продукции/работ/ услуг обслуживающих производств и хозяйств(29 счет)
Перечень подразделений основного и вспомогательного производства, а так же состав обслуживающих производств и хозяйств, организация устанавливает самостоятельно исходя из имеющихся отраслевых технологических и организационных особенностей
Аналитический учет на калькуляционных счетах организуется
Таким образом на каждой аналитической позиции, отражаются данные о производственных затрата
Калькуляционные счета являются активными
Дебетовый оборот калькуляционного счета , показывает общую сумму производственных затрат за месяц, с распределением в аналитическом учете по установленным обьектам калькулирования
По окончании месяца, сумма этих затрат распределяется между остатком незавершенного производства на конец месяца(незаконченная обработкой продукция, невыполненные до конца работы) и готовым продуктом(готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги)
Особенность ведения калькуляционных счетов заключается в том, что после формирования дебетового оборота на этих счетах сначало определяется сальдо конечное и только за тем кредитовый оборот
Сальдо конечное калькуляционных счетов, представляет собой стоимость незавершонного производства.
Себестоимость готового продукта выпущенного в отчетном месяце, определяется по формуле : сальдо начальное(стоимость незавершенного производства на начало месяца) + дебетовый оборот(фактические производственные затраты за месяц) - сальдо конечное(стоимость незавершенного производства на конец месяца)
Себестоимость готового продукта списывается с кредита калькуляционных счетов в дебет 43 или 45 счета, если продукт отпускаяется на сторону, либо в дебет счетов учета затрат(20,23,25,26,28,29) если продукт изготовлен соответствующим подразделением для потребления внутри организации

2. Собирательно-распределительные счета (25,26)
предназначены для текущей регистрации в течении месяца косвенных расходов, которые отражаются по дебету этих счетов в корреспонденции со счетами учета ресурсов/затрат/расчетов сформированный за месяц дебетовый оборот этих счетов, по окончании месяца , распределяется, по обьектам калькулирования, обычно пропорционально выбранной базе распределения.
После распределения, эти затраты списываются с кредита собирательно-распределительных счетов в дебет соответствующих аналитических позиций калькуляционных счетов

Распределению и списанию подлежит вся сумма затрат, зарегестрированная по дебету собирательно-распределительных счетов, таким образом эти счета, остатка не имеют

3. сопоставлящие(сопоставляющие калькуляционные счета)
В учете затрат к ним относят счет 28.
По дебету которого отражаются потери от брака, по кредиту отражается компинсация этих потерь, а разница между дебитовым и кредитовым оборотами, представляет собой окончательную сумму потерь от брака.
Окончательная сумма потерь от брака в составе непроизводительных потерь, относится к конкретным обьектам калькулирования и соответственно списывается с кредита счета 28, в дебет соответствующей аналитической позиции соответствующего калькуляционного счета.

4. Отчетно-распределительные(бюджетно-распределительные)
К ним относят: 96, 97
На данных счетах отражается результат распределения производственных затрат, по смежным отчетным периодам.
Такое распределение осуществляется двумя способами:
1. Отражение ожидаемых в будущем затрат, в составе затрат отчетного периода. Такие затраты рассматриваются как отчисления в резервные фонды. Их отражают по дебету счетов учета производственных затрат и кредиту счета 96.
Последующее использование образованного резерва, отражается по дебету счета 96. В корреспонденции со счетами учета затрат или расчетов. Сальдо на счете 96 может быть только по кредиту и оно означает, сумму неиспользованного резерва.
2. Отнесение фактически произведенных в отчетном периоде затрат, на будущие периоды. В которых эти затраты будут учитыватся и формировании финансового результата.
Такие затраты отражают по дебету 97, отнесение этих затрат в будущем в состав затрат принимаемых при расчете финансового результата

Основные производственные затраты
Затраты так называемых основных сырья и материалов.
Основное сырье и материалы, это при потреблении составляющие материально-вещественную основу продукта

1. Прямые материальные затраты в себестоимости отдельных видов или наименований работ/услуг отражаются в оценке по фактической себестоимости их приобретения за минусом, возвратных отходов
Отпуск сырья и материалов оформляется соответствующими первичными учетными документами :
- требования на отпуск(документ который выписывает производитель работ, в адрес склада на основании полученного производственного задания)
- лимитно заборные карты

Возвратные отходы, после соответствующей оценки передаются на склад и отражаются в учете следующими записями
Д10К20 - возвратные отходы основного производства
Д10К23 - возвратные отходы вспомогательного производства
Д10К29 - возвратные отходы обслуживающих производств и хозяйств

Идентификация прямых материальных затрат, т е точная определение их отношения к конкретному обьекту калькулирования обеспечивается двумя способами:
1. В первичном учетном документе, оформленом при отпуске материалов со склада, указывается шифр или наименование обьекта калькулирования, в создании которого эти материалы участвуют.
2. Если в момент отпуска со склада шифр или наименование объекта калькулирования не известны,в первичном документе указываетчя шифр или наименование структурного подразделения в котором будет осущ производ потребление этих материалов.По окончании их производ потребления стоимость этих материалов распределяется по объектам калькулирования пропорционально калькулированию....
Примерчик небольшой.....
В цехе номер 1 изготавливается продукт а и б,по технологич карте на изготовление единицы продукции А используется 10 единиц материала Х,на изготовление единицы продукции Б используется 20 единиц материала ХА.В течении месяца изготовлено одна тысяча единиц А и две тысячи продукта БЭ,....продолжим на след паре...

Семестры

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете различают понятия: хоз факт и хоз операция. Хоз факт это еденичное явление хоз жизни. Не все хоз факты подвергаются обработке и соответственно регестрируются в бух учете.
В учете обробатываются хоз операции. К хоз операциям относятся хоз факты, в отношение которых одновременно выполняются следующие условия:
1. Обязательное документальное оформление. (Нет документа, нет факта)
2. Измеримость этого факта в денежном выражение
3. Эти хоз факты, должны быть связаны с реальными изменениями в составе имущества и обязательств.
4. Эти факты, являются свершившимися в прошлом
(В рамках различных учетных систем, указанные выше условия могут менятся, все эти условия однозначно, применяются в финансовом и налоговом учете. В управленческом учете эти условия могут быть другими, например к учетной обработке будут принематся факты не только свершившиеся в прошлом но так же ожидаемые в будущем с той или иной степенью вероятности)

Хоз операция, как обект бух учета лежит в основе информационно обеспечения процесса управления. С точки зрения управления учет хоз операций является учетом фин последствий, выполненных управленческих решений.

Метод бухгалтерского учета

Метод бух учета это совокупность способов и приемов, используемых для формирования показателей принятых для характеристики деятельности организации в целях управления ее деятельность. Различают 4 элемента метода бух учета:
1. Наблюдение
2. Измерение
3. Группировка
4. Обобщение

В рамках каждого элемента метода, реализуется некоторая савокупность способов и приемов.

Способами наблюдения являются документация и инвентаризация.
Результатом реализации этих способов является регистрация хоз операций данные о которых в последующем будут использованы при формировании различных показателей.

Способами измерения являются оценка и калькулирование.
Результатом этих способов является денежная оценка хоз операций и в последующем других обьектов бух учета.

Способами группировки являются счета бух учета, связанные принципом двойной записи, а также различные приемы учетной регистрации.
Выполнение этих способов обработки информации, обеспечивает выяснение влияния отдельных хоз операций, на значение показателей установленных для характеристики деятельности организации!

Способами обобщения являются: бух баланс и отчетность.
Реализация этих способов обеспечивает:
1. Формирование значений различных показателей на определенную дату.
2. Формат представления этих показателей заинтересованным пользователям, для удволетворения их информационного запроса.


Бух баланс как элемент метода бухгалтерского учета.

Бух баланс, это способ группировки и обобщения информации о хоз средствах (активов, имуществе) и источниках их образования (пасивов, обязательств) по составу и размещению в денежном выражение на определенную дату
Группировка по составу означает группировку хоз средств в соотсветствии с выбранным способом извлечения экономических выгод, из каждого обьекта.
Группировка и обобщение по составу источников хоз средств, представляет отрожение юредической природы обязательств организации.
Группировка и обобщение хоз средств по размещению, заключается в определение характера их участия в кругообороте средств организации, с этой точки зрения их подразделяют на внеоборотные и оборотные.

Группировка и обобщение по размещению источников образования хоз средств, заключается в группировке обязательств по срокам их погашения. На долгосрочные(с погаш свыше 1 года) и краткосрочные(до 1 года)

Внеоборотные средства - используются длительное время, и участвуют в нескольких кругооборотах хоз средств.
Оборотные средства - потребляются в рамках одного кругооборота, хотя в форме запасов могут находится в организации длительное время.

Баланс - как элемент метода бух учета отличается следующими характерными особенностями:
1. В обычной форме представления бух баланс представляет собой двустороннюю таблицу.
Левая сторона-актив , правая - пассив
В активе бух баланса приводятся данные о хоз средствах по составу и размещению, в денежном выражение на определенную дату.
Актив бух баланса вне системы бух учета, формируется на основе инвентаря
Инвентарь это перечень хоз средств которыми распологает организация и в отношение каждого из которых менеджмент должен определить способ извлечения экономической выгоды.
После устанвления способа получения экономической выгоды обьект хоз срндств как обьект имущества переносится на соответствующую статью бух баланса.

Пример: доски предназначенные для изготовления продукции, отражаются в балансе сырья и материалов (10)
Доски предназначенные для перепродажи, отражаются в составе товаров (41)

В пассиве бух баланса, отрожаются источники образования хоз средств сгруппированные по составу и размещению.
Пассив формирутся на основание описи (инвентаря), долгов (обязательств) организации.
Каждый конкретный долг рассматривается по двум позициям :
1. Юридическая природа долга и связанная с этим его экономическая природа долга.
Пример: долг организации перед учредителями,юридически возникает в результате учредительного договора, экономически понимается как собственный капитал и в пассиве отражается по статье уставный капитал (80)
2. Срок погашения обчзательств. По этому в бух балансе различают долгосрочные и краткосрочные пассивы.

2. В отношение каждого баланса, обязательным условием является выполнение балансового уравненя.
Балансовое уравнение это равенство итогов актива и пассива баланса.
Балансовое уравнение имеет следующий смысл :

Счета бухгалтерского учета и принцип двойной записи.


Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки однородных хоз операций.
Однородными считаются хоз операции вызывающие изменения конкретного показателя.Использование техники бухгалтерского учета основывается на след положениях:
1)Все финансоые показатели принятые для характеристики деятельности организации меняют свое значение под влиянием хозяйственных операций.След-но для каждого финансового показателя необходимо открыть отдельный файл,в котором регестрировать хоз операции вызвавшие изменения этого показателя.такой файл называют счет бух учета
2)Под влиянием хоз операции с финансовым показателем может произойти только два типа изменений:
-увеличение
-уменьшение
Соответсвенно в файле открытом для этого показателя предусматривают:
Поле для регистрации хоз операций увеличивающей его значение
Поле для регистрации кменьшающих.......
Таким образом счет бух учета имеет вид двухсторонней таблицы.(дебит,кредит).
3)изменение финансового показателя всегда происходит по конкретной определенной причине.обычно изменения финансового показателя связано с изменением другого финансового показателя.Эти изменения вызывают хоз операции
Например. При отприходовании материалов поступивших от поставщика увеличивается стоимость материалов на складе при одновремнном увеличеннии кредиторской задолжности перед поставщиком за эти материалы.
След-но при ведении счетов бух учета необходимо регестрировать одновремнное изменение связанных финансовых показателей под влиянием хоз операции.Такой способ записей называется принцыпом двойной записи.
Принцып двойной записи заключается в том,что сумма хоз операции записывается на счетах дважды,по дебету одного и по кредету другого счета.
Понятие пассивных и активных счетов.
По отношению к бух балансу различают следующие три группы счетов
1)активные счета
2)пассивные счета
3)активно-пассивные счета
1)Активные счета предназначены для обслуживания показателей содержащихся в активе бух баланса.Это счета на которых учитываюся данные об имуществе организации.При ведении записей на активных счетах принято :1)сумма хоз операции увеличивающие значение показателя учитываемого на активном счете отражаются только по дебету этого счета.2)сумма хоз операций уменьшающие значение показателей учитываемого на активном счете отражаются тока по кредиту счета.
Работа с активным счетом начинается с его открытия,открыть счет это значит записать на нем начальный остаток.сальдо начальное-значение конкретного финансовго показателя на первое число месяца,в дальнейшем изменение этого показателя регистрируется на активных счетах.На активных счетах сальдо начальное показывают по дебиту(на основании данных текущего учета прошлого месяца,обобщенных в оборотно-сальдовой ведомости.В течении месяца сумма хоз операций увеличивающие знач показателей отраж по дебиту,уменьшающие по кредиту.По окончанию месяца расчитывают два показателя:1)оборот по дебиту-сумма хоз операций отраж по дебиту счета в течении месяца2)оборот по кредиту-сумма хоз операций отраж по кредиту счета в течении месяца.
На основании этих показателей расчитывают сальдо конечное активного счета.
У активных счетов сальдо начальное и конечное может быть тока по дебиту!!
2)Пассивные счета
Пассивные счета предназначены для обслуживания показателей содержа

Наши рекомендации