Система стандартизации аудиторской деятельности в России
В мировой практике стандартизации аудита существуют два подхода к стандартизации в конкретной стране:
признание международных аудиторских стандартов;
разработка национальных стандартов аудита.
В России был выбран путь создания национальных стандартов на основе международного опыта.Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность аудитора (аудиторской фирмы), являются стандарты. Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу «аудит» на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
В России применяются стандарты, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, созданные на основе мирового опыта в стандартизации аудита. Все стандарты построены на единой методологической основе, имеют одинаковую структуру построения, включающую общие положения, сущность стандарта, практические приложения. Причем, в общих положениях описывается цель стандарта, задачи, обязательность требований. К каждому стандарту прилагаются образцы документов.
На основе вышеперечисленных стандартов аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты, методики работы. Аудиторы, работающие по именной лицензии, также могут разрабатывать собственные стандарты на базе одобренных комиссией или полностью следовать существующим стандартам.
Виды аудита
По объекту пров-ки А подразд-ся на внутр. и внеш. Внутр. А явл-ся инф-й базой для внеш. А, проводимого в отд-х хоз. S-тах в обяз-м порядке. Вместе с тем м/у внутр. и внеш. А им-ся сущест-е различия Внешний осущ-ся внеш, независимыми А-роми, АФ на основе заказов (дог-в) с орг-ми..Внеш. ауд-я пров-ка не м-т проводиться АФ в отнош-ии эк. проверяемых S-тов, кот-е явл-ся их учред-ми, филиалами, представ-ми, а т/же оказывающие данн.эк. S-ту услуги по восстан-ю, ведению б/у и составл-ю БФО. Внеш. А пров-ся с целью устан-я состояния ФХД и выраж-я мнения о достовер-ти год. ФО проверяемого эк. S-та. Внешний А м. б. проведен согласно дог-ру с целью разраб-ки рекомен-й по улучшению постановки б/у, оптим-ции фин. планов и упр-я д-тью. Орг-ции сам-но выбир-т а-ра или а-ую фирму для проведения А. Внутр. А осущ-ся спец. службой орг-ции или ее раб-ми (спец-ми), непосредственно подчинен-ми рук-ву хоз. S-та и предназначен для внутрихоз. контроля фин. состояния, источ-в затрат, выявл-я резервов и обеспечения адм-ции реком-ми по повышению эф-ти д-ти п/п. Внутр. А – это независ. д-ть в орг-ции по пров-ке ее работы в ее интересах. Внутр. А необх. для предотвращения нерац-ого расхода, потерь, хищений мат. и ден. рес-в орг-ции, своевр-го предупрежд-я и своевр-ой разраб-ки рек-ций по выходу из фин. трудностей.
По стадии развития:- подтвержд. А-А, предполагающ.пров-ку и подтвержд-е практич-ки кажд.хоз.опер.;- А,баз-ся на риски-такой вид А, когда пров-ка м-т пров-ся выборочно, исходя из рез-тов деят-ти, в осн-м в критич.точках его работы; - сист-ориентиров.А- наблюд. систем, к-рые контрол-т опер.
По хар-ру заказа: - инициативный (добровольн.); - обязательный (по ФЗ «Об АД»)
По сфере деят-ти S-та:-общий; -банк-кий; - страховой; - А.проч.деят-ти.
По периодичности проведения: - первонач-ый; - согласованный.
Обязательный аудит
Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательному аудиту подлежат
Открытые акционерные общества.
Организации или индивидуальные предприниматели, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. (500 тыс. МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (200 тыс. МРОТ). Данные по объему выручки берутся из строки «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов)» формы № 2 Отчет о прибылях и убытках.
Кредитные орг-ии, страховые организации или общества взаимного страхования, товарные (фондовые) биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодат-м РФ обязательные отчисления, производимые физ-ми и юрид-ми лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Гос. или муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.
Организации, обязательный аудит в отношении которых предусмотрен иными федеральными законами. На сегодняшний день это финансово-промышленные группы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компаний паевых инвестиционных фондов, профессиональные объединения страховщиков.