ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства, которые подлежат госрегистрации»
– 1 000 000 руб. – здание зачислено в состав основных средств.
Так как теперь госрегистрация проходит после принятия к учету объекта недвижимости, то учитывать затраты по уплате госпошлины в ее первоначальной стоимости нельзя. Сумму затрат на оплату госпошлины необходимо учесть в составе текущих расходов:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 15 000 руб. – перечислены деньги для оплаты госрегистрации права собственности на здание;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет "Госпошлина"
– 15 000 руб. – учтена сумма госпошлины за регистрацию права собственности на здание.
Теперь рассмотрим, как фирме отразить у себя в учете приобретение персонального компьютера.
Пример
ЗАО «Актив» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:
· системный блок – 33 040 руб. (в том числе НДС – 5040 руб.);
· монитор – 13 570 руб. (в том числе НДС – 2070 руб.);
· клавиатура – 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.);
· мышь – 590 руб. (в том числе НДС – 90 руб.).
Итого: стоимость компьютера – 48 380 руб. (в том числе НДС – 7380 руб.).
Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтер «Актива» принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 48 380 руб. – оплачен счет продавца;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 41 000 руб. (48 380 – 7380) – оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 7380 руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца.
Доставку компьютера (236 руб., в том числе НДС – 36 руб.) «Актив» дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 236 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 71
– 200 руб. (236 – 36) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 36 руб. – учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации).
Когда компьютер ввели в эксплуатацию, бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 41 200 руб. (41 000 + 200) – компьютер зачислен в состав основных средств организации;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 7416 руб. (7380 + 36) – произведен налоговый вычет.
Приобретение подержанных основных средств
Если ваша организация приобрела объект основных средств, уже бывший в эксплуатации (например, подержанный автомобиль), определите его первоначальную стоимость также исходя из договорной цены и затрат, связанных с его покупкой.
Приобретение подержанных основных средств в учете отражают так же, как их обычную покупку. Сумму амортизации, начисленную по объекту основных средств прежним владельцем, при его оприходовании не учитывают. Однако сведения о том, как долго прежний владелец использовал этот объект основных средств, будут вам полезны при начислении на него амортизации на балансе вашей фирмы.
Приобретение основных средств, цена которых выражена в условных единицах
Цена основных средств может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Однако на территории России расчеты производят только в рублях. Поэтому цену, установленную в иностранной валюте или условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.
Так, в договоре купли-продажи может быть предусмотрено условие, что основные средства оплачивают в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем.
В такой ситуации вы должны:
а) отразить задолженность перед поставщиком на момент перехода к вам права собственности на основные средства (по курсу иностранной валюты, действующему на этот момент);
б) скорректировать (увеличить или уменьшить) задолженность поставщика исходя из суммы денежных средств, фактически ему перечисленных.
Если курс валюты на дату оплаты основных средств будет выше, чем на дату их оприходования, то возникает отрицательная курсовая разница. На эту сумму вам необходимо увеличить задолженность перед поставщиком.
Увеличение долга отразите проводкой:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
– увеличена задолженность перед поставщиком по оплате объекта основных средств.
Отрицательные или положительные курсовые разницы возникают, только если вы оплачиваете основные средства после их принятия к учету. Если вы расплачиваетесь авансом, то курсовые разницы не возникают (п. 9, п. 10 ПБУ 3/2006). После принятия основных средств к бухгалтерскому учету их стоимость не пересчитывают.
Обратите внимание: на сумму входного НДС по основному средству, которую вы можете принять к вычету, отрицательные курсовые разницы не влияют.
Пример (приобретение копировального аппарата)
ЗАО «Актив» в мае приобрело копировальный аппарат стоимостью 1652 долл. США (в том числе НДС – 252 долл. США). На дату принятия к бухгалтерскому учету копировального аппарата официальный курс доллара США составлял 29 руб./USD. В июне копировальный аппарат был оплачен и введен в эксплуатацию. На момент оплаты курс доллара США составил 30 руб./USD.
В мае бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 40 600 руб. ((1652 USD – 252 USD) × 29 руб./USD) – учтены затраты, связанные с приобретением копировального аппарата;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 7308 руб. (252 USD × 29 руб./USD) – учтен НДС по приобретенному копировальному аппарату.
В июне бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 49 560 руб. (1652 USD × 30 руб./USD) – оплачен счет поставщика;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
– 1652 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./ USD) × 1652 USD) – отражена отрицательная курсовая разница;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 40 600 руб. – копировальный аппарат введен в эксплуатацию;