Анализ финансовых результатов деятельности организации
Одним из основных требований хозяйствования в условиях развития социально ориентированной рыночной экономики является безубыточность деятельности организаций, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности функционирования капитала. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности организаций, являются валовой доход, прибыль и рентабельность.
Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация путей, возможностей и резервов их роста при повышении качества обслуживания потребителей.
При проведении анализа используют данные приложения № 2 к бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках», статистического отчета формы № 5-ф «Отчет о финансовых результатах», других отчетных, учетных и внеучетных источников информации.
Экономическим источником формирования прибыли в торговле является, во-первых: чистый доход, создаваемый в отраслях материального производства и передаваемый в торговлю через надбавки, скидки, наценки; во-вторых, это чистый доход, создаваемый трудом торговых работников, связанным с продолжением в сфере обращения.
Основным источником формирования валовой прибыли торговой организации является сумма реализованных торговых надбавок и наценок.
Методика анализа валовой прибыли предусматривает расчет следующих показателей:
1) изменение валовой прибыли по сумме и уровню;
2) размер изменения уровня валовой прибыли;
3) темп изменения уровня валовой прибыли;
4) относительное изменение валовой прибыли.
На сумму и уровень валовой прибыли оказывают влияние следующие факторы:
- изменение объема товарооборота;
- изменение цен на товары;
- изменение уровня валовой прибыли;
- изменение структуры товарооборота;
- изменение звенности товародвижения;
- влияние уценки, переоценки, товарных потерь.
Анализ финансовых результатов обычно начинают с изучения валового дохода (валовой прибыли). Он включает реализованные торговые надбавки и наценки.
Анализ реализованных торговых надбавок и наценок проводят по их сумме и уровню (в % к обороту):
Увд = ВД / ТО * 100, (9)
где Увд – уровень валового дохода, %;
ВД – сумма валового дохода, млн руб.;
ТО – товарооборот, млн руб.
В процессе анализа изучают динамику валового дохода и измеряют влияние факторов на его размер. Общая сумма валовой прибыли зависит от изменения объема товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок и наценок. Увеличение товарооборота ведет к увеличению суммы валового дохода, рост среднего уровня реализованных торговых надбавок и наценок приводит к росту их суммы и, соответственно, к росту валового дохода.
Влияние указанных факторов измеряют приемом абсолютных разниц:
- изменение валовой прибыли за счет изменения товарооборота:
∆ВДто = (ТО1 – ТО0) * Увд0 / 100, (10) - изменение валовой прибыли за счет изменения уровня валовой прибыли: ∆ВДувд = (Увд1 - Увд0) * ТО1 / 100, (11) где: ∆ВД – изменение валовой прибыли, млн руб.; ТО1 и ТО0 – товарооборот за отчетный период и прошлый соответственно, млн руб.; Увд1 и Увд0 – уровень валовой прибыли за отчетный период и прошлый соответственно, млн руб. |
Большое влияние на валовую прибыль оказывает изменение продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. Для измерения влияния этого фактора необходимо: ∆ВДцен = (ТО1действ – ТО1сопост) * Увд0 / 100, (12) где: ∆ВДцен – изменение валовой прибыли за счет ценового фактора, млн руб.; ТО1действ и ТО1сопост – товарооборот в действующих и сопоставимых ценах соответственно, млн руб.; Увд0 – уровень валовой прибыли за прошлый год, млн руб. Данные о валовой прибыли ОАО «Постторг» приведены в таблице 21. |
Таблица 21 – Динамика валовой прибыли ОАО «Постторг» за 9 месяцев 2012 – 9 месяцев 2013 гг.
Показатели | Январь-сентябрь 2012 | Январь-сентябрь 2013 | Отклонение, (+,-) | Темп изменения, |
% | ||||
Розничный товарооборот, млн руб., в т.ч.: | ||||
в действующих ценах | 241166,475 | 294613,225 | 53446,750 | 122,2 |
в сопоставимых ценах (Iц=120,01) | 241166,475 | 245490,563 | 4324,088 | 101,8 |
Валовая прибыль от реализации, млн руб. | 40279,630 | 51503,366 | 11223,736 | 127,9 |
Уровень валовой прибыли от реализации, % | 16,7 | 17,5 | 0,8 | 104,8 |
Расходы на реализацию, млн руб. | 35889,797 | 49244,144 | 13354,347 | 137,2 |
Уровень расходов на реализацию, % | 14,9 | 16,7 | 1,8 | 112,1 |
Уровень рентабельности продаж (Пр / ТО * 100), % | 2,767 | 1,650 | -1,117 | 59,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, в ОАО «Постторг» за 9 месяцев 2013 года наблюдается рост валовой прибыли по сумме и по уровню. Сумма валовой прибыли увеличилась на 11223,736 млн рублей или на 27,9 %, и составила 51503,366 млн рублей. Уровень валовой прибыли увеличился на 0,8 %, рост составил 104,8 %.
На основании вышеуказанных формул произведем расчет влияния факторов на валовую прибыль ОАО «Постторг» в таблице 22.
Таблица 22 - Алгоритм расчета влияния факторов на изменение валовой прибыли ОАО «Постторг» за 9 месяцев 2012-2013 гг., млн руб.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Итак, рост товарооборота за 9 месяцев 2013 года привел к росту валовой прибыли на 8926 млн рублей, в том числе за счет ценового фактора рост составил 8203 млн рублей. За счет увеличения уровня валовой прибыли валовая прибыль возросла на 2357 млн рублей.
Прибыль выражается в абсолютной сумме, которая не показывает, на сколько эффективна деятельность организации. Для этого используется показатель рентабельности (R), который называют синтетическим показателем, отражающим многие стороны деятельности торговой организации за определённый период и характеризующий эффективность использования ресурсов и текущих затрат.
Уровень R продаж в ОАО «Постторг» составил за 9 месяцев 2013 года 1,65 %, что на 1,117 % выше, чем за 9 месяцев 2012 года.
Итак, можно выделить следующие основные резервы роста валовой прибыли и прибыли от реализации:
1) повышение технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования);
2) совершенствование системы менеджмента (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, повышение уровня компетентности руководства, финансовое планирование);
3) увеличение объема реализации продукции. Падение объема реализации при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема реализации продукции. Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная;
4) сокращение остатков нереализованной продукции: чем они выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. В целях увеличения прибыли предприятие должно принимать соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении;
5) определение оптимального уровня цен путем применения розничных торговых надбавок;
6) снижение себестоимости реализованной продукции и затрат на ее реализацию.