Анализ финансовых результатов деятельности организации

Финансовые результаты деятельностипредприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Задачами анализа прибылиорганизации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 4.1.).

Таблица 4.1. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли комбината

Показатель За прошлый период За отчетный период % к базис- ному значению
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов 2604,0 3232,6 124,1
Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) 2090,0 2524,0 120,8
Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) 514,0 708,6 139,7
Результат от операционной и финансовой деятельности 2,0 - -
Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций 8,0 -2,0 -
Бухгалтерская прибыль 524,0 706,6 134,8
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации 344,0 480,6 139,7

Эти данные показывают, что в отчетном периоде комбинат достиг высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности комбината представлен в таблице 4.2. Проанализировав коэффициенты использования производственных мощностей ОАО «Гомельский жировой комбинат», можно сказать, что в 2007г. загрузка мощностей по производству майонеза составили 31,8%, в 2008 г. данный показатель увеличился на 11,2 % . В 2009 г. данный показатель прирос на 11,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коэффициент использования оборудования для производства маргариновой продукции в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 1,9 %, в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. - на 19,9 %.

Снижение коэффициента использования оборудования по мылу хозяйственному в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 2,1 %, однако в 2009 г. данный показатель по сравнению с 2008 г. возрос на 13 процентных пунктов.

Коэффициент использования оборудования для производства мыла туалетного в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 1,8 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - увеличился на 13,3 %.

В 2007 г загрузка мощностей по производству масла бутилированного составила 94% (на тот момент эксплуатировалась линия с мощностью 0,9 тонн/час). В начале 2008 г. была установлена новая линия по розливу масла растительного в ПЭТ-бутылки производительностью 2,7 тонн/час. Загрузка мощностей в 2008 г. составила 50,7 %, в 2009 г. – 48 %.

В целом же, с учетом того, что данные показатели меньше значения 50 % (кроме производства майонеза), можно сказать, что мощности комбината не полностью загружены, и имеются резервы расширения выпускаемого ассортимента продукции.

Анализируя показатели годового объема производства продукции в натуральном выражении, можно сказать, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось производство маргарина на 7%, майонеза на 19 %, мыла хозяйственного на 12 %, мыла туалетного на 30 %, масла бутилированного на 49%.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось производство маргарина на 6 %, майонеза на 13,4 %, мыла хозяйственного на 12 %, мыла туалетного на 27,8 %. По маслу бутилированному объем производства в 2009 году составил 82,1 % по сравнению с 2008 годом.

Снижение производства масла бутилированного обусловлено снижением спроса на рапсовое и купажированное масло (удельный вес в общем объёме производства масла фасованного в 2009году составил 20%, в 2008 году – 80%). В торговле предпочтение отдавалось импортному фасованному подсолнечному маслу по ценовому фактору.

Прирост годового объёма производства в действующих ценах составил 9,6 %. Это обусловлено не только ростом производства, но и инфляционными процессами.

Полные издержки на производство продукции комбината увеличиваются, что связано не только с ростом объемов производства в натуральном выражении, но и с девальвацией белорусского рубля в январе 2009г., повышением тарифов на газ и цен на сырье и материалы, а также ростом процентных ставок по банковским кредитным средствам.

Следует отметить, что снижение выручки от реализации продукции (в действующих ценах) в 2009г. по сравнению с 2008г. обусловлено объединением балансов 2-х предприятий в 2008 году: «ОАО Гомельский жировой комбинат» и Торговый Дом «Традиция». Это говорит о некорректности сравнения ряда финансовых показателей.

Удельный вес в общем объёме выручки неденежных форм расчётов в 2008г снизился по сравнению с 2007г. на 57,8 пунктов, в 2009г. - на 18 пунктов.

Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта составляет 93,3 % на внутренний рынок и 6,7 % - на экспорт, что указывает на прирост по сравнению с 2008г. на 3,7%; в 2008г. по сравнению с 2007г прирост составил 3%.

В 2009 году поставили на экспорт:

v в США – 7 тонн мыла;

v в Панаму - 100 тонн жирных кислот соапстока;

v в Польшу - 20 тонн жирных кислот соапстока;

v в Литву - 395 тонн жирных кислот соапстока, 5 тонны мыла;

v в Латвию - 5 тонн мыла;

v в Российскую Федерацию саломаса – 175,2 тонн; маргпродукции – 0,4 тонны; масла растительного бутилированного на давальческой основе – 21,5 тонны; майонеза – 0,3 тонн; мыла – 2,6 тонн, глицерина – 9 тонн;

v в Казахстан – 1156,9 тонн саломаса

v в Молдову 20 тонн масла;

v в Среднюю Азию 545 тонн мыла;

Несмотря на увеличение объёмов производства продукции, суммы налогов и других платежей в бюджет в 2008 г. составили 14343 млн. руб., в 2009 г. – 12106,2 млн. руб., что вызвано уменьшением налоговой нагрузки, изменением структуры выпускаемой продукции и объединением 2-х балансов.

В 2007 г. рентабельность реализованной продукции составила 3,1%; в 2008г-9,1%; в 2009 г – 8,9%. Увеличение рентабельности в 2008г. обусловлено отчасти низкой стоимостью сырого рапсового масла. Снижение рентабельности в 2009г. обусловлено ростом цен на сырьё и вспомогательные материалы, девальвационными процессами, а также ростом процентных ставок по банковским кредитным средствам с 13% годовых до 21,5-22,5%.

Высокая конкуренция не позволяла увеличивать цены на продукцию, а реализация саломаса в РФ и мыла в Среднюю Азию осуществлялось по ценам, близким к себестоимости.

Чистый доход от реализации продукции в прошлом году составил соответственно по годам 1324 млн. руб., 4717 млн. руб., 5290 млн. руб. Увеличение чистого дохода в 2009 г. по сравнению с 2008г. при снижении прибыли от реализации связано с большими внереализационными расходами в 2008г.

Коэффициент текущей ликвидности по годам имел значение 0,89; 1,1; 1,2. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами имел значение 0,34; 0,27 , 0,27.

Хотя, значения коэффициентов обеспеченности собственными средствами по годам значительно улучшились, данные показатели не достигли нормативного значения «0,3», что свидетельствует о дефиците собственных оборотных средств.

Основными причинами нехватки оборотных средств на ОАО «Гомельский жировой комбинат» стали:

§ высокая дебиторская задолженность, ухудшение финансовой дисциплины в условиях мирового финансового кризиса;

§ высокие затраты на приобретение сырья (жиры и растительное масло);

§ резкая девальвация белорусского рубля в январе 2009 года;

§ увеличение процентных ставок по банковским кредитам.

В связи с отсутствием подсолнечного и тропических масел в Республике Беларусь, данное сырьё приходится импортировать. Импортированное сырье в объеме поставок для предприятия составило в 2008г. порядка 25%, в 2009г. - около 28%. Цены на это сырье устанавливаются в условных единицах по сложившемуся валютному курсу. Удорожание сырья приводит к увеличению затрат на выпускаемую продукцию.

Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции составил в 2009 г. 24,5 %; 2008г. – 22,6%.

Срок оборачиваемости готовой продукции составил соответственно по годам: 14,6; 7,5 дней и 11 дней. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности имел значение по годам: 1,13; 3,9 и 6,7 дней.

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности составил соответственно по годам: 29,4; 17,2 и 22,7 дней.

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года.Таблица 4.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ОАО «Гомельский жировой комбинат» за 2007-2009гг.

№ п/п Наименование показателя Ед. изм.
1. Использование производственных мощностей маргариновая продукция майонезы мыло хозяйственное мыло туалетное масло растительное бутилированное %   27,8 31,8 21,3 11,5   29,7 43,0 19,2 13,3 50,7   49,6 54,5 32,2 17,0 48,0
2. Среднесписочная численность работающих чел.
3. Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным видам продукции): маргариновая продукция темпы к предыдущему году майонезы темпы к предыдущему году мыло хозяйственное темпы к предыдущему году мыло туалетное темпы к предыдущему году масло растительное бутилированное темпы к предыдущему году     тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %     7 145 3 955 4 044 1 302 3 180     7 640 4 696 3 640 1 505 5 944     8 096 5 326 113,4 4 076 112,0 1 923 127,8 4 878 82,1
4. Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) в млн. Br 50 843 79 419 87 049
4.1 Темпы к предыдущему году % 109,6
5. Полные издержки на произведенную продукцию – всего В том числе: материальные затраты расходы на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизация основных средств и немат-х активов прочие затраты в млн. бел. руб. 48 989   34 652 5 043 1 923 6 485 71 660   54 786 7 333 2 621 1 197 5 723   8669,8 3021,8 1592,7 5928,7
5.1 Из полных издержек: условно-постоянные издержки условно-переменные издержки 100% % %   24.5 75.5 24,1 75,9
6. Выручка от реализации продукции в млн. Br 56 861 111 624
6.1 Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов % 26,2 8,1
6.2 Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье 100% % % % 100,0 98,5 1,5   100,0 97,0 1,6 1,4 100,0 93,5 6,0 0,7
7. Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) в млн. Br 8 249
8. Чистый доход от реализации продукции в млн. Br 1 324 5290,3
9. Рентабельность реализованной продукции % 3,9 9,1 8,9
10. Рентабельность продаж % 3,2 3,6 4,2
11. Коэффициент текущей ликвидности   0,89 1,1 1,2
12. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   -0,11 -0,03 0,1
13. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами   0,34 0,27 0,27
14. Коэффициент структуры капитала   0,63 0,66 0,70
15. Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции % 22,8 22,6 24,5
16. Срок оборачиваемости капитала в днях 111,8 152,1 161,6
17. Срок оборачиваемости готовой продукции в днях 14,6 7,5 11,0
18. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности в днях 1,13 3,9 6,7
19. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности в днях 29,4 17,2 22,7

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, существует несколько групп рентабельности:

1. показатетель характеризующий рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов:

2. характеристика рентабельности продаж:

3. характеристика доходности капитала.

Все эти показатели рассчитываются на основе прибыли, чистой прибыли, прибыли от реализации продаж.

где - валовая прибыль, %

- Чистая прибыль, руб.

- сумма затрат по реализации или производства продукции, руб.

где - выручка от реализации товара и услуг, руб.

где - среднегодовая стоимость всего капитала, руб.

В процессе анализа следует учитывать динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от;

· изменения структуры реализации продукции:

· себестоимость продукции:

· средних цен реализации.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия

влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно

объединить в две группы: позитивные и негативные.

Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на

деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно

классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также

целесообразно объединить в следующие группы:

1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды

управлять предприятием в условиях рынка;

2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;

3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического

климата в коллективе;

6) связанные со спецификой производства и отрасли;

7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с

управлением издержками и ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной

степени зависит и то внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в

колебании цен;

2) связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

3) связанные с инфляционном процессом;

4) связанные с деятельностью государства.

Наши рекомендации