Инвентаризация финансовых вложений

Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений. В ходе проверки он устанавливает:

- соблюдает ли организация требования ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ в редакции от02.11.13г. об обязательном проведении инвентаризации;

- установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;

- правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т. д.).

Если ценные бумаги хранят в организации, их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств. При хранении ценных бумаг в специальных организациях (банках, депозитариях, специализированных хранилищах) инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, серия, номер, номинальная и фактическая стоимость, сроки погашения и общая сумма.

Особенностью инвентаризации финансовых вложений является проверка не только фактического наличия ценных бумаг, но и правильности оценки ценных бумаг, т.е. фактических затрат, формирующих их стоимость, по которой они приняты к учету.

Материалы инвентаризации аудитор использует при проверке своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете доходов, полученных по ценным бумагам. Информация о наличии и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений приводится данными синтетического и аналитического учета по счету 58 «Краткосрочные финансовые вложения». Организации могут хранить ценные бумаги в кассе или в депозитарии. При их хранении в организации аудитор должен проверить наличие реестра на передачу бланков (сертификатов) ценных бумаг на ответственное хранение в кассу организации. При хранении ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. В этом случае аудитору должен быть представлен депозитарный договор.



26.Аудит поступления ценных бумаг

Выполняя процедуру проверки операций по поступлению финансовых вложений, аудитору необходимо установить:

-соответствует ли порядок учета финансовых вложений, приобретенных за плату, положениям нормативных актов?

-соответствует ли учет и налогообложение операций по поступлению финансовых вложений, в качестве вклада по договору простого товарищества, положениям нормативных актов?

-соответствует ли учет операций по получению финансовых вложений, в виде вклада в уставный капитал, положениям нормативных актов?

-соответствует ли учет и налогообложение операций по безвозмездному получению финансовых вложений положениям нормативных актов?

-соответствует ли учет операций по приобретению финансовых вложений, в порядке обмена, положениям нормативных актов?

Согласно ПБУ 19/02, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

Аудиторская проверка приобретения акций начинается обычно с проверки оформления первичных документов по учету финансовых вложений. При проверке оформления первичных документов следует учесть, что сама ценная бумага – строго формальный документ, ее форма и обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством для определенных видов ценных бумаг. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влекут ее ничтожность (ст. 144 ГК РФ). Поэтому аудитор должен провести как формальную проверку бланков ценных бумаг, так и арифметическую проверку первичных документов, используемых при оформлении операций. Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку они определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам

Для проверки используют регистры синтетического учета по счетам 58 "Финансовые вложения", 91 "Прочие доходы и расходы". При этом аудитор должен убедиться, что организация соблюдает требования методологии учета и отражает фактические затраты, формирующие сумму финансовых вложений в ценные бумаги, на счете 58.

Аудитор по рабочему плану счетов знакомится с перечнем счетов и субсчетов, используемых организацией для учета финансовых вложений, оценивает, насколько построение аналитического учета обеспечивает получение информации о финансовых вложениях по предприятиям – продавцам ценных бумаг, о вложениях в объекты на территории страны и за рубежом.

Аналитический учет финансовых вложений в ценные бумаги организация, согласно пункту 6 ПБУ 19/02, должна построить таким образом, чтобы обеспечить информацию по эмитентам ценных бумаг. При этом должна быть отражена как минимум следующая информация:

- наименование эмитента;

- название ценной бумаги, номер, серия, и т.д.;

- номинальная стоимость ценной бумаги;

- цена покупки;

- расходы, связанные с приобретением ценных бумаг;

- общее количество, приобретенных ценных бумаг;

- дата покупки, дата продажи или иного выбытия, а также место хранения ценных бумаг.Организации могут хранить ценные бумаги в кассе или в депозитарии. При хранении ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. В этом случае аудитору должен быть представлен депозитарный договор (договор о счете депо) между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения. В договоре должен быть однозначно определен его предмет - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги, а также указаны:порядок передачи депонентом депозитарной информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента;срок действия договора;размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором;форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;

обязанности депозитария.

В бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 51 - перечислены в счет предоплаты продавцу денежные средства для покупки ценных бумаг;

Дебет 58 Кредит 76 - отражено получение ценных бумаг от продавца;

Финансовые вложения в уставный капитал (акции) представляют собой сумму активов, инвестированных в имущество другой организации для обеспечения ее уставной деятельности. Они производятся в форме:

- внесения вкладов при создании и расширении организации;

- приобретения акций (долей) организаций на вторичном рынке;

- приобретения акций приватизируемых организаций у органов управления государственным имуществом.

Финансовые вложения в форме вкладов (взносов) в уставный (складочный) капитал других организаций являются для организации-вкладчика инвестициями. В соответствии с действующим законодательством инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях извлечения прибыли.

Первичными документами, подтверждающими осуществление финансовых вложений в виде вклада в уставный капитал, являются:

- решение общего собрания и учредительный договор, в которых отражаются денежные средства и денежная оценка имущества, вносимого учредителями в счет вклада в уставный капитал другой организации;

- платежные документы о перечислении денежных средств в счет вклада;

- акты приема-передачи имущества и др.

По своей форме вклады разделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником (учредителем) в счет погашения своих обязательств по вкладу.

Вложение ценных бумаг в уставный капитал признается неденежным вкладом.

Неденежные вклады вносятся в уставный капитал только после проведения учредителями (участниками) их денежной оценки.

Финансовые вложения, вносимые в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая представляет собой их денежную оценку, согласованную учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 12 ПБУ 19/02).

Наши рекомендации