Факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации
Факторный анализ – это многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями разных факторов. Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Таблица 3.3- Исходная информация для факторного анализа прибыли от продажи основных видов продукции в ПАО «Сибур Холдинг»
Показатель | Вид продукции | ||
сжиженные углеводородные газы | природный газ | пластики и продукты органического синтеза | |
1.Количество реализованной продукции, тыс.т.: -2012 г. -2014 г. | |||
2.Себестоимость единицы реализованной продукции, руб./т.: -2012 г. -2014 г. | 4,01 4,98 | 706,3 | |
3.Цена реализации единицы продукции, руб./т.: -2012 г. -2014 г. | 4,77 5,63 | 714,1 |
По данным таблицы 3.3 проведем факторный анализ прибыли от реализации всей продукции и отдельно по основным продуктам.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции.
1. Затраты в базисном периоде
, где
- затраты в базисном периоде (2012г);
- количество реализованного, какого либо продукта в базисном периоде;
- себестоимость единицы, какого либо продукта в базисном периоде;
=47182548+44110000+494325=91786873 тыс. руб.
2. Затраты в фактическом периоде
, где
- затраты в фактическом периоде(2014г);
- количество реализованного, какого либо продукта в фактическом
периоде;
- себестоимость единицы, какого либо продукта в фактическом периоде;
= 81245164+83166000+635670=165046834 тыс. руб.
3. Условные затраты
, где
- затраты условные, рассчитанные при фактическом объеме реализации и базисной себестоимости;
=64035244+66967000+526500=131528744 тыс. руб.
4. Денежная выручка в базисном периоде
, где
- денежная выручка в базисном периоде;
- цена реализации единицы, какого либо продукта в базисном периоде;
=62195520+52470000+603414,5=115268934,5 тыс. руб.
5. Денежная выручка в фактическом периоде
, где
- денежная выручка в фактическом периоде;
- цена реализации единицы, какого либо продукта в фактическом периоде;
=25722+94021000+784800=200319000 тыс. руб.
6. Денежная выручка условная
, где
- денежная выручка условная, рассчитанная при фактическом
объеме реализации и базисной цене реализации;
=84410560+79659000+642690= 164712250 тыс. руб.
7. Прибыль в базисном периоде
,где
- прибыль, полученная от реализации продукции в базисном периоде;
=115268934,5 -91786873=23482061,5 тыс. руб.
8. Прибыль в фактическом периоде
, где
- прибыль в фактическом периоде
=200319000-165046834=35272166 тыс. руб.
9. Прибыль условная
, где
- прибыль условная;
=164712250-131528744=33183506 тыс. руб.
10. Отклонение прибыли
, где
=35272166-23482061,5 =11790104,5 тыс. руб.
11. Отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции
=(131528744/91786873-1)* 23482061,5 =10167260,62 тыс. руб.
12. Отклонение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции
33183506-23482061,5-10167260,62=-465816,12 тыс. руб.
13. Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции
=131528744-165046834=-33518090 тыс. руб.
14. Отклонение прибыли за счет изменения реализационных цен
=200319000-164712250=35606750 тыс. руб.
Находим отклонение в прибыли по сжиженным углеводородным газам:
=9255064
В том числе за счет изменения:
а) объема реализованного продукта;
=(5122-3774)*(16480-12502)=5362344 тыс. руб.
б) себестоимости реализованного продукта;
=(12502-15862)*5122=-17209920 тыс. руб.
в) цены реализации
=(20600-16480)*5122=21102640 тыс. руб.
Таблица 3.4 -Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции
(по всей реализованной продукции)
Показатель | Значение показателя |
Отклонение прибыли, ± тыс.руб. В том числе за счет изменения: -объема реализованной продукции -структуры реализованной продукции -себестоимости единицы реализованной продукции -реализационных цен | 11790104,5 10167260,62 -465816,12 -33518090 |
По данным таблицы 3.4 можно отметить, что прибыль от продажи продукции увеличилась на 11790104,5 тыс.руб. Основным фактором, повлиявшим на увеличение прибыли от продаж является увеличение реализационных цен, за счет чего прибыль увеличилась на 35606750 тыс. руб., а так же увеличение объема реализованной продукции, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 10167260,62 тыс.руб. Увеличение качества продукции и соответственно спроса на нее способствовало увеличению объема реализованной продукции. Увеличение объемов производства продукции способствовало и увеличению себестоимости продукции, за счет чего прибыль от продажи продукции снизилась на 33518090 тыс.руб. Изменение структурных сдвигов в реализации продукции данных видов, снизило объем прибыли, на 465816,12 тыс.руб.
Таким образом, возникает необходимость более детального анализа факторов формирующих финансовый результат по отдельному виду продукции, что наглядно представим в таблице 3.
Таблица 3.5 - Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции в ПАО «Сибур Холдинг»
Показатель | Вид продукции | ||
сжиженные углеводородные газы | природный газ | пластики и продукты органического синтеза | |
Отклонение прибыли, ± тыс.руб. В том числе за счет изменения: -объема реализованной продукции -себестоимости единицы реализованной продукции -реализационных цен | -17209920 | -16199000 | 40040,5 7100,5 -109170 |
Анализ данных таблицы 3.5 показал, что увеличение объемов прибыли в ПАО «Сибур Холдинг» главным образом наблюдается по сжиженным углеводородным газам, которая увеличилась в 2014г. по сравнению с 2012г. на 9255064 тыс.руб.. Данное увеличение произошло за счет увеличения цен реализации, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 21102640 тыс.руб, а за счет увеличения объемов продажи, прибыль от продажи увеличилась на 5362344 тыс.руб. Также наблюдается увеличение прибыли от продажи природного газа, что обусловлено увеличением цен реализации, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 14362000 тыс. руб., и увеличение объемов продажи природного газа, за счет чего прибыль увеличилась на 4332000 тыс.руб. Продажа пластики и продуктов органического синтеза в 2014г. по сравнению с 2012г. увеличило прибыль от продажи на 40040,5 тыс.руб., на что повлияло увеличение реализационных цен.