Отражение в бухгалтерском учёте результатов инвентаризации
По итогам проведения инвентаризации возможны 3 сценария:
1. Данные учётных регистров совпали с данными фактического наличия имущества и обязательств. При данном сценарии никакие бухгалтерские записи не проводятся.
2. По результатам инвентаризации обнаружены излишки. В этом случае выявляется виновное лицо, с которого берётся объяснительная «откуда взялся излишек» по результатам которой принимаются организационные действия.
В бухгалтерском учёте излишне имущество ставится на учёт на счетах учёта имущества в корреспонденции с счётом прочих доходов в оценке рыночной стоимости, а если нельзя определить рыночную стоимость то в первоначальной, с учётом накопленного износа.
3. При обнаружении недостачи недостающее имущество списывается с счетов учёта имущества на счёт учёта недостачи (94 счёт). Инвентаризационная комиссия выясняет причины недостачи, а так же определяет виновных лиц. Как правило виновным лицом является материально-ответственное лицо. В зависимости от принятого решения инвентаризационной комиссии возможны 2 сценария учёта.
1) Виновное лицо найдено и согласно компенсировать сумму недостачи. При этом сценарии делается запись: Дебет 73 счёта, Кредит 94 счёта. Виновное лицо может погасить возникшую задолженность с помощью наличного расчёта или удержания из заработной платы.
2) Виновное лицо не найдено. При данном сценарии сумма полученной недостачи списывается в прочие расходы текущего периода.
Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчётность.
Бухгалтерский баланс представляет собой двойственную таблицу, в которой отражается по левой части активы (имущество организации) и в правой части пассивы (источники образования имущества организации). Каждому элементу бухгалтерского баланса именуется статьёй. Сумма всех элементов (активов и пассивов) называется валютой баланса. Общепринято активы отражать в порядке увеличения ликвидности. Пассивы заполняются в порядке уменьшения срока задолженности. Активы состоят из двух разделов. Деление разделов произведено по степени оборачиваемости за один отчётный период. Первый раздел активов называется – Вне оборотные активы. В данном разделе учитываются все активы со сроком оборота более 1 года. Примерами данных активов являются: нематериальные активы, основные средства, отложенные налоговые активы, долгосрочные финансовые вложения и так далее. Вторая категория, это оборотные активы. К данной группе относят все активы со сроком оборота менее одного года. Примерами оборотных активов являются: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства.
Под активом понимается имущество полученное в результате прошлых событий при выбытие которого у организации произойдёт увеличение экономических выгод.
Пассивы. Под пассивами понимается обязательства возникшие в результате прошлых событий погашение которого приведёт к оттоку экономических выгод. В российской практике пассивы делятся на 3 группы, точнее на 2 большие группы и вторая группа делится на 2 части.
Капитал и резервы (собственные средства компании).
К данной группе относятся такие пассивы как уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал и не распределённая прибыль.
Долгосрочные заёмные средства.
2.1) Собственные заёмные
2.2) Долгосрочные заёмные средства
К данной группе пассивов относят: кредиты и займы со сроком погашения более одного года, долгосрочная кредиторская задолженность, отложенные налоговые обязательства.
Краткосрочные заёмные средства
К данной категории пассивов относят задолженность по кредитам и займам, задолженность перед поставщиками, бюджетом, не бюджетными фондами, задолженность по оплате труда и прочие задолженности.
По виду бухгалтерский баланс имеют следующую классификацию:
1) По сроку составления.
· Ежеквартальный
· Годовой
2) По моменту составления
· Вступительный
· Ежегодный
· Разделительный
· Ликвидационный
3) По степени экономического содержания
· Баланс Брутто
· Баланс Нетто
4) По способу составления
· Книжный
· Инвентарный
5) По охвату количества компаний
· Единичный
· Консолидированный
Формы бухгалтерского учёта.
Главная книга – Главная книга открывается на один год, одному месяцу должна соответствовать одна строка в главной книге, одному счёту отводят один разворот листа, а если этого не достаточно то 2-3 разворота.
Форма учёта определяется следующими признаками:
1. Количеством, структурой и внешним видом учётных регистров.
2. Последовательностью связи между документами и регистрами, а так же между самими регистрами.
3. Способы записи в регистры и документы (с помощью тех или иных технических средств).
Согласно приведённой выше информацией под формой бухгалтерского учёта следует понимать совокупность различных учётных регистров с установленным порядком и способом записи в ней. В практике бухгалтерского учёта выделяют 5 форм бухгалтерского учёта:
Мемориально-ордерная.
Мемориально-ордерная система учёта возникла в конце 20х годов прошлого века в результате творческой переработки новой итальянской формы бухгалтерского учёта. Положительные качества данной формы заключаются в довольно простом построении, где вместо многочисленных регистров синтетического учёта используется один регистр, который называется «главная книга» которая открывается на каждый месяц. В течении месяца составляются мемориальные ордера, которые представляют собой карточку, в которой содержится четыре колонки. На каждую операцию своя карточка. Собранные в течении месяца мемориальные ордера разносят в 2 контрольные ведомости по соответствующим счетам (дебетовую и кредитовую). После заполнения контрольных ведомостей составляется оборотный баланс, в который заносится сальдо по всем счетам с начала отчётного периода (из предыдущей главной книги), обороты за отчётный период (из контрольных ведомостей), и выводится сальдо на конец периода. Полученное в оборотном балансе сальдо на конец периода заносится в бланк баланса по установленной форме.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
Пример карточки.
Журнально-ордерная.
Журналы ордера – это учётные регистры хронологической регистрации хозяйственных операций синтетического и в ряде случаев аналитического учёта. Записи в журналы ордера производятся по мере поступления первичных документов. Регистрация производится по кредитовому признаку, т.е. по кредиту данного счёта в корреспонденции с кредитуемыми счетами. В конце месяца итоги журналов ордеров переносят в главную книгу, которая открывается на год и предназначена для обобщения данных текущего учёта и взаимной сверке записей по отдельным счетам.
Номер операции | ||
1. Выплатили ЗП | ||
2. Выдали деньги ПО. |
Простая.
Малые компании совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не осуществляющие производство продукции и работ связанных с большими затратами материальных ресурсов могут вести учёт всех операций путём их регистрации только в книге учёта фактов хозяйственной деятельности по форме К1. Книга является регистром аналитического и синтетического учёта на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств а так же их источников у малого предприятия на определённую дату и составить бухгалтерскую отчётность. Книгу можно вести в виде ведомости открывая её на месяц или в форме книги в которой учёт операций ведётся весь отчётный год. По мимо данного регистра бухгалтерского учёта необходимо вести ещё 2 регистра. Это кассовая книга и ведомость учёта заработной платы.