Инвентаризация основных средств. Отражение в учете результатов инвентаризации

Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств предприятия и правильностью их отражения в бухгалтерском учете. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в учете.

Проведение инвентаризации обязательно:

при смене собственника или реорганизации предприятия;

при ликвидации предприятия;

при составлении годовой отчетности;

при смене руководителя предприятия или другого материально ответственного лица;

при установлении фактов хищений, злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);

по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.

Для проведения инвентаризации в организации создается комиссия. Перед началом инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка о том, что все поступившие ценности учтены, выбывшие – списаны и соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру.

Комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет инвентаризационные описи. В процессе инвентаризации объекты осматриваются в натуре, проверяется их сохранность и рабочее состояние. При выявлении объектов, не принятых на учет, объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Машины, оборудование, транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации, не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. На них составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости.

Оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию. Если по результатам инвентаризации объектов основных средств выявлены расхождения с учетными данными, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации. К ней прилагаются письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о порядке регулирования разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором указываются результаты инвентаризации. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Принятие к учету по оценочной стоимости основных средств, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Принятие на учет основных средств, за исключением приобретенных основных средств, по результатам инвентаризации признается оборотом по реализации в целях исчисления НДС и отражается:

Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

Начислен НДС от оценочной стоимости 18 68

Выявленная недостача основных средств отражается в учете следующим образом:

Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

На сумму накопленной амортизации 02 01

На остаточную стоимость недостающих основных средств 94 01

Начислен НДС в случаях, установленных законодательством 94 68

Если недостача произошла по вине организации, то списание недостачи с учетом налога на добавленную стоимость отражается:

Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

Списана недостача за счет организации 92 94

Если же недостача произошла по вине материально ответственных лиц, то с них взыскивается стоимость недостающих или похищенных основных средств в размере, установленном законодательством. Списание недостачи по вине материально ответственного лица в бухгалтерском учете отражается:

Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

На остаточную стоимость основных средств (с учетом НДС) 73 94

На разницу между взыскиваемой (без учета НДС) и остаточной стоимость73 98

На дебете счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» формируется задолженность материально ответственного лица:

Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

На сумму возмещения (удержания) недостачи, потери от порчи ценностей 50, 70 73

и одновременно

Списана на внереализационные доходы разница между взыскиваемой и учетной стоимостью

Д К

98 92

На сумму НДС, начисленного от разницы, учтенной на счете 98 «Доходы будущих периодов»

Д К

92 68

Наши рекомендации