Автономные функциональные АРМ
Наименование АРМ | Базовый вариант | Дополнительные Функции |
Учет труда и заработной платы | Начисление зарплаты и удержания с выводом на печать | С элементами сдельной зарплаты С расширенными функциональными возможностями: табельный учет расчет нарядов баланс зарплаты касса зарплаты |
Учет материалов и МБП | Учет прихода и расхода | С МБП и расчетами с поставщиками С элементами других АРМ (склад, сбыт) |
Учет основных средств и нематериальных активов | Учет прихода, расхода и начисление износа | С учетом арендных отношений |
Учет затрат на производство (ж/о 10, сч. 16, 20, 23, 24, 26, 29, 30) | Универсальные и специализированные отраслевые | |
Учет денежных средств, расчетных операций и кредитов банка (ж/о 1,2,3,4,7,8) | Комбинированные | Функционально разнесенные: банк касса подотчетные лица дебиторы кредиторы |
Учет реализации готовой продукции (ж/о 11) | АРМ по расчетам с потребителями | С учетом функций сбыта С автоматическим оформлением документов С элементами других АРМ |
Учет фондов, финансовых результатов и их использования (ж/о 13,15,12) | Комбинированные | Функционально обособлен- ные: финансовые результаты и использование прибыли фонды и резервы |
Складской учет | Автономный склад | Сводный складской учет С элементами других АРМ (материалы, сбыт) |
Учет капиталовложений | ||
Анализ финансового состояния предприятия | ||
Печать бухгалтерских документов |
Все программы автоматизации учета принципиально построены одинаково: имеется массив данных, называемый также базой данных, в которой записывается любая информация, необходимая с точки зрения бухгалтера, работающего на данном АРМ. В дальнейшем эта информация редактируется, включая математические операции, и печатается в требуемом виде.
Работая с бухгалтерской программой обработки базы данных, необходимо пользоваться и другими программными средствами – текстовыми редакторами, табличными процессорами, антивирусными программами и различными компьютерными тестами. Поэтому понятие “автоматизированное рабочее место бухгалтера” следует рассматривать шире, чем просто использование бухгалтерской программы на компьютере. АРМ бухгалтера должно быть оснащено функциями быстрого переключения из одной рабочей программы в другую с тем, чтобы более полно использовать мощности персонального компьютера. Этот принцип полностью реализован в программных приложениях операционной системы WINDOWS.
Программы комплексного бухгалтерского учета можно разделить на три группы:
· мини – бухгалтерия;
· интегрированная бухгалтерия;
· комплексная сетевая бухгалтерия.
К группе «Мини – бухгалтерия» относится большинство программ, представленных на рынке компьютерного обеспечения. Сущность этих программ заключается в составлении на основе проводок бухгалтерских записей хозяйственных операций, оборотного баланса, сальдового баланса и ведении Главной книги. Так как правила формирования баланса едины для предприятий всех размеров и форм собственности, то и сами программы достаточно универсальны. По набору пользовательских функций программы делятся на четыре подгруппы:
· программы, реализующие функции синтетического учета – ведение журнала операций на уровне бухгалтерских записей, формирование журналов – ордеров, оборотно – сальдового баланса, Главной книги и форм финансовой отчетности. Предназначены для главного бухгалтера и его заместителя почти любого предприятия;
· программы, которые в дополнение к функциям первой подгруппы позволяют вести одно – или иногда двухуровневый бухгалтерский учет. Они созданы для малых предприятий с упрощенной системой ведения учета;
· программы ведения сводного учета для крупных предприятий. Характерная черта – развернутый многоуровневый аналитический учет. Такие программы могут быть полезны и для небольших предприятий, имеющих собственное производство;
· головные модули функциональных комплексов. Их отличительной особенностью и главной задачей является прием бухгалтерских записей от программ, специализированных для ведения различных разделов учета с целью осуществления сводного учета. Аналитические функции не являются обязательными, так как могут быть вынесены в специализированные программы комплекса. Такие программы могут работать автономно только с учетом дополнения соответствующими специализированными комплексами.
В основе программ группы «Интегрированная бухгалтерия» лежит та же база оборотного баланса, дополняемая надстройкой в виде модулей, реализующих в привычном виде учет заработной платы, материалов и т. д. Как правило, освоив программу оборотного баланса, бухгалтер начинает замечать несоответствие между богатыми возможностями по синтетическому учету, легкостью получения баланса и примитивному отражению, например, зарплаты лишь в виде бухгалтерских записей. Неразумно, имея компьютер, считать налоги на бумаге или посредством других программ, например табличных процессоров. Все вполне можно уместить в одной программной среде, разработав соответствующий сервис. Интегрированная бухгалтерия включает:
· количественный и суммовой учет;
· дополнительные модули: учет материальных ценностей, основных средств, заработной платы, банк – касса, договоры с юридическими и физическими лицами;
· единую базу данных;
· одно автоматизированное рабочее место.
Любая интегрированная система ограничена по численности личного состава предприятия, по размерам справочника материалов объемам оперативной памяти. В программах комплексной сетевой бухгалтерии одно рабочее место дробится на несколько мест и машин. Комплекс включает:
· отдельные функционально законченные АРМ;
· наличие интерфейса передачи информации (в том числе через дискеты) для сведения баланса;
· развернутый аналитический учет.
Комплексные сетевые системы можно разделить на следующие подгруппы:
· базовый комплекс, состоящий из традиционного набора АРМ – учет материальных ценностей, учет основных средств, учет заработной платы, головной модуль «Оборотный баланс» и иногда «Склад»;
· расширенный комплекс, который дополняется АРМ «Банк», «Касса», «Подотчетные лица», «Дебиторы – кредиторы», «Учет затрат на производство», «Сбыт» и т. п.;
· специализированный комплекс, который может включать нетрадиционный набор АРМ, как правило, это специализированные отраслевые комплексы.
Особенностью сетевых версий бухгалтерского учета является возможность сетевого обмена данными внутри каждого АРМ и между различными АРМ. Дело в том, что на средних и крупных предприятиях, даже в условиях установки отдельной машины под каждое АРМ, начинают сказываться ограничения, связанные с медленным вводом информации по сети. Поэтому в сетевой версии появляется возможность как бы расщепления каждого функционального АРМ на произвольное множество себе подобных, что дает возможность организации всего обмена данными по сети и одновременной работы различных АРМ с доступом к любой разрешенной информации.
Рассмотренная выше классификация бухгалтерского программного обеспечения ориентируется на возможности персональных компьютеров. Поэтому следует отметить, что там, где с задачей автоматизации бухгалтерского учета не справляется сетевая версия, лежит предел использования персональных компьютеров. Для решения более сложных задач используются рабочие станции, мини – и максиЭВМ.
Российский рынок бухгалтерского и финансового программного обеспечения достаточно стремительно развивается вслед за мировым. Определить количество фирм, занимающихся этим бизнесом, достаточно сложно: лишь в конкурсах, проводимых консалтинговой фирмой «Бизнес – Программы – Сервис», «Финансовой газетой» и журналом «Бухгалтерский учет», участвуют сотни фирм.
В России интерес к указанному рынку претерпел несколько стадий. Первая из них относится к первым шагам перестройки. Поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших машин и созданием «на коленке» программ – самоделок для комплектации ими продаваемых «программно – аппаратных комплексов», основная ценовая нагрузка в которых падала на программное обеспечение.
Вторая стадия связана с рождением в России большого числа коммерческих структур, которые требовали ведения быстрой и простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен рядом фирм, сумевших быстро и достаточно успешно откликнуться на потребности рынка. Среди этих фирм выделяются по степени распространенности их продукции «1C» («1C: Бухгалтерия»), «Хакер Дизайн» («Финансы без проблем»), ДИЦ («Турбо – бухгалтер»). Многие фирмы и группы программистов разрабатывают в это время такого рода программы под заказ. В дальнейшем наиболее успешные из этих разработок появились на рынке, в том числе разработки фирм «Инфо Софт», «Паритет Софт», «Инфин», «Парус», «Атлант – Информ» и др., регулярно представляемые на выставках «SofTool» отечественные разработки ПО. Эти программы позволяли работать бухгалтерам разной квалификации, включая и тех, кто недавно переквалифицировался из многочисленной армии инженеров.
Третья стадия развития рынка ПО для бухгалтерского учета связана с переходом от упрощенного учета к профессиональному. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими планами счетов, анализу финансовой деятельности. Рынок отреагировал на эти потребности, и, анализируя его современное состояние, можно отметить наличие большинства из указанных возможностей в современных системах.
Можно утверждать, что имеет место четвертая стадия развития ПО для бухгалтерии, связанная с переходом от чисто бухгалтерского к управленческому учету. Эта тенденция наиболее зримо прослеживается на зарубежном рынке ПО для крупных предприятий, но начинает проявляться и в России.
Таблица 6.2
Группы потребителей ПО
Класс системы | Группа Потребителей | Основные характеристики | Фирмы – разработчики |
Мини -бухгалтерия | Бухгалтерия в 1-3 человека. Без специализации | Ввод и обработка бухгалтерских записей. Печать первичных до- кументов и отчетности | «Паритет Софт» «ИнфоСофт» «Инфин» «1С» |
Универсальные системы (миди – бухгалтерия) | Численность бухгалтерии невелика. Предусмотрены все разделы учета | Усиленная аналитика. Реализация основных компонентов натурального учета. Учет труда и заработной платы | «1С» «Инфин» «ИнфоСофт» «Атлант – Информ» |
Локальные АРМ | Локальная модификация комплексных систем | Комплексная реализация частной задачи учета | «1С» «ИСТ» «Паритет Софт» |
Комплексные системы | Бухгалтерия не менее 10 человек. Разделение функций между сотрудниками | Комплекс программ. Сетевая архитектура. Достаточно полная реализация функций. Адаптируемость | «Парус» «Ланкс» «Новый Атлант» R – Style |
Управленческие системы | Подразделения бухгалтерского и финансового учета. Подразделения финансового менеджмента | Управленческий учет. Планирование и управление. Настройка на клиента (кастомизация). Открытость архитектуры. Масштабируемость | «Новый Атлант» «Цефей» SAP BAAN CA |
Выбор того или иного класса систем определяется позиционированием конкретного предприятия на рынке, опытом бухгалтерского и управленческого учета, квалификацией сотрудников.
ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия) — корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.
ERP-система «система планирования (управления) ресурсами предприятия» (англ. Enterprise Resource Planning System) – это информационная система, используемая для контроля и планирования всех ресурсов, которые применяются на предприятии; осуществления продажи и производства продукции; закупок и учета сырья, а также всех средств, участвующих в процессе выполнения сторонних заказов и производства основной продукции. Самое главное предназначение ERP-систем заключается в нахождении взаимосвязей между всеми отделами, а также создании единого информационного хранилища данных, содержащего всю необходимую информацию о предприятии, о предоставляемых услугах, о производимой продукции, о работе всех служб предприятия и т.д.