Сбор и обработка фактического материала
Одним из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной работы является сбор фактического материала. От того, насколько правильно и полно он собран, во многом зависит своевременность и качество написания работы. Прежде чем приступить к сбору материалов, необходимо продумать, какой именно фактический материал необходим и составить план его сбора.
Материалы рекомендуется подбирать отдельно по каждому разделу развернутого плана выпускной работы. Такой порядок позволит обеспечить полноту собранной информации. Собирая фактические данные, следует особое внимание проявлять к тем из них, которые позволяют сделать выводы, подтвердить оценку и критические замечания, содержащиеся в работе, служит обоснованием выдвигаемых автором предложений по совершенствованию учета и, в конечном счете, управления организацией.
Методика и организация учета во многом определяется организацией и технологией производства, поэтому слушатель должен тщательно изучить эти вопросы. Проблемы и практику учета в выпускной работе следует рассматривать только в связи с конкретными условиями работы организации.
Основное внимание при сборе и обработке фактических данных, раскрывающих вопросы бухгалтерского учета, должно быть направлено на выявление недостатков и положительных моментов отдельных аспектов бухгалтерского учета (в зависимости от выбранной темы курсовой работы).
Слушателю нужно заполнить сквозным примером первичные документы и учетные регистры, составить схему документооборота, описать организацию первичного учета и методику бухгалтерского учета по теме исследования (учет основных средств, учет нематериальных активов, учет оплаты труда и т.д.), сделать копии приказа об учетной политике, выписки из действующих на предприятии положений по организации и методике учета. Следует обратить внимание на качество информации, предоставляемой учетом разным уровням управления предприятием (организацией), на случаи дублирования в учете, на степень автоматизации учебных работ и т.д. Уже в процессе сбора и обработки фактического материала необходимо продумывать и формировать предложения по улучшению качества учета.
При сборе материала по составлению бухгалтерской отчетности слушатель должен заполнить заранее подготовленные формы готового отчета за последний истекший год, специализированные формы внутрипроизводственной отчетности, статической отчетности, сделать выписки из регистров бухгалтерского учета. При необходимости заполненные формы отчетности и выписки из регистров бухгалтерского учета являются приложениями к выпускной работе.
Важным условием полноценности подобранных материалов является их предварительная счетная и логическая проверка.
1.5 Составление плана выпускной работы
Слушатель предоставляет руководителю проект плана выпускной работы и список литературы по теме. План работы составляется, слушателем самостоятельно и согласовывается с научным руководителем. План работы утверждается руководителем. В процессе написания курсовой работы он может дорабатываться.
План должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
В плане выпускной работы должны быть выделены введение, разделы, подразделы, пункты и заключение.
Любая тема может быть раскрыта по-разному. Поэтому в составлении плана не может быть шаблона.
Содержание выпускной работы
Во введении необходимо изложить актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи выпускной работы, дать краткий обзор литературы по теме исследования.
В основных разделах работы должны быть рассмотрены методики бухгалтерского учета объектов в соответствии с темой работы. Следует избегать описательного характера работы. Фиксация действующих положений и состояния учета должна быть лишь отправным пунктом исследования.
Слушатель должен глубоко осмыслить высказывания различных авторов, стоящих на различных теоретических позициях, и показать какие из них, с его точки зрения, являются более правильными. Он может принять их полностью или частично со своими изменениями и дополнениями, аргументируя это должным образом.
Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы необходимо увязывать между собой, уделяя особое внимание и переходам от одного раздела к другому, от вопроса к вопросу.
Иллюстрируя отдельные положения работы цифровыми материалами из справочников, монографий и других источников, а также цитируя различных авторов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники (автор, название работы, год издания, издательство или журнал, № статьи). Таблицы, схемы, диаграммы, непосредственно связанные с текстом работы, приводятся в процессе ее изложения, а документы, учетные регистры и таблицы, имеющие иллюстративный характер, можно давать в приложении.
Все схемы, графики, диаграммы должны быть выполнены и пронумерованы аккуратно, а документы, учетные регистры (карточки, разработанные таблицы, ведомости и т. д.), аналитические таблицы обязательно должны быть дополнены примерным текстом и цифрами, желательно увязанными между собой.
В заключении должны быть даны выводы и предложения, вытекающие из выпускной работы. При этом предложения, направленные на улучшение бухгалтерского учета на предприятии, должны носить конкретный характер и иллюстрироваться надлежащими схемами и формами документов и учетных регистров, записями в них.
1.7 Оформление выпускной работы
Выпускная работа должна быть оформлена надлежащим образом.
Все страницы следует нумеровать, начиная с титульного листа, титульный лист не нумеруется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
Каждая глава, а также введение и заключение должны начинаться с новой страницы.
Оформление титульного листа должно соответствовать приведенному образцу (приложение 2). На титульном листе должны быть указаны название вуза, ЦДПО, программы переподготовки, тема выпускной работы, фамилия и инициалы слушателя, фамилия и инициалы, степень, звание и должность руководителя.
Оформление таблиц, рисунков, формул. Таблицы и рисунки должны иметь название и порядковую нумерацию, которая должна быть сквозной для всего текста выпускной работы.
Таблица должна занимать не более одной страницы. Если таблица по размерам превышает одну страницу, то ее следует включить в приложение. В необходимых случаях можно заимствовать таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому приводят табличные данные.
Порядковый номер таблицы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу над ее названием.
В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графика по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемых стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.
Формулы выводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. При наличии нескольких формул необходима сквозная нумерация по всей работе.
Работа за компьютером.Как правило, выпускная работа создается в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т. е. относящихся к правилам создания больших деловых документов.
Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. К собранному документу следует применять стили, примеры которых приведены ниже.
При создании документа и цитировании источника текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.
После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц выпускной работы.
Текст выпускной работы должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги (формат А4).
Страницы выпускной работы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее 20 мм, правое – 20 мм, нижнее – 20 мм.
По выбору слушателя можно применять три стиля: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.
Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.
Настройки основного стиля
Шрифт – 12, типа Times New Roman.
Межстрочный интервал – полуторный.
Отступ красной строки – 1,3 см.
Отступы до и после абзаца – 0.
Выравнивание – двухстороннее (по ширине).
Переносы установлены.
По желанию:
Настройки стилей заголовков
Заголовок главы:
Кегль 18, типа рубленый Arial или Pragmatic, полужирный.
Межстрочный интервал – 2.
Отступ красной строки – 0.
Отступ до и после абзаца – 12 пунктов.
Начинать с новой страницы.
Выравнивание – по центру.