III. Расчетные операции клиентов коммерческого банка
Одним из наиболее важных направлений банковской деятельности является расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Это выгодно банку, поскольку он таким образом привлекает дополнительные средства для проведения своих активных операций в целях получения прибыли, а также выгодно клиентам, в связи с тем, что их операции проводятся квалифицированно, достаточно быстро, безопасно и с высокой степенью ответственности. Основу системы расчетно-кассового обслуживания клиентов составляют договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а также банковские счета клиентов, которые открываются на основании этих договоров. В основном, открываются расчетные и текущие счета.
Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы: заявление на открытие счета, нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, свидетельство о государственной регистрации, лицензий на осуществление определенной деятельности, карточки с образцами подписей и оттиска печати; справки из налоговой инспекции, пенсионного и других фондов о постановке на учет, выписок из протоколов собраний о назначении руководителя и главного бухгалтера организации, баланс организации и отчет о прибылях и убытках на ближайшую дату к моменту открытия счета.
Расчетные счета открываются хозрасчетным предприятиям и организациям, обладающим правами юридического лица и имеющим самостоятельный баланс. По этим счетам может проводиться самый широкий спектр банковских операций. Это — кредитные операции, депозитные, расчетные, кассовые, с ценными бумагами, с иностранной валютой и т.д.
Текущие счета открываются организациям, не обладающим правами юридического лица, а также не являющимся хозрасчетными. Это — филиалы различных организаций, представительства, отделения и другие обособленные подразделения; а также общественные организации, различные фонды и комитеты. С текущих счетов осуществляются расходы на содержание аппарата управления (заработная плата), а также другие выплаты, связанные с деятельностью этих организаций. На эти счета производится зачисление средств с расчетного счета головной организации, по этим счетам производятся налоговые платежи и депозитные операции. Что касается остальных операций (кредитных, с ценными бумагами, валютных и т.д.), то они имеются либо в ограниченном количестве и обязательно с разрешения вышестоящей организации, либо не проводятся вообще.
Бюджетные счета открываются предприятиям и организациям, которым выделяются средства из государственного бюджета для их целевого использования. Банк, открывающий бюджетные счета, должен осуществлять по ним лишь те операции, которые отвечают его использованию на определенные цели (например, списание и зачисление на счет для цели финансирования определенных производств, регионов и использование этих средств на нужды улучшения этих производств или условий жизни в этих регионах и т.д.).
В течение специально отведенного времени дня на обслуживание клиентов работники операционного отдела банка принимают от них платежные документы. Как правило, в каждом банке за каждым операционистом закреплены определенные клиенты, что позволяет повысить качество и увеличить производительность операционной работы. Операционист проверяет правильность заполнения платежных документов, сверяет подписи и печать на этих документах с карточкой образцов подписей и оттиска печати, а также общую сумму средств, предназначенных к списанию со счета по платежным документам клиента, с остатком на его счете (если средств недостаточно, то часть документов по согласованию с клиентом либо не принимается к исполнению, либо помещается в картотеку банка до поступления средств). Помимо этого операционист обязан проверить, не числится ли за клиентом какой-либо задолженности по кредитным операциям или по другим срочным платежам (например, по уплате налогов в бюджет). После всех этих процедур, если все в порядке, документы клиента принимаются к исполнению, о чем свидетельствует штамп, проставляемый операционистом в правом нижнем углу каждого документа с указанием даты и своей подписи. По окончании приема документов от клиентов они сортируются на одногородние и иногородние. К каждой пачке отсортированных документов прикладывается сводное платежное поручение, предназначенное для РКЦ Банка России, с указанием общей суммы и количества документов, подготовленных к отправке, а также кода для одногородних и иногородних платежей. Из РКЦ в банк приходит выписка по его корреспондентскому счету с приложением к ней документов, которые поступили в банк (документы по приходу), документы по расходу подкладывают к выписке сотрудники операционного отдела (два экземпляра, которые оставались в банке: один из них подкладывается к корреспондентскому счету, а другой — к выписке по счету клиента). Помимо сумм по приходу и расходу, которые располагаются по возрастанию сумм, в выписке содержатся: входящий и исходящий остатки по корреспондентскому счету за данный операционный день. После совершения бухгалтерских проводок, затрагивающих корреспондентский счет банка и счета клиентов, распечатываются выписки всех лицевых счетов по этим операциям. Затем к каждой выписке по лицевому счету клиента подкладываются копии платежных документов в порядке возрастания сумм, подтверждающие суммы по приходным операциям клиента, а затем то же самое — по расходным операциям. Затем оформленные таким образом выписки по счетам клиентов со штампом банка раскладываются по ячейкам клиентов. При очередном визите в банк выписки с документами выдаются на руки клиентам банка.
IV. Особенности ведения межбанковских безналичных расчетов
при использовании каналов связи
Достоинствами электронных межбанковских безналичных расчетов являются минимизация времени выполнения этих расчетов, а также повышение надежности и качества этих операций. Электронная система межбанковских безналичных расчетов в РФ основана на использовании каналов модемной связи (телефонных каналов) между участниками этих расчетов. Выполнение расчетов производится только после заключения специального договора. Для межбанковских электронных расчетов такой договор называется договором, определяющим порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации (договор обмена). В договоре такого рода обязательно указывается порядок передачи электронных документов, система паролей и шифров (для обеспечения секретности передаваемой информации и защиты от несанкционированного доступа), ответственность за несвоевременную отправку (прием) документов, плату за электронное обслуживание.
Во время сеанса связи между партнерами могут передаваться полноформатные электронные платежные документы, электронные документы сокращенного формата, электронные служебно-информационные документы.
Полноформатными электронными платежными документами оформляются платежи на сумму 5000 рублей и выше. Такой документ содержит все реквизиты платежного документа на бумажном носителе с электронно-цифровой подписью и печатью участника расчетов.
Электронные документы сокращенного формата оформляются на платежи в сумме до 5000 рублей и содержат часть реквизитов расчетных документов на бумажном носителе.
Электронные служебно-информационные документы — документы, содержащие информацию по управлению счета (реестры, сводные платежные поручения и т.д.).
Электронные полноформатные платежные документы имеют юридическую силу, то есть могут служить основанием для выполнения бухгалтерских проводок. Что касается электронных документов сокращенного формата, то они будут иметь юридическую силу лишь после их подтверждения соответствующими документами на бумажном носителе.
Во время сеанса связи платежные документы, подлежащие отправке из банка, располагаются в электронном файле по возрастанию сумм. При этом подтверждением данной операции является электронный служебно-информационный документ (ЭСИД) — «реестр направленных платежей». В нем указывается: дата его создания, номер, номера первичных документов и даты их создания, БИК банка-плательщика, номер корреспондентского счета банка-плательщика, номер расчетного (текущего) счета плательщика, сумма платежа, БИК банка-получателя, номер его корреспондентского счета, номер расчетного (текущего) счета получателя, вид совершаемой операции (шифр первичного документа). Реестр подписывается электронно-цифровой подписью участника расчетов и заверяется его печатью в электронно-цифровой форме. При получении (например, в РКЦ Банка России) этот документ подвергается арифметико-логическому контролю и в случае его успешного прохождения определенным электронно-цифровым кодом в коммерческий банк передается подтверждение приема реестра направленных платежей.
Если контроль не пройден, то реестр к обработке не принимается, о чем определенным кодом сообщается в банк. Если реестр принят к обработке, то операции по указанным в нем документам совершаются в пределах средств на корреспондентском счете банка — отправителя реестра. По результатам обработки документов, содержащихся в реестре направленных платежей, учреждение Банка России формирует служебно-информа-
ционный документ — «реестр проведенных платежей». Он содержит следующую информацию: платежи, зачисленные на корреспондентский счет банка с указанием номеров документов, видов расчетов и сумм; платежи, списанные с корреспондентского счета, с указанием номеров документов, видов расчетов и сумм; не проведенные платежи с перечнем номеров документов, видов расчетов и сумм (например, при недостаточности средств на корреспондентском счете банка), входящие и исходящие остатки на корреспондентском счете банка.
Для сверки произведенных расчетов на следующий день после отправки реестра направленных платежей коммерческий банк направляет в РКЦ Банка России сводное платежное поручение, составленное в двух экземплярах. В нем указывается: общая сумма платежа согласно реестра, наименование и реквизиты банка-плательщика. На первом экземпляре сводного платежного поручения ставятся подписи председателя правления и главного бухгалтера банка и оттиск его печати. В РКЦ Банка России сумма сводного платежного поручения сверяется со справкой о платежах, проведенных данным РКЦ на основании реестра направленных платежей. После сверки второй экземпляр сводного платежного поручения со штампом РКЦ возвращается в банк, а первый экземпляр этого документа остается в РКЦ.
Во время следующего сеанса связи с РКЦ коммерческий банк получает выписку по своему корреспондентскому счету с прилагаемыми к ней первичными документами в электронном виде. Таким образом, банк и его клиенты получают информацию о своем финансовом состоянии гораздо быстрее, чем это было бы без передачи информации по каналам связи. Однако банку необходимо иметь также аналоги этих документов на бумажных носителях, поскольку именно они являются основанием выполнения операций самим коммерческим банком.