Методические особенности проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок используют различные методические приемы аудирования. К числу основных комплексов задач, которые необходимо про­верить, относятся: соблюдение положений законодательства о труде, состоя­ние внутреннего контроля по трудовым отношениям; учет и контроль выработки и начисления заработной пла­ты рабочим-сдельщикам; чет и начисление повременных и прочих видов оплат; расчеты удержаний из заработной платы физических лиц; аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний); сводные расчеты по заработной плате; расчет налогооблагаемой базы налогов и платежей с фонда оплаты труда; расчеты по депонированной заработной плате.

Прежде всего целесообразно проконтролировать, аудитору, как оформляется прием и увольнение ра­ботников, учитывается рабочее время сотрудников, как строится система оплаты труда и др.

Правильность оформления работников (приема на работу и уволь­нения) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглаше­ниям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются повременная и сдельная системы, что должно быть от­мечено в соответствующих документах работников организации. При повременной оплате труда необходимо проверить правиль­ность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок.

Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих на повремен­ной оплате труда организуется в табеле учета использования ра­бочего времени и расчета заработной платы. По это­му документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в коман­дировке, дни болезни и др.).

Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказа­тельств по инспектированию соответствующих этому документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.

При применении прямой сдельной формы оплаты труда заработок работнику определяется путем умножения заранее ус­тановленной расценки на количество произведенной продукции. Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда предусматривает оплату выработки работ­ника в пределах установленной исходной нормы по ос­новным расценкам, а вся выработка сверх исход­ной нормы - по повышенным сдельным расценкам.

Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (на­ряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение со­ответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного за­работка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и т.д.).

Здесь применяются такие методы сбора аудиторских доказа­тельств, как инспектирование документов, подготовленных на пред­приятии, пересчет.[1]

В комплекс расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработ­ку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и дру­гих видов оплат.[9]

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта.

При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгал­терскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произ­вел расчеты, в отчете аудитора делаются необходимые замеча­ния. Бухгалтер-расчетчик должен внести исправления и отразить их в документах.

Аудитор также проверяет правильность начислений по про­чим видам оплат и доплат: оплате отпусков, работы в празднич­ные дни, доплате за работу в ночное время и др. Методика про­верки сводится к выверке алгоритмов расчетов и исходных данных. Аудитор сообщает об обнаруженных ошибках бухгалтеру-расчет­чику, который вносит необходимые исправления.

Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физических лиц. К основным видам удержаний относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и удержа­ния за брак, за товары, купленные в кредит, и др.[27]

При проверке правильности исчисления налога на доходы физи­ческих лиц аудитор руководствуется положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Здесь ему необ­ходимо уточнить количество льгот, размер налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.

При проверке налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, получаемые им как в денежной, так и в натуральной форме.

Удержания по исполнительным листам на детей проверяют, пользуясь специальной формулой, в которой учитывается : сумма удержаний на содержание детей, руб.; общая сумма начислений по работающему за месяц, руб.; сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начис­ленной за месяц суммы, руб.; процент удержаний.[1]

Ана­литический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам как состоящим, так и не состоящим в спи­сочном составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапли­ваются в лицевых счетах, расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут хранить­ся в виде отдельных файлов. Аудит таких расчетов, как правило, проводится выборочно. Аудитор проверяет ведется ли такой учет, обратить внимание на сохранность аналитической информации и формирование на каждого работника совокупного годового дохода.

Проверка сводных расчетов по оплате труда. Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующими с ним счетами.[3]

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров ф. № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) - по данным журналов-ордеров ф. № 1 «Кас­са», ф. № 2 «Расчетный счет», ф. № 8 по счетам учета расче­тов с бюджетом, депонентами и др.[4]

При автоматизированной форме учета контролю подверга­ются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кро­ме того, сводные данные проверяют по главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны пока­зателям баланса ф. № 1 по ст. «Кредиторская задолженность пе­ред персоналом организации» и «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

Для контроля расчетов по оплате труда используются: первич­ные документы по учету выработки и заработной платы, расчет­ные ведомости, лицевые счета работаю­щих, платежные ведомости и др.

Необходимо проверить соответствие итогов в от­дельных ведомостях общим итогам по предпри­ятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствую­щие этому счету. Так, выплаты из фонда оплаты труда, вклю­ченные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26 (производственные затраты), 29 (на расходы непро­мышленных производств).

Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению единого социального налога. С этой целью уточняют базу нало­гообложения для определения единого социального налога.

Для проверки правильности формирования базы налогооб­ложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ «О составе фонда заработной платы и выплат социального ха­рактера» № 116 от 24 ноября 2000г. и инструкциями соответст­вующих фондов.

Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, суб­счет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, ве­лись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработ­ной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

Всесторонний анализ расчетов с персоналом по оплате труда яв­ляется залогом выявления скрытых хозяйственных резервов. Достаточная обеспеченность предприятия нужны­ми персоналом, и его рациональное использование имеют большое значение для увеличения объема реализации услуг, при­были и ряда других экономических показателей, а также для по­вышения эффективности хозяйственной деятельности предпри­ятия.

По­этому основными задачами анализа расчетов с персоналом по оплате труда явля­ются:

- анализ численности, состава, структуры и уровня квалифи­кации персонала;

- изучение форм и причин движения персонала;

- оценка обеспеченности предприятия персоналом требуемой квалификации, оценка будущих потребностей в персонале;

- анализ достигнутого уровня производительности труда на предприятии;

- определение факторов и резервов роста производительнос­ти труда;

- исследование эффективности применяемых на предприятии форм и систем оплаты труда;

- оценка эффективности использования средств, направляе­мых на оплату труда;

- определение соотношения темпов роста производительнос­ти труда и заработной платы.

Источниками информации для анализа являются план по труду, статистическая отчетность, данные табельного уче­та и отдела кадров.

Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные типовые ошибки:

1.Несоблюдение действующего законодательства по оплате труда:

- не корректное начисление заработной платы.

- неверно производится удержание из заработной платы.

- не правильное оформление работников (прием и увольнение).

- занижение налогооблагаемой базы.

2.Не применяются типовые формы первичных документов учета личного состава и по оплате труда:

- затруднение проверки данных;

- не корректное применение личных карточек (Т-2), приказа о предоставлении отпуска (Т-6), приказа о переводе на другую работу (Т-15), приказа о прекращении трудового договора (Т-8);

- не проверяется отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании;

- неведение в отделах табелей учета рабочего времени;

- не корректное ведение бухгалтерского учета расчетов по заработной плате.

3.Не ведутся табели учета рабочего времени (т-12):

- нельзя проверить правильность начисления повременной и других видов оплат;

- неверно начисляется заработная плата.

4. Неведение аналитического учета по работающим:

- неведение лицевых счетов, расчетно-платежной документации;

- нельзя проверить совокупный годовой доход работающего;

- неорганизованно архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.

5. Неверно производятся расчеты по депонированной заработной плате:

- не ведется книга учета по депонированной заработной плате или некорректное ее ведение;

- не производится отнесение депонированной суммы на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

- присвоение депонированной заработной платы.

6. Неприменение расчетов по удержаниям из заработной платы работников:

- занижение налогооблагаемой базы;

- неприменение налоговых вычетов;

- не проставляются в лицевых счетах данные для исчисления удержаний;

- неведение налоговых карточек, лицевых счетов, расчетных листков.

7.Неверно производилось начисление Налога на доходы физических лиц (НДФЛ):

- занижение налогооблагаемой базы.

8.Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат:

- снижение базы налогообложения.[27,28]

Наши рекомендации