Методические особенности проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда
В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок используют различные методические приемы аудирования. К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся: соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям; учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам; чет и начисление повременных и прочих видов оплат; расчеты удержаний из заработной платы физических лиц; аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний); сводные расчеты по заработной плате; расчет налогооблагаемой базы налогов и платежей с фонда оплаты труда; расчеты по депонированной заработной плате.
Прежде всего целесообразно проконтролировать, аудитору, как оформляется прием и увольнение работников, учитывается рабочее время сотрудников, как строится система оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (приема на работу и увольнения) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются повременная и сдельная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников организации. При повременной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок.
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих на повременной оплате труда организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по инспектированию соответствующих этому документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
При применении прямой сдельной формы оплаты труда заработок работнику определяется путем умножения заранее установленной расценки на количество произведенной продукции. Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда предусматривает оплату выработки работника в пределах установленной исходной нормы по основным расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы - по повышенным сдельным расценкам.
Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и т.д.).
Здесь применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как инспектирование документов, подготовленных на предприятии, пересчет.[1]
В комплекс расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат.[9]
При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта.
При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, в отчете аудитора делаются необходимые замечания. Бухгалтер-расчетчик должен внести исправления и отразить их в документах.
Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплате отпусков, работы в праздничные дни, доплате за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к выверке алгоритмов расчетов и исходных данных. Аудитор сообщает об обнаруженных ошибках бухгалтеру-расчетчику, который вносит необходимые исправления.
Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физических лиц. К основным видам удержаний относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и удержания за брак, за товары, купленные в кредит, и др.[27]
При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор руководствуется положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Здесь ему необходимо уточнить количество льгот, размер налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.
При проверке налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, получаемые им как в денежной, так и в натуральной форме.
Удержания по исполнительным листам на детей проверяют, пользуясь специальной формулой, в которой учитывается : сумма удержаний на содержание детей, руб.; общая сумма начислений по работающему за месяц, руб.; сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начисленной за месяц суммы, руб.; процент удержаний.[1]
Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах, расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов. Аудит таких расчетов, как правило, проводится выборочно. Аудитор проверяет ведется ли такой учет, обратить внимание на сохранность аналитической информации и формирование на каждого работника совокупного годового дохода.
Проверка сводных расчетов по оплате труда. Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующими с ним счетами.[3]
При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров ф. № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) - по данным журналов-ордеров ф. № 1 «Касса», ф. № 2 «Расчетный счет», ф. № 8 по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.[4]
При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Кредиторская задолженность перед персоналом организации» и «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по оплате труда используются: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.
Необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях общим итогам по предприятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие этому счету. Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств).
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению единого социального налога. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога.
Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» № 116 от 24 ноября 2000г. и инструкциями соответствующих фондов.
Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
Всесторонний анализ расчетов с персоналом по оплате труда является залогом выявления скрытых хозяйственных резервов. Достаточная обеспеченность предприятия нужными персоналом, и его рациональное использование имеют большое значение для увеличения объема реализации услуг, прибыли и ряда других экономических показателей, а также для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Поэтому основными задачами анализа расчетов с персоналом по оплате труда являются:
- анализ численности, состава, структуры и уровня квалификации персонала;
- изучение форм и причин движения персонала;
- оценка обеспеченности предприятия персоналом требуемой квалификации, оценка будущих потребностей в персонале;
- анализ достигнутого уровня производительности труда на предприятии;
- определение факторов и резервов роста производительности труда;
- исследование эффективности применяемых на предприятии форм и систем оплаты труда;
- оценка эффективности использования средств, направляемых на оплату труда;
- определение соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы.
Источниками информации для анализа являются план по труду, статистическая отчетность, данные табельного учета и отдела кадров.
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные типовые ошибки:
1.Несоблюдение действующего законодательства по оплате труда:
- не корректное начисление заработной платы.
- неверно производится удержание из заработной платы.
- не правильное оформление работников (прием и увольнение).
- занижение налогооблагаемой базы.
2.Не применяются типовые формы первичных документов учета личного состава и по оплате труда:
- затруднение проверки данных;
- не корректное применение личных карточек (Т-2), приказа о предоставлении отпуска (Т-6), приказа о переводе на другую работу (Т-15), приказа о прекращении трудового договора (Т-8);
- не проверяется отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании;
- неведение в отделах табелей учета рабочего времени;
- не корректное ведение бухгалтерского учета расчетов по заработной плате.
3.Не ведутся табели учета рабочего времени (т-12):
- нельзя проверить правильность начисления повременной и других видов оплат;
- неверно начисляется заработная плата.
4. Неведение аналитического учета по работающим:
- неведение лицевых счетов, расчетно-платежной документации;
- нельзя проверить совокупный годовой доход работающего;
- неорганизованно архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.
5. Неверно производятся расчеты по депонированной заработной плате:
- не ведется книга учета по депонированной заработной плате или некорректное ее ведение;
- не производится отнесение депонированной суммы на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
- присвоение депонированной заработной платы.
6. Неприменение расчетов по удержаниям из заработной платы работников:
- занижение налогооблагаемой базы;
- неприменение налоговых вычетов;
- не проставляются в лицевых счетах данные для исчисления удержаний;
- неведение налоговых карточек, лицевых счетов, расчетных листков.
7.Неверно производилось начисление Налога на доходы физических лиц (НДФЛ):
- занижение налогооблагаемой базы.
8.Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат:
- снижение базы налогообложения.[27,28]