Вопрос 49: Система налогов и сборов в РФ. Экономическая и правовая природа налога
Налоговая система государства— это совокупность налогов, сборов и прочих платежей, взимаемых на территории государства в установленном законом порядке, методов и форм налогообложения, а так же налоговых органов.
В состав налоговой системы входят: виды налогов,установленные на территории государства, субъекты налога (налогоплательщики), законодательная база- законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения, органы государственной власти,на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
Принципы построения налоговой системыв соответствии с НК: законность, справедливость, всеобщность и равенство налогообложения, принцип экономической обоснованности налогов, принцип единства экономического пространства РФ, принципы установления налогов в установленном законом порядке, принцип определенности налоговой обязанности, принцип презумпции толкования всех сомнений в пользу налогоплательщика.
Основа налогового законодательства — Налоговый кодекс РФ.Первая часть НК была введена в действие 1.01.99 и содержит в себе общие положения о налогообложении в РФ, вторая часть НК была введена 1.01.01 и содержит информацию (элементы налогообложения) о конкретных налогах.
Кроме НК кнормативным актам в сфере налогообложения относятся законы, устанавливающие региональные и местные налоги (например, Закон ВО «О транспортном налоге», Закон «О налогах на имущество физ. лиц» и др.).
Постановления Правительства РФрегулируют некоторые вопросы в сфере налогообложения (установление индекса дефлятора, нормативные расходы по налогу на прибыль и др.). Метод, указания ФНС РФсодержат рекомендации по расчету налогов и заполнению деклараций.
Налог- это обязательный безвозмездный платеж в пользу государства.
Сбор - это обязательный платеж в пользу государства, за который плательщик получает право деятельности или пользования.
Виды налогов в России:
Федеральные(налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России). К ним относятся: НДС, НДФЛ, Акцизы, налог на прибыль, водный налог, госпошлина, отчисления во внебюджетные фонды и др.
• Региональные(налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории). К ним относятся: налог на имущество юр. лиц, транспортны налог, налог на игорный бизнес.
• Местные(налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований). К ним относятся налога на имущество физ.лиц и земельный налог.
Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельхоз налог (ЕСН), специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.
Элементы налога- это принципы построения и организации налогов:
1. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
2. Объекты налогообложения - это доход, имущество или юридический факт, наличие которого приводит к возникновению обязанности налогоплательщика.
Кроме этого, к элементам налогов относятся: налоговая база, льготы, ставка, налоговый оклад, отчетный и налоговый период, срок и способы уплаты налога.
При установлении налоговдолжны быть соблюдены следующие условия: Налог должен быть предусмотрен НК РФ, по налогу должны быть определены плательщики и все элементы налогообложения.
Федеральные налоги устанавливает федеральный законодатель. Он в главе Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает налогоплательщиков, все элементы налогообложения, и тогда налог становится обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа. На первом этапе в соответствующей главе НК Федеральный законодатель определяет плательщиков налога и все основные элементы налогообложения. На втором этапе региональный или местный законодатель устанавливает на основе НК конкретные элементы.
Ввод в действие федеральных налогов совмещен с установлением налога. А региональные и местные налоги вводятся с того момента, когда вступит в силу региональный закон или нормативный правовой акт, которые устанавливают этот налог и обязывают налогоплательщиков платить его на конкретной территории (соответственно субъекта РФ или муниципального образования).
Отменить налог любого уровня может только федеральный законодатель, исключив из Налогового кодекса РФ соответствующую главу. Региональные и местные законодатели могут отменить на своей территории соответственно региональный или местный налог. В этом случае налог не будет взиматься на отдельной территории, но он будет действующим. И регион или муниципальное образование могут ввести его ещё раз.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Законы, вводящие или отменяющие налоги вводятся не ранее 1.01 следующего года.
Вопрос 50: Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Налоговое правонарушение,согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
В НК дан полный перечень налоговых нарушений, например, нарушение сроков постановки на учет, уклонение от постановки на учет, неуплата налога и т.д.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица (с 16 лет). Общие условия привлечения к ответственности:
- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
- ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Налоговое правонарушений может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.
Виды ответственности за налоговое правонарушение:
1. Уголовная ответственность за налоговые преступления, установленная Уголовным кодексом (УК РФ). Предполагает санкции в виде штрафа или лишения свободы. В зависимости от вида и тяжести правонарушения лишение свободы может составлять от 4 месяцев до 3 лет. Налогоплательщик не может быть привлечен к уголовной и налоговой ответственности одновременно. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если налоговое правонарушение совершено в крупном или особо крупном размере в случае уклонения от уплаты налогов, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств и имущества, за счет которых может быть погашена налоговая задолженность.
2. Административная ответственность, по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административная ответственность за налоговые правонарушения предполагает уплату штрафа должностными лицами (нельзя привлекать одновременно к административной и налоговой ответственности). К административной ответственности привлекают за нарушение срока постановки на учет, не предоставление налоговой декларации, нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета, не предоставление сведений для налогового контроля.
3. Ответственность, установленная Налоговым кодексом и нормативными актами по налогам и сборам. К ней относится ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов, ответственность свидетелей, переводчиков, банков. Налоговая ответственность предполагает взыскание налоговой санкции.
Налоговая санкция - это мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции применяются в виде штрафов (за несвоевременную уплату налога предусмотрена пени) В НК РФ установлена ответственность за каждый вид налогового правонарушения. Если налогоплательщик совершил несколько правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются за каждое из них. В НК РФ предусмотрены два вида штрафов: в абсолютных размерах и в процентном отношении. Величина штрафа зависит от вида нарушения и обстоятельств его совершения (умышленно или по неосторожности, в течение одного налогового периода или нескольких)
При наличии хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства налоговая санкция уменьшается в два и более раза. К смягчающим обстоятельствам относятся: давление со стороны 3-го лица, тяжелое материальное положение (для физлиц), стечение тяжелых личных обстоятельств.
При наличии хотя бы одного отягчающего вину обстоятельства налоговая санкция увеличивается в два раза. Отягчающим обстоятельством является рецидив.
Производство по делу о налоговом правонарушении осуществляется в следующем порядке:
1. Руководитель налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки.
2. По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, об отказе в привлечении к налоговой ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
3. На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требования об уплате недоимки по налогу и пени.
Если налогоплательщик отказывается добровольно уплачивать штраф, то его взыскивают через суд. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с налогоплательщиков в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Вопрос 51: Понятие, принципы и этапы налогового планирования
Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налогового бремени. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово - хозяйственной деятельности.
Сущность налогового планирования заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
В зависимости от налогоплательщика налоговое планирование подразделяется на корпоративное (налоговое планирование для предприятий) и личное (налоговое планирование для физических лиц).
В зависимости от целей планирование может быть оперативным, тактическим и стратегическим. Оперативное налоговое планирование связано с текущим внутренним контролем за соблюдением налоговой дисциплины. Тактическое планирование является частью общей системы финансового управления и контроля. Оно связано с планированием контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, прогнозированием налоговых обязательств, налоговых последствий реализации инвестиций и др.
Стратегическое налоговое планирование связано с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса является налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия.
Цель налогового планирования— минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Принципы налогового планирования:
1. платить минимум из положенного;
2. осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
3. использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
4. использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
5. не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
Процесс налогового планирования - это выбор оптимального сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Участниками процесса налогового планирования являются: менеджер (дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения), бухгалтер (проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства), юрист (анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, проверяет соответствие действий предприятия с требованиями налогового законодательства).
Этапы налогового планирования:
1. Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения.
2. Решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений.
3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
4. Формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов.
5. Анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций.
6. Анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.
7. Налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.