Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта при сборе аудиторских доказательств
Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта для получения от него официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее, что руководство экономического субъекта осознает свою ответственность за предоставление точной и полной бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов. Для этого можно включить соответствующие пункты договора на проведение аудита в письмо-обязательство, а также получить заявление, подписанное руководителями экономического субъекта, о том, что они осознают свою ответственность.Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на разных этапах аудита, поэтому аудитор может получать разъяснения от руководства проверяемого субъекта по различным вопросам:
на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его СВК, а также получению оценок аудиторских рисков;
на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;
на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.
Аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту (желательно довести это до руководства официально).
Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме-обязательстве. Если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Это могут быть устные и письменные обращения непосредственно к руководителю или его представителям как для получения информации от них самих, так и для их содействия в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.
При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми, и обязательно убедиться, что его запрос правильно понят.Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственно повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитор должен оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного (желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта).Аудитору следует оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставившие ему разъяснения, поскольку эти разъяснения могут считаться надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица занимают положение, позволяющее им обладать необходимой информациейВ ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетентность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации, - как правило, такие ситуации возникают, когда подтверждению подлежит информация, требующая определенных знаний в технических или иных областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.
Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта, являются определенным источником аудиторских доказательств наряду с другими доступными аудитору источниками, поскольку могут быть получены аудитором применительно практически к любому разделу бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые противоречили бы информации, содержащейся в данных разъяснениях.При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм, сопоставляя их с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.При сомнении в правильности информации аудитор может сопоставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств об информации, содержащейся в разъяснениях руководства проверяемого субъекта, а такая информация, по мнению аудитора, существенна, он может рассматривать такую ситуацию как ограничение объема аудита.В случаях когда разъяснения подготовлены руководством проверяемого экономического субъекта по собственной инициативе, аудитор в дополнение к обычным проверкам компетентности и информированности источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.Иногда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по отдельному вопросу - в этом случае аудитор должен оценить убедительность полученных разъяснений, прежде чем сформулировать свое мнение.Аудитору следует оценить важность разъяснений, полученных им от руководства в устной форме и зафиксированных им в рабочих документах. Если в результате анализа данных сведений аудитор пришел к выводу, что ряд разъяснений, полученных им в устной форме, весьма важен для формирования его мнения, такие разъяснения следует обобщить и представить руководству проверяемого экономического субъекта в виде самостоятельного письма, содержащего точку зрения аудитора по рассмотренным вопросам, и получить письменное подтверждение от руководства экономического субъекта о согласии с данной трактовкой. Если разъяснения, полученные аудитором от руководства, противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяснить причину этих противоречий и в необходимых случаях снизить степень доверия к остальной информации, представленной этим руководством.В письменном виде должны быть представлены все разъяснения в отношении аспектов, признанных аудитором существенными для выражения им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть представлены аудитору в виде:официального письма этого руководства с разъяснениями;письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам и согласие руководства проверяемого экономического субъекта с данной трактовкой;официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и других мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.Копия письма аудитора с запросом руководству проверяемого экономического субъекта (с подтверждением получения) и официальное письмо в адрес аудиторской организации от руководства проверяемого субъекта с разъяснениями и подтверждениями подлежат включению в рабочую документацию аудитора.Информация об устных разъяснениях, полученных аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, должна быть включена в рабочие документы аудитора. Содержание рабочих документов определяется аудитором самостоятельно, тем не менее рабочие документы должны подтверждать использование примененных аудитором процедур и содержать сведения о результатах, полученных как устно, так и письменно.
42 . Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств.
А-ры и АФ имеют право привлекать к участию в аудиторской проверке иных специалистов-экспертов.Эксперт-это специалист, не состоящий в штате данной АФ, обладающий достаточными знаниями, навыками и опытом работы в области, отличной от БУ и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области. Эксперт м/т предоставить свидетельства или заключения по следующим вопросам:- оценка ОС и НМА;- оценка работ, выполненных по долгосрочным контрактам;- оценка ТМЦ;- геологическое определение запасов полезных ископаемых и их хар-ка;- юр. консультации относительно заключенных договоров и действующих законодательных актов и инструкций; Услугами эксперта пользуются для получения объективных данных в какой либо узкой области знания, связ с проведением аудиторской проверки или для разделения ответственности с аудитором за результаты проверки. В качестве экспертов привлекаются как физические, так и юридические лица. Эксперт д/н иметь док/т, подтверждающий наличие у него соответствующей квалификации и специального разрешения гос/ва, подтверждающего право заниматься данным видом деят-ти.Д/р с экспертом м\б заключен либо рук/ом проверяемой организации, либо аудитором. Объем и усл/я выполнения работ д\б опр/ны а/ром, клиентом и экспертом до начала выполнения экспертом р/т и оформлены договором. АЗ не должно содержать ссылок на мнение экспертов по причине возможного неправильно о их толкования. А/р должен внести в свой отчет ограничения, основанные на заключении эксперта, после предварительного обсуждения с клиентом.При проведении аудита аудиторская организация может исп/вать рез/ты работы другой организации. Это относится к случаям, когда АО проводит аудит бухгалтерской отчетности, включающей показатели одного или нескольких подразделений э.с., аудит в отношении которых проводит другая АО. При проведении такого аудита основная АО должна опр/ть, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки ауд/го заключения о БО, в состав которого входят подразделения, а в отношении кот/ых проводит др.аудиторская организация. Основная АО должна сообщить другой АО о своем намерении использовать результаты работы последней при проведении аудита бухгалтерской отчетности э.с. Планируя использовать работу др. АО, осн.АО должна: оценить проф. компетентность др. АО, получить аудиторские док-ва того, что работа, выполняемая др. АО, адекватна целям и задачам аудита, сроки проведения и завершения аудита. Др. АО должна письменно подтвердить оснюАО соблюдение этих требований.Осн. АО должна документировать использование работы др.АО посредством составления раб. док-в.Важное значение при проведение аудита имеют изучение работы внут. а. , оценка его влияния на V и процедуры внешнего аудита, использование рез-в его работы. Эф-ть внут. а. может оказаться важным фактором при оценке АО риска и системы внут контроля, позволить сократить объем процедур, которые предстоит выполнить АО.
Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской фирмы специалист, имеющий достаточные знания, опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области. В качестве эксперта аудиторские фирмы могут использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом, а также могут привлекаться физические лица. При проведении аудита, аудиторские фирмы могут использовать работу оценщика, инженера, геолога, страховщика или другого эксперта. Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская фирма исходя из характера и сложности работы, обстоятельств, подлежащих исследованию, уровню их существенности, а также их целесообразности, надежности и возможности иных аудиторских процедур, применительно к этим обстоятельствам. Эксперт должен иметь: 1. Соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия и т.д.). 2. Соответствующий опыт и репутацию в области, заключения в которой предполагает получить аудиторская фирма, как правило, подтверждается соответствующими отзывами, справками, рекомендациями, публикациями.
Эксперт должен быть объективным.
Аудиторская фирма не должна использовать работу эксперта при проведении аудита, если: а) эксперт – физическое лицо, являющееся основным или преобладающим учредителем или руководителем проверяемого предприятия, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве и свойстве, либо иным должностным лицом или штатным сотрудником проверяемого объекта. б) эксперт – юридическое лицо, являющееся основателем, преобладающим учредителем (участником), кредитором, страховщиком проверяемого объекта либо экономический субъект, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, является основателем или преобладающим учредителем, участником, экспертом юридического лица. Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудит. Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская фирма рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита, аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторская фирма использует работу эксперта на основе договора возмездного оказания услуг. Он заключается между экономическим субъектом, в отношении которого проводится аудит, и экспертом или между экспертом и аудиторской фирмой.
Договор должен предусматривать: 1. Цель и объем работы эксперта. 2. Описание конкретных вопросов, в отношении которых аудиторская фирма ожидает получить заключение эксперта. 3. Описание взаимоотношений эксперта с проверяемым предприятием. 4. Конфиденциальность информации проверяемого предприятия. 5. Сведения об изучаемой проблеме. 6. Форму и содержание заключения эксперта. Оформление результатов работы эксперта.
Эксперт представляет результаты работы в виде отчета (расчета) в письменной форме. Заключение должно быть достаточно полным и подробным. Это связано с тем, чтобы другой аудитор (эксперт), ознакомившись с заключением, мог получить представление о проведенной работе.
Заключение эксперта должно состоять из трех частей: 1. Вводная часть. 2. Исследовательская часть. 3. Выводы. Заключение должно содержать следующие реквизиты: наименование документа;дата;личная подпись эксперта;
печать (для юридического лица).Использование результатов работы эксперта.
Результаты работы эксперта подлежат рассмотрению аудиторской фирмой в отношении: 1) информации, на которой основывается заключение эксперта; 2) предположений и методов, используемых экспертом при подготовке своего заключения; 3) общих результатов проведения аудита.Заключение эксперта подлежит включению в рабочую документацию аудиторской фирмы.