Формирование заключительной бухгалтерской отчетности
Составление заключительной бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий регламентируется «Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», утвержденными приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н. Заключительную бухгалтерскую отчетность формируют не все предприятия, проходящие реорганизацию. Необходимость составления этой отчетности зависит от формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение). При реорганизации в форме выделения заключительный бухгалтерский баланс не составляется ни одним из лиц, участвующих в этом процессе (пункт 33 методических указаний).
В соответствии с пунктом 15 методических указаний заключительный бухгалтерский баланс обязаны составлять все участники процесса реорганизации в форме слияния. При присоединении заключительная бухгалтерская отчетность составляется присоединяющимися предприятиями (пункт 20 методических указаний), а при разделении - организациями, прекращающими свое существование (пункт 27 методических указаний). При формировании показателей в форме заключительной бухгалтерской отчетности должен быть реализован принцип сопоставимости показателей имущества и обязательств, права и обязанности по которым передаются в процессе реорганизации.
Состав и объем процедур, которые должны быть выполнены при формировании заключительной отчетности при реорганизации компаний, зависят от выбранного компетентным органом (учредителями организации, органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, государственным органом, судом) варианта оценки имущества и обязательств. До формирования разделительного баланса или передаточного акта следует:
1) провести сплошную инвентаризацию имущества и обязательств;
2) отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;
3) провести инвентаризацию документов, подтверждающих права на отдельные объекты имущества.
Как правило, в процессе реорганизации финансово-хозяйственная деятельность реорганизуемых предприятий не приостанавливается. Все текущие операции и операции в связи с реорганизацией, проводимые реорганизуемыми лицами в период между датой утверждения разделительного баланса или передаточного акта, отражаются в их бухгалтерском учете. За период между составлением разделительного баланса или передаточного акта и формированием заключительной бухгалтерской отчетности необходимо:
1) начислить амортизацию по основным средствам, доходным вложениям, нематериальным активам, отнести расходы будущих периодов на счета учета затрат за месяц, в котором будет совершена реорганизация;
2) оценить остатки незавершенного производства на дату реорганизации (процедура может быть осуществлена путем снятия остатков на каждый день с момента подачи документов на государственную регистрацию);
3) оценить товарный выпуск, готовую продукцию, отгруженную продукцию и реализованную продукцию с учетом операций за период между последним днем месяца, предшествующего месяцу, в котором произошла реорганизация, и датой реорганизации;
4) начислить заработную плату рабочим и служащим предприятия за период между последним днем месяца, предшествующего месяцу, в котором произошла реорганизация, и отразить эту информацию в бухгалтерском учете;
5) начислить обязательства по единому социальному налогу, базой для расчета которого является начисленная заработная плата рабочим и служащим предприятия за период между последним днем месяца, предшествующего месяцу, в котором произошла реорганизация, и отразить в бухгалтерском учете;
6) провести переоценку обязательств перед поставщиками и подрядчиками с учетом процентов по коммерческому кредиту, скидок, особенностей оценки обязательств в иностранной валюте или условных денежных единицах, штрафных санкций за невыполнение обязательств;
7) провести переоценку обязательств покупателей и заказчиков с учетом процентов по коммерческому кредиту, скидок, особенностей оценки обязательств в иностранной валюте или условных денежных единицах, штрафных санкций за невыполнение обязательств;
8) провести переоценку обязательств по полученным кредитам и займам с учетом процентов, начисленных на дату реорганизации;
9) провести сверку расчетов с бюджетом по налогам на отчетную дату, предшествующую дате реорганизации;
10) определить обязательства перед бюджетом по налогам между отчетной датой, предшествующей реорганизации, и датой реорганизации;
11) начислить обязательства перед бюджетом по налогам между отчетной датой, предшествующей реорганизации, и собственно датой реорганизации, отразить их в балансе.
Законодательство подчеркивает необходимость формирования заключительной отчетности прекращающихся организаций (присоединяемых, разделяемых, преобразуемых) и реформации их балансов. Иными словами, в данном случае должны быть выполнены такие же процедуры бухгалтерского учета, как при завершении финансового года: закрыты счета доходов и расходов, сформированы нераспределенная прибыль (с учетом изменений в собственном капитале, связанных с увеличением добавочного капитала и подробно рассмотренных в Указаниях) и входящие остатки для нового отчетного периода. С даты реорганизации организация формирует новую отчетность, поэтому, например, при реорганизации в форме преобразования у организации будут две отчетности за один календарный год - до даты реорганизации и после нее. Налоговое законодательство не содержит такого условия, налоговые декларации (например, по налогу на прибыль) продолжают формироваться нарастающим итогом, и это часто становится причиной ошибки, делающей недействительной именно бухгалтерскую отчетность реорганизуемого юридического лица.
Заключительный баланс составляется на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России.
Только в разделительный баланс дополнительно включают данные ранее действующей фирмы и всех новых организаций.
Реорганизуемые фирмы обязаны составить заключительную бухгалтерскую отчетность. В нее входят те же формы, что и в годовую: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, приложите к ней аудиторское заключение.
Если фирма реорганизуется в форме слияния, разделения или преобразования, сформируйте заключительную бухгалтерскую отчетность по состоянию на тот день, который предшествует дате внесения записи о новых организациях в Единый госреестр.
Перед составлением отчетности в бухучете реорганизуемой фирмы закрывают счет 99 "Прибыли и убытки":
Дебет 99 (84) Кредит 84 (99)