Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля
Лекция № 1. Теоретические основы налогообложения
Цели и задачи:
Цель изученияданной темы - получение общетеоретических знаний о налогах и сборах, их сущности, признаки, элементы, методы взимания и функции. Рассмотреть виды налогов и сборов, взимаемых в РФ и способы их классификации.
Тема № 1.Налоги и сборы: их сущность, признаки, элементы, методы взимания и функции.
Налоговая система - сложное многоэлементное экономико-правовое системное образование, включающее:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это принципы, указанные в рис. 1.
Рис. 1. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации
Рассмотрим сущность этих и других принципов более подробно.
· Налоги устанавливаются законами, то есть налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации, как в статьях 13, 14, 15, и, кроме того, должны быть определены различные элементы налога.
· Согласно этому принципу всеобщего налогообложения каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений посредством уплаты налогов и сборов должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов.
· Принцип равного налогообложения предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
· По принципу справедливости каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
· Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование, то есть при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:
- государственного бюджета;
- развития экономики;
- налогоплательщика.
· При принципе удобного налогообложения каждый налогоплательщик независимо от его образования должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. С одной стороны этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.
Необходимо отметить, что по условиям НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
Понятие налога дано в статье 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Для исследования сущности налога рассмотрим его основные признаки и функции. К основным признакам можно отнести позиции, изложенные в рис. 2.
Рис. 2. Основные признаки налога.
Обязательность. Прежде всего, обязанность каждого уплачивать налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции РФ. Это основной отличительный признак налогов, что означает установление налога государством на законодательной основе и происходит в одностороннем порядке без учета мнения и желания налогоплательщика.
Безвозвратность и безвозмездность. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком государству, не будет возвращена ему обратно в виде денежных средств. В соответствии с действующим законодательством, сумма налога, уплаченная налогоплательщиком, передается в собственность государству, и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов. Таким образом, выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий.
Денежный характер. Взимание налога происходит посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Не допускается отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности. Так же, не допускается уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам.
Публичность.Поскольку налоги являются источником выполнения государственных программ, их поступления являются доступными для информации. Бюджет Российской Федерации публикуется в официальных СМИ, в том числе и его доходная часть. В современных условиях государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки. Все источники финансирования государства можно разделить на налоговые и не налоговые. На первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Следовательно, можно сделать вывод, что налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый налогоплательщиками в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения государственных программ.
Наряду с понятием налога используется понятие сбора, пошлины. Правовая характеристика и сущность налогов и сборов различны между собой. Статья 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор». Согласно букве закона сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Анализируя понятия «налог» и «сбор» можно определить общие и отличительные признаки, которые указаны в табл.1.