Формы, виды и системы оплаты труда

Основными целями и задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организаций, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты груда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами [7, c.16].

Современное общество имеет значительный дисбаланс основных составляющих. Главной диспропорцией развития является то, что одновременно с демократизацией общества не состоялась демократизация экономики. Напротив, процессы происходят в противоположных направлениях.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Государственное регулирование ϶кономики - ϶то одна из форм государственного воздействия на ϶кономику, основанный на законодательстве и реализуется способом установления и применения государственными органами правил, направленных на корректировку ϶кономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций в случае их нарушения. Государство определяет ϶кономическую политику по следующим основным направлениям: структурно-отраслевая политика, инвестиционная, амортизационная политика, политика институциональных преобразований, ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика, внешне϶кономическая политика Основной целью внедрения налоговой политики на государственном уровне является формирование доходной части государственного бюджета при одновременном сохранении надлежащего уровня стимулирования развития ϶кономики. По официальным данным налоговой службы, ежегодно субъектами хозяйствования - представителями крупного бизнеса уплачивается до 67 \% от всех налогов и сборов, поступающих в Государственный бюджет.Таким образом, можно утверждать, что крупные налогоплательщики фактически обеспечивают финансовый аспект выполнения государством своих функций - фискальной, бюджетообразующей, регулирующей, социальной, ϶кономической, оборонной и других. Кроме того, они выступают представителями нашей страны на европейском и международном рынках, формируя ее конкурентоспособность, имидж и авторитет среди других государств. Понимая стратегическу ю важность и роль крупных налогоплательщиков для государственной регуляторной политики, особенно актуальным на сегодняшний момент является, во-первых, изучение теоретических основ сущности крупных налогоплательщиков и присущих им особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности.Во-вторых, создание и закрепление методик организации работы по налоговому сопровождению бизнеса таких субъектов хозяйствования, с целью их ϶ффективного обслуживания и администрирования уплачиваемых им налогов и платежей, а также установления контролирующими органами партнерских отношений с ними, что является основными задачами и требованиями Налогового кодекса. В-третьих, минимизация контролирующими органами практики уклонения от налогообложения крупными предприятиями повлечет улучшение инвестиционного климата ϶кономики. В-четвертых,, заключив с Европейским Союзом Соглашение о партнерстве и с отрудничестве обязалась осуществлять соответствующие шаги для подготовки к интеграции с другими государствами - членами европейского пространства.Важным ϶лементом такой интеграции и обязательным условием вступления в вышеупомянутого союза является гармонизация их правовых стандартов, в том числе в сфере налогообложения. В контексте вышесказанного, развитие системы отечественного налогового сопровождения крупных налогоплательщиков и его приближение к стандартам Европейского Союза необходимо процессом, .

Формы оплаты труда определяются ст. 131 Трудового кодекса РФ. Основными видами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная.

В многочисленных стратегиях и программах социально - экономического развития России доминирует техногенный подход. Основные усилия направляются на поддержание прежде высокоиндустриализуемого технологического уклада. Такое направление не способствует преодолению широкого спектра явлений кризисного характера, обусловленных нерациональным использованием ресурсов, ориентацией исключительно на текущее потребление. В этом контексте сфере услуг отводятся важные функции по обеспечению постиндустриальных трансформаций экономики и формирование надлежащих условий жизнедеятельности населения. Сказанное определяет актуальность исследования проблем функционирования сферы услуг и создание эффективной системы управления этим сектором экономики.

Повременная - форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время. Различают два основных вида повременной оплаты труда - простую повременную и повременно-премиальную. В первом случае размер оплаты труда зависит от двух факторов - часовой тарифной ставки и количества отработанного времени. При повременно-премиальной оплате труда устанавливается процентная надбавка к заработной плате [24, c.52-58].

Сдельная - форма оплаты труда, при которой заработная плата определяется исходя из установленного размера оплаты за каждую единицу продуктов труда и количества произведенной продукции, объемов выполненных работ и оказанных услуг.

Различают несколько видов сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, оплата труда по конечному результату.

При прямой сдельной форме заработная плата определяется расценками и объемами продуктов труда.

При сдельно-прогрессивной форме заработная плата складывается из суммы, начисленной по сдельным расценкам, и премии за выполнение соответствующих условий и показателей.

При сдельно-премиальной форме размер заработной платы зависит не только от объемов выработки и сдельных расценок, но и от премии, которая устанавливается положением о премировании. Размер премии определяется, как правило, в процентах к заработной плате.

При косвенно-сдельной форме размер заработной платы ставится в зависимость от результатов труда обслуживаемых рабочих. Величина оплаты груда по конечным результатам устанавливается не за каждую единицу продукции, работ, услуг, а за весь комплекс работ.

Размер оплаты труда по конечному результату определяется, как правило, в процентах от установленного показателя финансово-хозяйственной деятельности (например, от суммы выручки от продажи, прибыли, иных оснований).

Оплата труда в особых условиях производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате [31, 81-86].

Аккордная оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Наши рекомендации