ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ
Что отнести к основным средствам
Основные средства – это имущество, которое используется в организации в качестве средств труда более одного года (например, здания, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная техника, транспортные средства).
Таким образом, если срок службы (срок полезного использования) предмета превышает один год, вы должны учесть его в составе основных средств.
Если срок службы предмета менее одного года, то вы должны учесть его на счете 10 «Материалы» и списать на затраты производства или расходы на продажу после передачи в производство (эксплуатацию).
В бухгалтерском учете основные средства стоимостью не более 40 000 рублей можно учитывать в составе материально-производственных запасов. С 1 января 2011 года такой лимит в налоговом учете также составляет 40 000 рублей.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект:
· отдельный предмет (например, сейф);
· единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на едином фундаменте и имеют общее управление (например, компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
На объекты основных средств вы должны начислять амортизацию.
Приобретение и введение в эксплуатацию основных средств
Если ваша организация приобрела основные средства, то вы должны учесть их на балансе по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость – это сумма фактических затрат на приобретение объекта основных средств.
Оприходование объекта основных средств отразите по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (75-1, 76, 98-2, ...)
– оприходован объект основных средств.
После того как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, сделайте проводку по дебету счета 01:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– введен в эксплуатацию объект основных средств.
Покупка основных средств
Если ваша организация приобрела основные средства за плату (по договору купли-продажи или поставки), их первоначальную стоимость определите как сумму всех затрат, связанных с этой покупкой.
Такими затратами, например, могут быть:
· суммы, уплаченные продавцу в соответствии с договором;
· суммы, уплаченные за доставку и монтаж;
· суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением этого объекта основных средств;
· таможенные пошлины и сборы;
· невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
· проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения объекта основных средств, если он является инвестиционным активом;
· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.
Затраты по приобретению основных средств сначала вы должны учесть по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (без налога на добавленную стоимость):
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76, ...)
– учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (без НДС);
затем на основании счетов-фактур отразить сумму налога на добавленную стоимость:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76, ...)
– учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств.
После того как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, сделайте проводку по дебету счета 01:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– введен в эксплуатацию объект основных средств.
Затем отразите вычет по налогу на добавленную стоимость:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– произведен налоговый вычет.
Бывают ситуации, когда объект недвижимости нуждается в госрегистрации, но уже эксплуатируется.
До 2011 года такие объекты можно было учитывать двумя способами: на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или на отдельном субсчете, открытом к счету 01 «Основные средства».
Начиная с 2011 года временно эксплуатируемые объекты недвижимости следует учитывать в составе основных средств (с выделением на отдельном субсчете). Факт подачи документов на госрегистрацию не имеет значения (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом от 13 октября 2003 г. № 91н).
Амортизацию по таким основным средствам нужно начислять в обычном порядке: с 1-го числа месяца следующего за месяцем принятия объекта недвижимости к учету (письмо ФНС РФ от 29 августа 2011 г. № ЗН-4-11/13999@). Факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности для начисления амортизации значения не имеет.
Пример
ЗАО«Актив» приобрело по договору купли-продажи здание склада. Согласно договору, стоимость склада – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). За госрегистрацию здания было заплачено 15 000 руб.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 1 180 000 руб. – оплачен счет продавца;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 1 000 000 руб. – оприходовано здание на балансе организации (без НДС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 000 руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства, которые подлежат госрегистрации» КРЕДИТ 08
– 1 000 000 руб. – здание учтено на отдельном субсчете;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 000 руб. – произведен налоговый вычет.
После того как здание будет готово к вводу в эксплуатацию, бухгалтер «Актива» должен сделать проводки: