Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса
Организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Особое место занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ. С января 2013 года действует переходный период в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, система нормативного регулирования бухгалтерского учета будет включать в себя федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Для субъектов малого предпринимательства - упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. До их утверждения предписывается применять правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установленные в настоящее время ПБУ и МСФО (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, при разработке и внесении изменений в учетную политику на 2013 год следует руководствоваться как Законом № 402-ФЗ, так и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.08 г. № 106н. Основные принципы учетной политики закреплены в ст. 8 Закона № 402-ФЗ, а конкретный порядок ее формирования - в ПБУ 1/2008.
Статьей 7 Федерального Закона № 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующей документации организуются руководителем, который обязан возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо ведение бухгалтерского учета либо заключить договор об оказании услуг по его ведению.
Начиная с 2013 года, руководители организаций именно малого и среднего бизнеса смогут вести бухгалтерский учет самостоятельно. Если учет ведет руководитель, то он и составляет учетную политику и является ответственным за ее исполнение. В соответствии с этим, в положении по учетной политике необходимо установить, кем осуществляется бухгалтерский учет:
1. Бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;
2. Аудитором или аудиторской фирмой, на договорных началах централизованной организацией или бухгалтером-специалистом (применительно к субъектам малого предпринимательства);
3. Штатным бухгалтером или руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства).
Объектами бухгалтерского учета и отчетности являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы и расходы, иные объекты, установленные федеральными стандартами.
Исходя из своих видов деятельности, каждая организация должна разработать и утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в данной конкретной организации. Рабочий план счетов закрепляется отдельным приложением к положению по учетной политике. Большинство организаций для создания рабочего плана счетов опирается на действующий План счетов, рекомендованный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
В настоящее время организации в основном ведут бухгалтерский учет с помощью того или иного программного продукта, поэтому план счетов с расшифровкой по аналитическим счетам можно легко получить, распечатав его из программы.
С 2013 года первичные учетные документы могут составляться как на бумажных носителях, так и в виде электронных документов с электронной подписью. Какой вариант планируется использовать, следует отразить в положении по учетной политике. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Ранее при использовании унифицированных форм достаточно было привести их перечень, а также нормативные акты, которыми они утверждены. Теперь придется утверждать все используемые формы первичных документов.
По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
В отношении промежуточной отчетности исключены наименования «месячная» и «квартальная», поскольку в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно (п. 4 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).
К ведению бухгалтерского учета на малых предприятиях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования. Главные из них:
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте РФ - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.