Учет восстановления основных средств (ремонт, модернизация, реконструкция).
К реконструкции относится переустройство существующих цехов, без расширения имеющихся зданий, связанных с совершенствованием производства. Работы по реконструкции приводят к изменению сущности объекта, которое проявляется в повышении срока полезного использования (СПИ), мощности или качестве применения.
Модернизацией машин и оборудования является производство таких работа, в результате которых у объекта ОС появятся новые качественные и количественные характеристики, а также параметры, приводящие к увеличению СПИ.
Оборудование, требующее монтажа (оборудование к установке) – это оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
Оборудование к установке учитывается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по первоначальной стоимости (стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации), в зависимости от канала поступления.
А) Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц:
Д 07 К 60 – сумма фактический затрат (минус НДС)
Д 19 К 60 -отражен НДС
(на счете 07 формируется сумма фактических затрат без НДС, НДС учитывается на счете 19).
Б) Оборудование, внесенное учредителями в счет их вкладов в уставный капитал организации (погашение дебиторской задолженности учредителей):
Д 07 К 75 - согласованная между учредителями стоимость (если стоимость выше 20 000 рублей, то требуется оценка независимого эксперта, Д 19 К 83, 91).
В) оборудование, принятое безвозмездно (договор дарения):
Д 07 К 98.2 – рыночная стоимость (необходимо уплатить налог на прибыль 20%, затем ежемесячно на сумму начисленной амортизации Д98.2 К91.1).
Передача оборудования в монтаж: Д 08 К 07
При этом, подрядчик учитывает завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа», а сданное в монтаж оборудование списывает с этого счета.
Монтаж – это прикрепление оборудования к несущим конструкциям здания и сооружения.
Д 08 К 60, 70, 69, 10, 02 и др.
Д 19 К 60 – отразили НДС;
Д 01 К 08 – переданы в эксплуатацию объекты ОС.
В соответствии с гражданским кодексом (ГК) выделяют 2 типа улучшений:
- отделимые (всегда признаются собственностью арендатора и по окончании работ формируют стоимость объекта ОС)
Д 08 К 60, 75, 98.2, 10, 70, 69, 02
Д 19 К 60 – отражен НДС;
Д 01 К 08 – ввод в эксплуатацию объекты ОС (акт-ОС1);
- неотделимые (невозможно отделить от самого объекта аренды и являются собственностью арендодателя)
Д 08 К 60, 75, 98.2, 10, 70, 69, 02
Закрытие счета 08:
Д 76 К 08 – затраты списаны на расчеты с арендодателем.
А) если арендодатель оплачивает:
Д 51 К 76 – поступила оплата за объекты;
Б) если арендодатель не оплачивает:
Д 91.2 К 76 - списываем затраты на улучшения в расход
(в налоговый учет эта сумма не пойдет, но разрешено амортизировать при следующих условиях:
- улучшения произведены с согласия арендодателя;
- арендодатель не возмещает наши расходы.
Для амортизации определяем СПИ по классификатору. Срок договора аренды не влияет на сумму амортизации.)
Ремонт ОС может осуществляться как хозяйственным способом, так и подрядным.
Существуют следующие 4 способа учета затрат на проведение ремонта.
1) Затраты на ремонт собираются на счетах 20, 25, 26, 29, 44 в зависимости от типа объекта, который ремонтировался:
Д 20 К 60, 10, 70, 69, 02, и т.д. – ремонт объекта, являющегося объектом ОС
Д 19 К 60 – отражен НДС
Д 25 К 60, 10, 70, 69, 02, и т.д. – ремонт объекта обслуживающего назначения
Д 19 К 60 – отражен НДС
Д 26 К 60, 10, 70, 69, 02, и т.д. – ремонт объекта административного назначения
Д 19 К 60 – отражен НДС
Д 29 К 60, 10, 70, 69, 02, и т.д. - ремонт объекта социального назначения
Д 19 К 60 – отражен НДС
Д 44 К 60, 10, 70, 69, 02, и т.д.– ремонт объекта торгового назначения (магазин)
Д 19 К 60 – отражен НДС
2) Если в организации существует вспомогательное подразделение по ремонту, то изначально затраты собираются на счете 23«Вспомогательные производства»:
Д 23субсчет, например СМР - К 10, 70, 69, 02, 60
В конце месяца счет 23 распределяется в зависимости от базы распределения (в зависимости от источника, что мы ремонтируем):
Д 20, 25, 26, 29, 44 - К 23субсчет
Д 08- К 23 – если идет не ремонт, а строительство.
3) для равномерного включения расходов на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг), организация может использовать счет 97 «Расходы будущих периодов»:
Д 97 - К 10, 70, 69, 02 60 – ремонтные затраты отнесены на расходы будущих периодов
Д 19 - К 60 – отражен НДС
Счет 97 закрывается каждый месяц или в сроки, установленные на основании профессионального суждения бухгалтера:
Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 - К 97 – расходы будущих периодов списаны на запланированный ремонт.
Счет 97 «не любят» в бухгалтерии, т.к. его нет в налоговом учете.
4) для равномерного включения расходов на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг), организация может создавать резерв предстоящих расходов, используя счет 96 «Резервы предстоящих расходов»:
Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 - К 96 - создан резерв предстоящих расходов на ремонт
Проводка делается равномерно, сумма определяется исходя из сметы и даты начала ремонта (до начала ремонта резерв должен быть сформирован):
Д 96 - К 10, 70, 69, 02, 60 – списаны расходы на запланированный ремонт
Д 19 - К 60 – отражен НДС
Если сумма фактических затрат (все, что по кредиту) превышает начальное предположение, то на сумму разницы делается проводка:
Д 20, 23, 25, 44, 97 - К 10, 70, 69, 02, 60.
Счет 96 на конец года сальдо не имеет и в конце года закрывается:
- если ремонт закончен в текущем отчетном году, то
Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К96 красное сторно;
- если ремонт закончен в следующем отчетном году, то
Д 96 К 91.1.