Тема 3. Учет основных средств
Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев; стоимостью более 20 тысяч рублей; способная приносить организации экономические выгоды (доход); при этом организацией не предполагается последующая перепродажа данных объектов.
На ЗАО «Ксенон» применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по видам, принадлежности, использованию.
По видам основные средства организации подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, земельные участки и др. Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении, полученные в безвозмездное пользование или в доверительное управление, и арендованные, а по использованию — на находящиеся в эксплуатации, в запасе, в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации и на консервации.
Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, в аренде, консервации, доверительном управлении. К счету 01 могут открываться 8 субсчетов.
Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».
Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Оценка основных средств осуществляется по их первоначальной, остаточной и восстановительной стоимостям.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.
Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Восстановительная стоимость насчитывается в процессе переоценки. На ЗАО «Ксенон» переоценка основных средств проводилась уже 5 раз.
Учет основных средств на ЗАО «Ксенон» ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.
Инвентарный объект как единица учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы.
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф.№ОС-6) применяется для пообъектного учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств (Приложение 11).
Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1), применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов: поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже, передаче и др. (Приложение 12). Для приема-передачи группы объектов основных средств оформляется соответствующий акт (ф. № ОС-1б) (Приложение 13).
Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств.
Первичная документация является унифицированной, за исключением тех документов, которые не входят в альбом унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Начисление амортизации объектов основных средств производится на ЗАО «Ксенон» линейным способом — исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта.
Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
В соответствии с учетной политикой предприятия расходы на ремонт основных средств учитываются в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они были произведены в размере фактических затрат.
Достоверность данных текущего бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам обеспечивается проведением инвентаризации. Проведение инвентаризации объектов основных средств обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года);
- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других.
Инвентаризация основных средств на ЗАО «Ксенон» проводится один раз в три года. При этом составляют инвентаризационную опись (Приложение 14).