Задачи (практические занятия)
Задача 46. Для решения задачи необходимо выполнить следующее:
1. Составить бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками ТД «Пралеска» по приведенным хозяйственным операциям за март 200_ г.
2. Определить суммы оборотов и сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Объяснить экономическую сущность данных показателей и их назначение.
Исходные данные
На 1 марта 200_ г. остаток кредиторской задолженности поставщику ОАО «Ипуть» составил 6714200 р., в том числе НДС по ставке 20%.
Были проведены следующие хозяйственные операции:
Операция 1. По товарно-транспортной накладной № 059637 от 7 марта 200_ г. РУП «Меркурий» поступили товары. В товарно-транспортной накладной значится следующее:
· стоимость товаров по отпускным ценам без НДС – 7426000 р.;
· НДС по ставке 20% (сумму определить);
· стоимость возвратной тары – 50000 р.
Операция 2. По товарно-транспортной накладной № 103619 от 20 марта 200_ г. ОАО «Гомельобои» поступили обои для дальнейшей реализации населению. В товарно-транспортной накладной значится следующее:
· стоимость товаров по отпускным ценам без НДС – 5420000 р.;
· НДС по ставке 20% (сумму определить).
При приемке товаров выявлен один рулон обоев в разорванной упаковке, непригодный к реализации, стоимостью 50000 р. по отпускным ценам без НДС. По заключению комиссии виновником брака определен поставщик.
Примечание. Расчеты за товары с ОАО «Гомельобои» производятся платежными поручениями.
Операция 3. За период с 1 по 31 марта от разных поставщиков поступили товары. По товарно-транспортной накладной поставщиков значится следующее:
· стоимость товаров по отпускным ценам без НДС – 34920000 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Операция 4. Произведены платежи поставщикам за полученные товары. Исходные данные указаны в задаче 44.
Задача 47. Для решения задачи необходимо выполнить следующее:
1. Составить авансовый отчет, осуществить его проверку и бухгалтерскую обработку.
2. Составить бухгалтерские проводки по учету расчетов с подотчетными лицами.
3. Определить суммы оборотов и сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», объяснить их экономическую сущность и назначение.
Исходные данные
Сальдо на 1 марта 200_ г. по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – 16000 р. (дебиторская задолженность подотчетного лица С. Д. Иваненко).
За март 200_ г. произведена нижеуказанная хозяйственная операция в ТД «Пралеска».
Представлен авансовый отчет № 12 от 16 марта 200_ г. главного бухгалтера Р. М. Коваленко, получившей аванс на командировочные расходы по расходному кассовому ордеру № 31 от 6 марта 200_ г. для поездки в г. Гродно на семинар по повышению квалификации (см. задачу 42).
В командировочном удостоверении имеются следующие отметки:
· выбыла из г. Гомеля 6 марта 200_ г.;
· прибыла в г. Гродно 7 марта 200_ г.;
· выбыла из г. Гродно 13 марта 200_ г.;
· прибыла в г. Гомель 14 марта 200_ г.
К авансовому отчету приложены следующие документы:
· железнодорожный билет Гомель – Гродно от 6 марта 200_ г. стоимостью 41300 р., в том числе НДС по ставке 20 %;
· железнодорожный билет Гродно – Гомель от 13 марта 200_ г. стоимостью 44840 р., в том числе НДС по ставке 20 %;
· счет гостиницы на сумму 106200 р., в том числе НДС по ставке 20 %.
Норма суточных по Республике Беларусь на дату составления авансового отчета установлена в соответствии с действующим законодательством.
Примечание. Информация о кассовых операциях по расчетам с подотчетными лицами указана в задаче 42.
Задача 48. Для решения задачи необходимо выполнить следующее:
1. Составить бухгалтерские проводки по учету расчетов по налогам и сборам.
2. Определить суммы оборотов и сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», объяснить их экономическую сущность и назначение.
Исходные данные
На 1 января 200_ г. имеется сальдо по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в сумме 7675000 р., в том числе:
· подоходный налог – 980000 р.;
· экологический налог – 45000 р.;
· налог на добавленную стоимость (НДС) – 3560000 р.;
· налог на прибыль – 650000 р.
За январь 200_ г. произведены следующие хозяйственные операции:
Операция 1. По платежным поручениям № 53–58 от 20 января 200_ г. перечислены в бюджет налоги в счет погашения кредиторской задолженности по вышеуказанным налогам в сумме 7675000 р.
Операция 2. Произведены удержания подоходного налога из заработной платы, начисленной за январь работникам торговой организации, в сумме 860200 р.
Операция 3. Начислен экологический налог на сумму 38000 р.
Операция 4. Начислен НДС с выручки от реализации товаров на сумму 8540000 р.
Операция 5. Принят к зачету НДС по приобретенным товарам, работам, услугам в сумме 3980000 р.
Операция 6. Начислен налог на недвижимость в сумме 186000 р.
Операция 7. Начислен налог на прибыль в сумме 285000 р.
Задача 49. Для решения задачи необходимо составить бухгалтерские проводки по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами за март 200_ г.
Исходные данные
ТД «Пралеска» были проведены следующие хозяйственные операции:
Операция 1. Начислены страховые платежи СООО «Белкоопстрах» по страхованию имущества за март 200_ г. на сумму 68000 р.
Операция 2. Удержаны страховые взносы из заработной платы работников организации согласно договору по личному страхованию физических лиц на сумму 186000 р.
Операция 3. Начислено РУП «Облтелеком» за оказанные услуги связи:
· по тарифу без НДС – 193000 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Операция 4. Начислено КУП «Гомельводоканал» за оказанные услуги водоснабжения:
· по тарифу без НДС – 45000 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Операция 5. Начислено РУП «Энергонадзор» за потребленную электроэнергию:
· по тарифу без НДС – 128600 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Операция 6. Начислено автотранспортной организации за доставку товаров:
· по тарифу без НДС – 450000 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Операция 7. Начислено за аренду торговых помещений:
· по тарифу без НДС – 560000 р.;
· НДС по ставке 20 % (сумму определить).
Задачи (самостоятельная работа)
Задача 50. Составить бухгалтерские проводки по учету расчетных операций.
Исходные данные
Были проведены следующие хозяйственные операции:
Операция 1. Выдан из кассы аванс работнику торговой организации П. С. Бондаренко для приобретения канцелярских принадлежностей в сумме 35000 р.
Операция 2. Представлен авансовый отчет П. С. Бондаренко о произведенных расходах на сумму 33040 р., включая НДС по ставке 20 %.
Операция 3. Возвращен в кассу остаток неиспользованного полученного ранее аванса П. С. Бондаренко (см. операцию 1; сумму определить).
Операция 4. Уставом торговой организации определены квоты учредителям и начислен уставный фонд на сумму 350900 р.
Операция 5. В счет погашения задолженности оприходованы от учредителей:
· денежные средства, поступившие на расчетный счет организации, – 229480000 р.;
· денежные средства, внесенные в кассу, – 28600000 р.;
· компьютер на сумму 1800000 р.;
· инвентарь и хозяйственные принадлежности стоимостью до 30 базовых величин за единицу на сумму 5620000 р.;
· холодильное оборудование для торговой организации на сумму 85400000 р.
Операция 6. Получен краткосрочный кредит в банке для приобретения товарно-материальных ценностей на сумму 35000000 р.
Операция 7. Начислены проценты за полученный ранее краткосрочный кредит торговой организации в сумме 115000 р.
Операция 8. Перечислено банку в счет погашения задолженности по полученному ранее кредиту 3600000 р.
Тест
Вопросы для самоподготовки
1. В чем заключаются экономическая сущность и назначение банковских переводов?
2. Каковы принципы осуществления безналичных расчетов?
3. Какие используются формы расчетов и способы платежей в платежном обороте субъектов хозяйствования?
4. Какие факторы учитываются при выборе формы расчетов и способов платежей?
5. Что означает акцепт счетов к оплате?
6. Когда и как производится списание денежных средств со счетов в банке в безакцептном порядке?
7. В каких случаях предъявляется претензия поставщикам? Как рассчитывается ее сумма?
8. Как определяется сумма к оплате поставщику за поставленные товарно-материальные ценности?
9. Что понимается под расчетно-платежной дисциплиной? Как она влияет на доходы субъекта хозяйствования?
10. На каком счете ведется учет расчетов с поставщиками? Дайте ему характеристику.
11. Как ведется учет расчетов с покупателями?
11. Кого считают подотчетным лицом? В каких случаях у организации возникают расчетные взаимоотношения с подотчетными лицами?
12. Каков порядок выдачи наличных средств под отчет?
13. В какие сроки и как отчитываются подотчетные лица? Какие требования предъявляются к составлению авансовых отчетов?
14. Каковы особенности расчетов с подотчетными лицами по зарубежным командировкам?
15. Каким образом производится контроль за правильностью расходования подотчетных сумм?
16. Как отражаются в учете расчетные операции с подотчетными лицами?
17. В чем заключается экономическая сущность налогообложения в Республике Беларусь?
18. Какие функции выполняет налоговая система в Республике Беларусь?
19. Какие налоговые отчисления включаются в состав издержек производства и обращения?
20. Какие налоги и сборы уплачиваются с выручки от реализации (оборота) товарно-материальных ценностей (продукции, услуг), а какие – за счет прибыли?
21. Какие льготы могут предоставляться организации по налогу на прибыль?
22. Как определяется сумма отчислений по социальному страхованию и обеспечению?
23. Какие социальные выплаты могут предоставляться работникам организаций за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?
24. Как отражаются в учете расчеты по налогам и сборам?
25. Когда возникают расчетные взаимоотношения субъекта хозяйствования с учредителями? Каким образом погашается задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд?
26. За счет каких средств начисляются дивиденды учредителям?
27. Каким образом определяется сумма возвращаемого учредителям имущества при ликвидации организации или выбытии учредителя?
28. В чем заключаются экономическая сущность и назначение расчетов со страховыми организациями?
29. Что определяют страховой полис и страховое свидетельство?
30. В каких случаях не выплачивается страховое возмещение?
31. Как ведется учет расчетов с дебиторами и кредиторами по нетоварным операциям (за услуги связи, электроэнергию, коммунальные платежи и т. п.)?
32. Как определяется в учете сальдо по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»?
33. Каким образом проводится инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей? Как отражаются в учете ее результаты?
34. В чем заключается экономическая сущность кредитов банка?
35. На каких условиях осуществляется кредитование субъектов хозяйствования?
36. Какова роль кредита в формировании оборотных активов организации?
37. Как определить платежеспособность и кредитоспособность организации?
38. Каков порядок предоставления кредитов субъектам хозяйствования?
39. Какие объекты используются в качестве кредитного обеспечения?
40. Может ли получить кредит убыточная организация?
41. На какие цели предоставляются краткосрочный и долгосрочный кредиты?
42. Какие формы кредитования используются в современных условиях хозяйствования?
43. Каким образом осуществляется погашение задолженности по выданным кредитам?
44. Как отражаются в учете расчеты по получению и погашению кредитов?